НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 31.10.2017 № А03-17431/16

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А03-17431/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2017 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Чапаевой Г.В.

судей Кокшарова А.А.

Поликарпова Е.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Усть-Пристанского района Алтайского края на решение от 03.05.2017 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 06.07.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кайгородова М.Ю., Афанасьева Е.В., Ярцев Д.Г.) по делу № А03-17431/2016 по иску администрации Усть-Пристанского сельсовета Усть-Пристанского района Алтайского края (659580, Алтайский край, Усть-Пристанский р-н,
с. Усть-Чарышская пристань, ул. Пушкина, 23; ОГРН 1022202863935, ИНН 2285000865) к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края (659580, Алтайский край, Усть-Пристанский р-н, с. Усть-Чарышская пристань, ул. 1 Мая, 12; ОГРН 1022202864452, ИНН 2285003048) о взыскании задолженности.

Другие лица, участвующие в деле: муниципальное бюджетное учреждение культуры «Усть-Пристанский районный дом культуры» Усть-Пристанского района Алтайского края (659580, Алтайский край, Усть-Пристанский р-н, с. Усть-Чарышская пристань, ул. Пушкина, 15; ОГРН 112289000713, ИНН 2285005126); муниципальное унитарное предприятие «Исток+» (659580, Алтайский край, Усть-Пристанский р-н, с. Усть-Чарышская пристань, ул. Ленина, 85; ОГРН 1132201000293, ИНН 2285005180).

Суд установил:

администрация Усть-Пристанского сельсовета Усть-Пристанского района Алтайского края (далее – Администрация сельсовета, истец) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с иском к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края (далее – Администрация района, ответчик) о взыскании задолженности в размере 518 232,46 руб., связанной с неисполнением ответчиком обязательств по перечислению финансовых средств в виде межбюджетных трансфертов во исполнение соглашения от 12.01.2015 о передаче Администрацией района части полномочий по решению вопросов местного значения в области культуры Администрации сельсовета.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное бюджетное учреждение культуры «Усть-Пристанский районный дом культуры» (далее – Дом культуры), муниципальное унитарное предприятие «Исток+» (далее – МУП «Исток+»).

Решением от 03.05.2017 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 06.07.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 457 382,79 руб. задолженности, в удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе Администрация района, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Администрация сельсовета возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.

Судами и материалами дела установлено следующее.

12.01.2015 между истцом и ответчиком заключено Соглашение, по условиям которого Администрация района передает, а Администрация сельсовета принимает осуществление части полномочий Администрации района в области культуры по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, создание условий для обеспечения услугами по организации досуга и услугами организаций культуры, в том числе: полномочий по выплате заработной платы с начислениями по оплате труда работникам, осуществляющим организационно-методические функции в Доме культуры, расположенном по адресу: Алтайский край Усть-Пристанский район, с. Усть-Чарышская Пристань, ул. Пушкина, 15, и возмещению части затрат по коммунальным услугам для здания Дома культуры.

Администрация района ежемесячно перечисляет Администрации сельсовета финансовые средства в виде межбюджетных трансфертов
(пункт 2.1 Соглашения).

Средства на реализацию переданных полномочий предусматриваются в составе бюджета Усть-Пристанского района в виде иных межбюджетных трансфертов (пункт 3.1 Соглашения).

Согласно пункту 4.3 Соглашения объем предусмотренных межбюджетных трансфертов должен обеспечить финансирование переданных полномочий в полном объеме.

В расчете иных межбюджетных трансфертов на 2015 год стороны установили, что общий объем иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету поселения для осуществления полномочий, составляет 964 тыс. руб., из них: на оплату труда с начислениями в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы, согласно действующих штатных расписаний – 764 тыс. руб.; на возмещение коммунальных услуг по содержанию здания – 200 тыс. руб.

Во исполнение условий Соглашения на основании распоряжения главы Администрации района № 10-р от 19.01.2015 стороны 19.01.2015 заключили договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Усть-Пристанский район Алтайского края, по условиям которого Администрация района передает в безвозмездное временное пользование Администрации сельсовета нежилые помещения культурно-спортивного комплекса общей площадью 1 148,1 кв.м, расположенные по адресу: Алтайский край Усть-Пристанский район, с. Усть-Чарышская Пристань, ул. Пушкина, 15.

16.01.2015 составлен акт о проведении расчетов по разделу оплаты за отопление здания Дома культуры и ДЮСШ с. Усть-Чарышская пристань, которым определили, что отопление помещений объемом 9 422,3 куб.м оплачивает Администрация района, а отопление помещений объемом
7 045,9 куб.м оплачивает Администрация сельсовета.

В связи с уточнением объемов помещений истец и МУП «Исток+» 16.01.2015 подписали дополнительное соглашение к договору на теплоснабжение № 15 от 01.07.2013, в котором установили объем отапливаемых помещений, относящихся к Усть-Пристанскому сельсовету, в размере 7 045,9 куб.м.

В соответствии с выставленными МУП «Исток+» в адрес Администрации сельсовета счетами-фактурами стоимость услуг по теплоснабжению здания Дома культуры в 2015 году составила 260 852,27 руб.

Как указал истец, во исполнение условий Соглашения часть сотрудников Дома культуры с 01.01.2015 принята в штат Усть-Пристанского сельсовета.

