НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 № 04АП-2456/19

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Чита                                                                              дело № А19-1460/2019

04 июня  2019 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Каминского В.Л.,

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеудинском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 февраля 2019 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу №А19-1460/2019 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеудинском районе Иркутской области (ОГРН 1023801891112, ИНН 3813000845) к Думе Нижнеудинского муниципального образования (ОГРН 1093816000541, ИНН 3813003740) о взыскании штрафных санкций в размере 500 руб.,

 (суд первой инстанции: судья Назарьева Л.В.),

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеудинском районе Иркутской области (далее – заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Думы Нижнеудинского муниципального образования (далее – ответчик, Дума) штрафных санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2017 год в размере 500 руб.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 февраля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Пенсионный фонд  ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований, полагая, что в действиях ответчика наличествует состава вмененного правонарушения и имелись основания для взыскания финансовой санкции.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен. 

Информация о принятии  апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети «Интернет» 26.04.2019.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда российской Федерации от 18.04.2017 года №10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2- 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон № 27-ФЗ), Пенсионным фондом составлен акт от 29.05.2018 № 048S18180008033, на основании которого 27.06.2018 принято решение № 048S19180009658 о привлечении ответчика  к ответственности, предусмотренной абзацем  3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Требование об уплате штрафа в установленные сроки (до 27.07.2018) не исполнено, штраф не уплачен.

На основании заявления Фонда, Арбитражным судом Иркутской области 20.12.2018 по делу № А19-30870/2018 вынесен судебный приказ о взыскании с Думы в пользу Пенсионного фонда штрафной санкции в размере 500 руб., который впоследствии определением от 09.01.2019 в связи с поступившими в суд возражениями был отменен.

Данные обстоятельства явились основанием для обращения с иском в суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, указав, что оснований для привлечения заявителя к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ у Пенсионного фонда не имелось.

Суд апелляционной инстанции признает правильными и обоснованными выводы суда первой инстанции, а принятое им решение - подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Право органов Пенсионного фонда Российской Федерации на взыскание штрафа в судебном порядке предусмотрено статьей 17 Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете.

В соответствии с частями 4, 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (далее – Закон № 167- ФЗ) застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ страхователи - юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Законом № 167-ФЗ), осуществляющие прием на  работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

На основании пункта 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ.

Из материалов дела следует, что Дума привлечена Пенсионным фондом к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, за отчетный период 2017 год в отношении 1 застрахованного лица в виде штрафа в размере 500 руб.

Суд апелляционной инстанции признает позицию Пенсионного фонда ошибочной в связи со следующим.

В соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 5.1 статьи 40 Закона № 131- ФЗ).

Согласно части 2 статьи 8 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» (далее – Закон № 122-оз) размеры и условия оплаты труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, самостоятельно определяет представительный орган муниципального образования с соблюдением установленных законодательством требований. Увеличение (индексация) денежного вознаграждения и денежного поощрения выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, производится в соответствии с федеральными законами.

Период осуществления выборным лицом местного самоуправления своих полномочий на постоянной основе засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы (службы) по специальности, а также в стаж (общую продолжительность) государственной гражданской службы Иркутской области, муниципальной службы в соответствии с федеральными законами (часть 2 статьи 7 Закона № 122-оз).

В силу статьи 11 Закона № 122-оз выборное лицо местного самоуправления, осуществляющее полномочия на постоянной основе, подлежит обязательному медицинскому и государственному социальному страхованию в порядке, установленном федеральными законами и муниципальными правовыми актами.

Таким образом, при осуществлении своих полномочий на постоянной основе на выборное лицо представляется отчетность по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ

Вместе с тем, частью 1 статьи 12 Закона № 122-оз предусмотрено, что выборное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, временно освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы на период осуществления его полномочий для участия в заседаниях выборного органа местного самоуправления и формируемых им органов, а также иных полномочий, связанных со статусом выборного лица местного самоуправления, с сохранением места работы (должности).

Выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на непостоянной основе, возмещаются расходы, связанные с осуществлением его полномочий, за счет средств соответствующего местного бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности органов местного самоуправления, в порядке и размере, установленных муниципальными правовыми актами (часть 2 статьи 12 Закона № 122-оз).

Согласно части 1статьи 28 Устава муниципального образования «Нижнеудинский район» принятого решением Думы Нижнеудинского района от 26.02.1999 № 7 (далее – Устав) председатель Думы муниципального района избирается тайным голосованием из числа депутатов на первом заседании Думы на срок полномочий Думы.

Дума муниципального района состоит из 21 депутата, избираемого на муниципальных выборах сроком на 5 лет (часть 1 статьи 27 Устава).

В соответствии со статьей 30 Устава депутаты Думы осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе (часть 1). К организационным формам деятельности Думы относятся заседания Думы муниципального района, депутатские слушания и формы реализации контрольных полномочий Думы муниципального района (часть 2).

Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренныетрудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Исходя из положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы.

В данном случае осуществление депутатами и председателем Думы своих полномочий на непостоянной основе не предполагает возникновения трудовых или гражданско-правовых отношений, трудовой договор не заключается. Выплата в пользу таких лиц вознаграждения и компенсации за счет средств местного бюджета осуществляется не по трудовому договору и не по гражданско-правовому договору.

Как следует из представленной Главой Администрации Нижнеудинского муниципального образования информации от 18.02.2019, в бюджете муниципального образования на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годы не предусмотрены бюджетные ассигнования на содержание представительного органа власти Нижнеудинского муниципального образования и соответственно не производятся выплаты председателю и депутатам Думы.

В силу статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных. В то же время обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон № 27-ФЗ не предусматривает.

С учетом вышеизложенного апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии  оснований для привлечения ответчика  к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ, соответственно, оснований к удовлетворению заявленных требований не имеется.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как основанные на ошибочном толковании указанных норм права.

При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В силу части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 февраля 2019 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу №А19-1460/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                    В.Л. Каминский