ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ruhttp://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-7858/2011
08 июня 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Басаева Д.В., Рылова Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Автономной некоммерческой негосударственной образовательной организации «Иркутская Вальдорфская Школа» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 марта 2012 года по делу № А19-7858/2011 по заявлению Автономной некоммерческой негосударственной образовательной организации «Иркутская Вальдорфская Школа» (ОГРН <***>) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН <***>) о признании незаконным решения от 18.03.2011 г., (суд первой инстанции: Титов В.М.),
В судебное заседание явились: от заявителя: не явился, извещен; от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Автономная некоммерческая негосударственная образовательная организация «Иркутская Вальдорфская Школа» (далее – организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска (далее – управление, ответчик) о признании незаконным решения от 18.03.2011 об отказе в принятии перечня рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения и поименных списков к ним за 2008, 2009 годы.
Решением суда первой инстанции от 14 июля 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 октября 2011 года решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.01.2012 г. решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 июля 2011 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 октября 2011 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Иркутской области от 28.03.2012 в удовлетворение заявленных требований отказано. В обоснование суд указал, что в части признания незаконным решения от 18.03.2011г. в принятии перечня рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения и поименные списки к ним за 2008 год заявителем пропущен срок на обжалование, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, тождественность характера профессиональной деятельности учреждений, которым определено право на досрочное назначение трудовой пенсии согласно Списку определяется Правительством Российской Федерации. Доказательств тождественности профессиональной деятельности Автономной некоммерческой негосударственной образовательной организации «Иркутская Вальдорфская Школа» профессиональной деятельности учреждений, которым определено право на досрочное назначение трудовой пенсии согласно спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений заявителем не представлено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, организация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 марта 2012 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование указано, что срок для обращения с заявлением о признании незаконным решения не пропущен, так как сведения были поданы заявителем после предложения пенсионного органа установить тождественность профессиональной деятельности и ответа департамента государственной политики в образовании об отсутствии необходимости в установлении тождественности и наличии права у работников заявителя на льготное исчисление трудового стажа для пенсионного обеспечения. Закон не ограничивает страхователя в праве предоставлять достоверные сведения для персонифицированного учета работников и в случае достоверности указанных сведений пенсионный орган обязан их принять вне зависимости от времени их предоставления. Кроме того, на основании свидетельства о государственной аккредитации АННОО «Иркутская Вальдорфская школа» является общеобразовательным учреждением, реализующим программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, виды которого предусмотрены пунктом 1.1. раздела «Наименование учреждений» Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Из анализа законодательства следует, что право на досрочное назначение пенсии педагогическим работникам законодатель связывает с видом и предметом деятельности учреждений, с характером работы.
Представители заявителя и ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями от 22.05.2012, от 21.05.2012. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом указаний Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, которые в силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Автономная некоммерческая негосударственная образовательная организация «Иркутская Вальдорфская Школа» 14.03.2011г. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска с заявлением №216 о принятии перечней и поименных списков учителей, имеющих право на досрочную трудовую пенсию за 2008 и 2009гг. К данному заявлению приложены Перечни и поименные списки за 2008 г. и 2009 г.
18.03.2011г. Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска письмом №НР11-04/2913 дан ответ об отказе в принятии Перечней, в связи с тем, что согласно представленным документам: устава от 06.12.2007г., свидетельства о государственной регистрации от 14.09.2007г., лицензии серии А № 055904 от 03.03.2008г., свидетельства о государственной аккредитации АА 169301 регистрационный №381 от 18.12.2008г., наименование заявителя указано как Автономная некоммерческая негосударственная образовательная организация «Иркутская Вальдорфская Школа». Организационно – правовая форма - организация не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Не согласившись с указанным решением органа Пенсионного фонда, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачей судопроизводства в арбитражных судах является обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из Закона Российской Федерации от 30.03.1998 N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» следует, что Российская Федерация признает обязательными юрисдикцию Европейского суда по правам человека и решения этого суда.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
Позиция Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград является первоосновой для совершения соответствующего процессуального действия.
По настоящему делу обжалуется решение Управления от 18.03.2011, в суд заявитель обратился, как следует из штампа Арбитражного суда Иркутской области - 25.04.2011, то есть в пределах трехмесячного срока.
Довод ответчика о том, что право на обращение в суд с заявлением о признании незаконным решения Пенсионного фонда в части отказа в принятии перечня рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения и поименные списки к ним за 2008 год возникло у заявителя 16.03.2009, после получения письма №ЕЛ-11/4-825 от 12.03.2009 «Информация по приему Перечней и поименных списков за 2008», содержащего аналогичные основания отказа в их принятии, что и в решении от 18.03.2011, подлежит отклонению.
Как было указано выше заявитель обжалует решение от 18.03.2011, а не решение от 16.03.2009 и это его конституционное право на выбор способа защиты своего нарушенного права. Кроме того, повторное обращение в орган ПФР с заявлением о принятии перечней… 14.03.2011г., на которое дан обжалуемый ответ, было вызвано попытками заявителя решить этот вопрос во внесудебном порядке, выполняя предложения УПФР установить тождественность профессиональной деятельности.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что при первоначальном рассмотрении дела суд первой инстанции не указывал на пропуск трехмесячного срока, а рассмотрел заявленные требования по существу. При обжаловании решения суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций также не указывали на пропуск заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что пропуск заявителем трехмесячного срока в данном случае является самостоятельным основанием для отказа в иске.
