НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 30.03.2015 № А67-1724/12

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                     Дело № А67-1724/2012

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2015 года .

Постановление изготовлено в полном объёме апреля 2015 года .

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего             Мелихова Н.В.

судей                                            Коробейниковой О.С.

                                                      ФИО1

рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при ведении протокола помощником судьи
Долгих М.Г. кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску
на определение от 17.09.2014 Арбитражного суда Томской области
(судья Григорьев С.В.) и постановление от 01.12.2014
Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кудряшева Е.В., Логачёв К.Д., Усенко Н.А.) по делу № А67-1724/2012 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Томнефтегазстрой» (город Томск, улица Кулагина, 6Б, ИНН
7017034988, ОГРН1037000082547), принятые по результату рассмотрения жалобы Федеральной налоговой службы на действия конкурсного управляющего должником  Кузякова  Сергея  Юрьевича.

Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Пирогов М.В.) в заседании участвовал представитель Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску ФИО4
по  доверенности  от  26.11.2014.

Суд установил:

решением Арбитражного суда Томской области от .08.2013
общество с ограниченной ответственностью «Томнефтегазстрой» (далее - ООО «Томнефтегазстрой» , должник) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждён  Кузяков  Сергей  Юрьевич  (далее  -  Кузяков  С.Ю.).

Федеральная налоговая служба в лице инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску (далее - ФНС России, уполномоченный орган) 01.08.2014 обратилась в Арбитражный суд Томской области
с жалобой о признании незаконными действий (бездействия) конкурсного управляющего ООО «Томнефтегазстрой» ФИО3, выразившихся:

- в нарушении срока опубликования сведений о результатах инвентаризации имущества должника в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ), как не соответствующих пункту 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) ;

- в нарушении срока опубликования сведений о проведении торгов
в ЕФРСБ, как не соответствующих пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве;

- в проведении инвентаризации более 8 месяцев, как
не  соответствующих  пункту 2 статьи 129 Закона  о  банкротстве;

- в непредставлении перечня дебиторов с указанием суммы задолженности и даты её возникновения, как не соответствующих пункту 4
статьи 20.3, пункту 2 статьи 129, пунктам 1, 2 статьи 143 Закона
о  банкротстве;

- в сохранении штатных единиц должника, как не соответствующих
пунктам 2, 4 статьи 20.3 Закона  о  банкротстве;

- в привлечении специалистов общества с ограниченной ответственностью «Бухгалтерско-правовое агентство» (далее -
ООО «Бухгалтерско-правовое агентство»), как
не соответствующими
статьям 12, 16, 20.3, 20.7, пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве,
пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации
от 06.02.2004 № 56 «Об общих правилах подготовки, организации
и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов  кредиторов».

Определением от 17.09.2014 Арбитражный суд Томской области отказал в удовлетворении жалобы ФНС России на действия конкурсного управляющего ФИО3, в части признания действий (бездействия), выразившихся: в нарушении срока опубликования сведений о результатах инвентаризации имущества должника в ЕФРСБ; в проведении инвентаризации в течение более 8 месяцев; в непредставлении перечня всех дебиторов с указанием суммы задолженности и даты её образования;
в сохранении штатных единиц должника, несоответствующими действующему  законодательству.

В отдельное производство для совместного рассмотрения с жалобой общества с ограниченной ответственностью «ИнвестГрупп» на действия (бездействие) конкурсного управляющего ФИО3 выделена жалоба уполномоченного органа в части признания несоответствующими законодательству о банкротстве действий (бездействия) конкурсного управляющего ФИО3, выразившихся в привлечении специалистов ООО  «Бухгалтерско-правовое  агентство».

Суд первой инстанции установил, что сообщение о результатах инвентаризации опубликовано конкурсным управляющим в установленный законом срок; ответственность за соблюдение сроков публикации сообщения возлагается на организатора торгов; длительный срок проведения инвентаризации вызван объективными причинами, связанными с утратой бухгалтерских документов, значительным объёмом документации
и увольнением сотрудников; отсутствие перечня дебиторов в отчётах конкурсного управляющего не нарушает требования законодательства,
права и законные интересы уполномоченного органа; сохранение в штате должника кассира и советника генерального директора являлось необходимым для целей проведения мероприятий в конкурсном производстве.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда
от 01.12.2014 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Суд апелляционной инстанции отклонил приведённые уполномоченным органом доводы о неправильной оценке судом первой инстанции ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим своих обязанностей.

В кассационной жалобе ФНС России просит отменить определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции
об отказе в удовлетворении жалобы уполномоченного органа на действия конкурсного управляющего ООО «Томнефтегазстрой» Кузякова С.Ю.
в части признания действий (бездействий), выразившихся: в проведении инвентаризации в течение более 8 месяцев; в непредставлении перечня всех дебиторов с указанием суммы задолженности и даты её образования;
в сохранении штатных единиц должника, несоответствующими действующему законодательству, принять по делу новый судебный акт
по  существу  данного  спора.

