НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2009 № 04АП-432/09

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100 «б»

Тел.(3022) 35-96-26 Тел./факс (3022) 35-70-85

E-mail: apelsud@mail.ru http:/4aas/arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Чита Дело №А10-3908/08

«10» марта 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2009 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,

судей Ячменёва Г.Г., Борголовой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бублиевич Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 января 2009 года по делу № А10-39087/08 по заявлению войсковой части 26292 к Территориальному управлению финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении № 02-187/2008 от 26 ноября 2008 года

(суд первой инстанции: Устинова Н.В.),

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Печенкина Р.А., представителя по доверенности от 24.02.2009,

от административного органа - не было,

установил:

Войсковая часть 26292 обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении № 02-187/2008 от 26 ноября 2008 года Территориального управления финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (далее – Управление, административный орган) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 января 2009 года требования удовлетворены. Как следует из судебного акта, основанием для удовлетворения требований послужил вывод суда о том, что при отсутствии доказанности факта нецелевого использования бюджетных средств в размере 9600 руб., предназначенных к выплате по виду расходов 239 «Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания» подстатье 211 «Заработная палата», привлечение к административной ответственности является неправомерным. При этом судом первой инстанции не принят во внимание довод заявителя об отсутствии у войсковой части 26292 статуса юридического лица.

Управление, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе административный орган ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда обстоятельствам дела не соответствуют, а нецелевое использование бюджетных средств войсковой частью 26292 подтверждается актом проверки № 212 от 17 октября 2008 года.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Административный орган своего представителя для участия в судебном заседании не направил.

В соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

В судебном заседании представитель заявителя с указанными в апелляционной жалобе доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Территориальным управлением Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Республике Бурятия проведена проверка отдельных вопросов финансово - хозяйственной деятельности Войсковой части 26292 за период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года, по результатам которой составлен акт № 212 от 17 октября 2008 года.

В ходе проверки установлено, что 16 ноября 2007 года по заявке № 23 от 14.11.2007 в кассу войсковой части 26292 из бюджета поступили денежные средства в размере 2 200 000 руб., в том числе 2 073 200 руб. по виду расходов 239 «Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания» подстатье 211 «Заработная плата» на выплату денежного довольствия за ноябрь.

26 ноября 2007 года войсковой частью 26292 из кассы по расходному кассовому ордеру №1107 и расчетно-платежной ведомости №475 по виду расходов 472 «Пособия и компенсация военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа» подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» произведена выплата единовременного пособия по рождению ребенка в размере 9 600 руб. за счет средств вида расходов 239 «Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания» подстатья 211 «Заработная плата», допущено нецелевое использование бюджетных средств.

По данному факту 17 октября 2008 года старшим контролером-ревизором Управления Гомбоевым Б.Д., в присутствии командира части Хасанова А.Б., составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении рассмотрено с участием представителя по доверенности Печенкина Р.А.

Постановлением №02-187/2008 от 26 ноября 2008 года войсковая часть 26292 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о недоказанности факта нецелевого использования войсковой частью 26292 бюджетных средств, исходя из следующего.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Следовательно, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств, определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

В силу пункта 4 статьи 158 и пункта 6 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем этих средств сметой доходов и расходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Бюджетного кодекса РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с Приложениями № 5 и 6 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (действовавшего в спорный период) установлены виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации.

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления в силу пункта 4 статьи 23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Реализуя указанные полномочие Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей подстатей классификации. В 2007 год действовали Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации №168 н от 08.12.2006.

Из оспариваемого постановления административного органа следует, что основанием привлечения войсковой части 26292 к ответственности явилось нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в том, что 26.11.2007 из кассы были выданы денежные средств в сумме 9 600 руб. на выплату старшему прапорщику Афанасьеву А.Г единовременного пособия при рождении ребенка за счет средств, полученных по виду расходов 239 «Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания» подстатье 211 «Заработная плата».

Вместе с тем, из кассовой книги войсковой части 26292 следует, что на начало дня 26 ноября 2007 года остаток по бюджету составил 690 074 руб.; приход по бюджету за день составил 1513 руб. 29 коп.; расход по бюджету в течение дня составил 262 232 руб. 85 коп., в том числе 9 600 руб. по расчетно-платежной ведомости №475 (на выплату единовременного пособия при рождении ребенка); на конец дня остаток по бюджету составил 429 354 руб. 44 коп.

Документы в подтверждение обстоятельств, из каких видов расходов складывается сумма остатка денежных средств на начало дня 26.11.2007 в сумме 690 074 руб., административным органом не представлены. Не представлены также доказательства, содержащие перечень статьей и подстатей бюджетной классификации, к расходам которых отнесены денежные средства, составляющие сумму остатка 429 354 руб. 44 коп. на конец дня 26.11.2007.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что Управлением не представлено доказательств, подтверждающих, что 26 ноября 2007 года в кассе войсковой части 26.11.2007 не имелось денежных средств в размере 9600 руб., предназначенных для выплаты детских пособий, и что выплата произведена за счет средств, предназначенных для выплаты денежного довольствия военнослужащим.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неправомерности привлечения войсковой части 26292 к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.

Судом первой инстанции также дана надлежащая оценка доводам заявителя об отсутствии у войсковой части 26292 статуса юридического лица в связи с признанием решением суда его регистрации в качестве юридического лица недействительной.

Как следует из материалов дела, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о признании государственной регистрации юридического лица при создании недействительной на основании решения суда; запись в Едином государственном реестре юридических лиц об исключении войсковой части 26292 из реестра отсутствует. При таких обстоятельствах правовых оснований считать войсковую часть 26292 прекратившей свое существование в качестве юридического лица не имеется.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 января 2009 года по делу № А10-3908/08, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 января 2009 года по делу №А10-3908/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий Э.В. Ткаченко

Судьи Г.Г. Ячменёв

Г.В. Борголова