Согласно справкам о доходах указанные лица от истца получили в
2015 году общий доход в размере 257 382,79 руб.

Таким образом, общий размер финансовых средств, необходимых по мнению Администрации сельсовета для реализации переданных ей по Соглашению полномочий, в 2015 году составил 518 232,46 руб.

На претензию истца от 02.09.2016 с требованием оплатить вышеуказанную задолженность ответчик ответил отказом.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь положениями статей 1-6, 41, 86, 142.4, 142.5, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25, пришли к выводам, что в рассматриваемом случае на основании Соглашения у ответчика возникли обязательства по предоставлению истцу денежных средств, заявленная ко взысканию задолженность является неисполненным обязательством ответчика по Соглашению и, соответственно, убытками Администрации сельсовета.

Суды признали обоснованными требования в сумме 457 382,79 руб. (затраты на оплату труда в размере 257 382,79 руб., затраты на теплоснабжение помещений Дома культуры в сумме 200 000 руб.), скорректировав (уменьшив) размер трансфертов на возмещение коммунальных услуг по содержанию здания до 200 000 руб. в соответствии с подписанным сторонами расчетом межбюджетных трансфертов, прилагаемом к Соглашению.

Доводы Администрации района относительно незаключения сторонами Соглашения получили правовую оценку суда первой инстанции и правомерно отклонены, в том числе со ссылками на Порядок заключения соглашений о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления Усть-Пристанского района Алтайского края и органами местного самоуправления сельских поселений Усть-Пристанского района Алтайского края (утвержден решением Усть-Пристанского районного Совета депутатов Алтайского края № 46 от 23.12.2014, далее – Порядок).

Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, что доказательств, отвечающих требованиям статей 67, 68 АПК РФ, соблюдения процедуры расторжения сторонами Соглашения в соответствии с его условиями, либо условиями Порядка, ответчиком в материалы дела не представлено; принятие решений Советами депутатов не повлияло на права и обязанности сторон по Соглашению.

Поскольку кассационная жалоба Администрации района не содержит доводов по существу относительно несогласия с выводами судов в части размера трансфертов на возмещение коммунальных услуг по содержанию здания Дома культуры в сумме 200 000 руб., кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в названной части.

Как уже отмечалось, Соглашением предусмотрено (пункт 1), что Администрация района передает, а Администрация сельсовета принимает осуществление части полномочий в области культуры по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, создание условий для обеспечения услугами по организации досуга и услугами организаций культуры, в том числе: полномочий по выплате заработной платы с начислениями по оплате труда работникам, осуществляющим организационно-методические функции в Доме культуры.

Удовлетворяя заявленные требования по настоящему эпизоду, суды указали, что во исполнение условий Соглашения ряд сотрудников Дома культуры с 01.01.2015 принят в штат Усть-Пристанского сельсовета; согласно справкам о доходах указанные лица получили в 2015 году общий доход в размере 257 382,79 руб. (л.д. 75-79, 86-90).

В то же время, кассационная инстанция полагает, что в нарушение статей 71, 168, 170, 271 АПК РФ арбитражными судами не дана полная и всесторонняя оценка доводам ответчика, изложенным, в том числе в отзыве на исковое заявление (л.д. 65-66 том 1), в апелляционной жалобе (л.д.26-30 том 2), относительно того, что некоторые работники (в частности, уборщица, истопник, рабочий), в отношении которых возмещены затраты по заработной плате, не могут осуществлять организационно-методические функции в области культуры; что работники, принятые Администрацией сельсовета в Усть-Чарышский клуб, не имеют отношения к лицам, осуществляющим организационно-методические функции в Доме культуры.

Из судебных актов не представляется возможным установить, на основании каких представленных в материалы дела доказательств суды пришли к выводу, что прием граждан на работу в Администрацию сельсовета в Усть-Чарышский клуб на ставки хормейстера, аккомпаниатора, уборщицы, рабочего, культорганизатора является исполнением условий Соглашения (л.д. 18, 86-90 том 1).

Учитывая, что судами допущено существенное нарушение норм процессуального права, выразившееся в неполном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и неустановлении фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в части взыскания с Администрации района 257 382,79 руб. задолженности на оплату заработной платы, - л.д. 17 том 1.

При новом рассмотрении дела суду следует устранить данные нарушения, всесторонне, полно и объективно исследовать все имеющиеся материалы, установить обстоятельства, обосновывающие причинно-следственную связь между действиями истца по приему граждан в штат Администрации сельсовета (Усть-Чарышский клуб) и условиями Соглашения (в том числе, учитывая содержание пункта 1 относительно выплаты заработной платы), при необходимости предложить сторонам обосновать свои доводы и возражения представлением новых доказательств, дать оценку всем доводам сторон.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 03.05.2017 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 06.07.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-17431/2016 отменить в части взыскания с администрации Усть-Пристанского района Алтайского края в пользу администрации Усть-Пристанского сельсовета Усть-Пристанского района Алтайского края 257 382,79 руб. задолженности.

В указанной части направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.

В остальной части принятые по настоящему делу судебные акты оставить без изменения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Г.В. Чапаева

Судьи А.А. Кокшаров

Е.В. Поликарпов