По существу заявленных требований суд апелляционной инстанции также полагает, что оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имеется.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, решения незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 (далее - Закон РФ N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости, назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии определяется на основании Списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Закона РФ N 173-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 2 статьи 13 Закона РФ N 173-ФЗ установлено, что после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица при подсчете страхового стажа периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ (далее - Закон РФ N 27-ФЗ) страхователями являются юридические лица; застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования (статья 3 Закона РФ N 27-ФЗ).
Как установлено статьей 5 Закона РФ № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (п. 1).
Пунктом 2 указанной нормы права предусмотрено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Из указанного следует, что страхователи обязаны в указанные сроки представлять в Пенсионный фонд документы индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Учитывая, что при неисполнении обязанности по предоставлению достоверных сведений на страхователя может быть возложена ответственность, предусмотренная статьей 17 Закона N 27-ФЗ, суд первой инстанции правомерно признал, что отказ в принятии перечня рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения и поименные списки к ним за 2008, 2009 годы нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование отказа Управлением Пенсионного фонда РФ в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска положена оценка соответствия организационно-правовой формы заявителя требованиям к организационно-правовой форме установленной законодателем при определении стажа работника, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, предусматривает наименование учреждения «школа», «общеобразовательное учреждение».
В пунктах 9 и 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъясняется, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
В Определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2010 N 301-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО1 на нарушение ее конституционных прав подпунктом "б" пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указано, что выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Таким образом, при разрешении таких споров следует исходить не из организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности либо формы собственности образовательного учреждения, а из его профиля. Поэтому в данном случае необходимо применять нормы не части первой Гражданского кодекса РФ, а положения специального закона - Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", где дается нормативное определение понятию «образовательное учреждение».
Согласно ст.12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
К образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) и другие.
При государственной аккредитации образовательного учреждения устанавливается его государственный статус, подтверждающий или изменяющий тип и (или) вид образовательного учреждения.
В соответствии с уставом Организация осуществляет деятельность в следующих направлениях:
- реализация общеобразовательных программ вальдорфской педагогики,
ориентированных на получение детьми среднего (полного) общего образования,
- реализация дополнительных образовательных программ, в том числе программы
Вальдофрского дошкольного воспитания; программы дополнительного профессионального образования по антропософским дисциплинам.
В 2008 -2009 годах организация осуществляла реализацию образовательных программ, что не опровергнуто органом Пенсионного фонда РФ.
На осуществление образовательных услуг у организации имелась лицензия.
В соответствии с представленным свидетельством о государственной аккредитации АА 169301 регистрационный № 381 от 18.12.2008 года Автономная некоммерческая негосударственная образовательная организация «Иркутская Вальдорфская школа» аккредитована как общеобразовательное учреждение.
Из п.1 ст.33.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" следует, что государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.
В письме департамента государственной политики в образовании за № 13-18 от 25 июня 2010 года указано, что АННОО «Иркутская Вальдорфская школа» является общеобразовательным учреждением, реализующим программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, виды которого предусмотрены пунктом 1.1. раздела «Наименование учреждений» Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. На основании изложенного установления тождественности наименования учреждения (организации) не требуется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска, основанный на оценке соответствия организационно-правовой формы заявителя требованиям к организационно-правовой форме установленной законодателем при определении стажа работника, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, нарушает конституционное установление, гарантирующее равенство граждан РФ на социальное обеспечение, и не соответствует вышеуказанным нормам действующего законодательства.
Учитывая, что при неисполнении обязанности по предоставлению достоверных сведений на страхователя может быть возложена ответственность, предусмотренная статьей 17 Закона N 27-ФЗ, суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу норм названного закона, Постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 30.01.2002 г. N 11п, орган ПФР в данном случае должен был провести документальную проверку достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений и вынести соответствующее решение в установленном порядке.
Согласно пункту 1 раздела I Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования (утверждены Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 30.01.2002 г. N 11п) при проведении документальных проверок индивидуальных сведений устанавливается соответствие содержащейся в них информации о трудовом стаже данным первичной учетной документации по учету кадров и характеру работы, а о заработке (вознаграждении), доходе и начисленных взносах - первичным данным бухгалтерского учета и требованиям действующих нормативных правовых актов. Пунктом 2 указанного раздела Методических рекомендаций установлено, что при документальной проверке необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: Налоговым кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", также иными предусмотренными данным пунктом нормативными правовыми актами.
Таким образом, отказ в принятии Перечней оформлен письмом от 18.03.2011г. №НР11-04/2913 в нарушение установленной процедуры документальной проверки и принятия соответствующего решения.
Принимая во внимание, что обжалуемый отказ в принятии перечня рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения и поименные списки к ним за 2008, 2009 годы нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не соответствует закону, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной, решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании п.4 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28.03.2012г., принятое по делу №А19-7858/2011, отменить, принять новое решение.
Заявленное требование Автономной некоммерческой негосударственной образовательной организации «Иркутская Вальдорфская Школа» удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г.Иркутска от 18.03.2011 об отказе в принятии перечня рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения и поименные списки к ним за 2008, 2009 годы и не соответствующим Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г.Иркутска восстановить нарушенные права и законные интересы Автономной некоммерческой негосударственной образовательной организации «Иркутская Вальдорфская Школа».
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий Э.П. Доржиев
Судьи Д.Н. Рылов
Д.В. Басаев