Заявитель кассационной жалобы не согласен с оценкой судами обстоятельств несвоевременного опубликования конкурсным управляющим сообщения о проведении торгов по продаже имущества должника,
а также проведении инвентаризации имущества должника в неразумные сроки, что повлекло затягивание сроков проведения мероприятий
по  продаже  имущества  должника  и  конкурсного  производства.

По утверждению уполномоченного органа, в нарушение пункта 4
статьи 20.3, пункта 2 статьи 129. пунктов 1, 2 статьи 143 Закона
о банкротстве конкурсным управляющим не представлялись сведения
о полной конкурсной массе, за счёт которой кредиторы могут
рассчитывать  на  удовлетворение  своих  требований.

Также заявитель кассационной жалобы не согласен с необоснованным сохранением конкурсным управляющим штатных единиц должника, потребность в которых отсутствовала, следствием чего явилось уменьшение конкурсной  массы.

Представитель ФНС России  в судебном заседании настаивает
на  отмене  судебных  актов.

Конкурсный управляющий Кузяков С.Ю. направил отзыв
с возражениями против доводов, изложенных в
кассационной жалобе уполномоченного органа. Кузяков С.Ю. согласен с выводами судов
об оценке обстоятельств проведения им конкурсного производства
в соответствии с нормами Закона о банкротстве, при котором им не были нарушены  права  и  законные  интересы 
уполномоченного  органа.

Проверив законность определения суда первой инстанции
и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению  по  следующим  основаниям.

На стадии проведения в отношении ООО «Томнефтегазстрой» процедуры конкурсного производства, открытой решением суда
от 21.08.2013, уполномоченный орган обжаловал бездействия конкурсного управляющего ФИО3, выразившиеся в нарушении срока опубликования сведений о результатах инвентаризации имущества должника в ЕФРСБ,  в нарушении срока опубликования сведений о проведении торгов в ЕФРСБ, в проведении инвентаризации в течение более 8 месяцев,
в непредставлении перечня всех дебиторов с указанием суммы задолженности и даты её образования, в сохранении штатных единиц должника.

Исходя из содержания статьи 60 Закона о банкротстве, кредиторы,
в том числе уполномоченный орган, вправе обжаловать действия арбитражного управляющего, нарушающие их права и законные интересы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве
при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве,
арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно
в  интересах  должника,  кредиторов  и  общества.

Согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве обязанностью конкурсного управляющего, в числе прочих, является принятие в ведение имущества должника; проведение его инвентаризации; включение в ЕФРСБ сведений о результатах инвентаризации имущества должника в течение трёх рабочих дней с даты её окончания; принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника; уведомление работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем  в  течение  месяца  с  даты  открытия  конкурсного  производства.

В ходе исследования материалов дела суд первой инстанции установил, что конкурсный управляющий 31.10.2013 завершил инвентаризацию имущества должника и составил инвентаризационную опись основных средств № 6. На сайте ЕФРСБ 01.11.2013 сформировано сообщение
№ 186836  о  результатах  инвентаризации.

Следовательно, сведения о результатах инвентаризации имущества должника включены конкурсным управляющим в ЕФРСБ в пределах срока, установленного  Законом  о  банкротстве.

При утверждении на собрании кредиторов от 21.02.2014 порядка продажи и начальной продажной цены имущества должника организатором торгов определена специализированная организация - общество
с ограниченной ответственностью «Аукционная компания «АСТА» (далее -
ООО «АК «АСТА»).

В соответствии с пунктом 5 Порядка продажи имущества срок опубликования и размещения в сети Интернет сообщения о проведении торгов установлен не позднее одного месяца с даты утверждения собранием кредиторов  Порядка  продажи.

По условиям заключённого с этим лицом договора поручения
от 17.03.2014 (пункт 2.1.1) обязанность по публикации сообщения возлагалась  на  ООО  «АК  «АСТА»,  что  было  им  исполнено  05.05.2014.

Ввиду возложения обязанности по опубликованию сообщения
о продаже имущества должника на ООО «АК «АСТА» и отсутствия доказательств затягивания процедуры конкурсного производства суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что права
уполномоченного  органа  вследствие  несвоевременной  публикации  такого  сообщения  не  нарушены.

Рассматривая довод в части проведения конкурсным управляющим инвентаризации имущества должника в течение более 8 месяцев, суд первой инстанции учёл объективные обстоятельства, связанные с передачей неполной бухгалтерской базы, утратой бухгалтерских документов, несовпадением информации в разных бухгалтерских базах,
неподтверждением дебиторами сумм задолженности, увольнением работников  и  значительным  объёмом  документации.

Материалами дела подтверждено совершение конкурсным управляющим действий, направленных на установление размера дебиторской задолженности ООО «Томнефтегазстрой» и перечня дебиторов, в течение всего  периода  проведения  инвентаризации  с  26.09.2013  по  19.08.2014.

Следовательно, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы уполномоченного органа о нарушении конкурсным управляющим ФИО3 сроков проведения инвентаризации и положений пункта 2 статьи 129 Закона  о  банкротстве.

Кроме того, отклоняя доводы уполномоченного органа о нарушении конкурсным управляющим прав кредиторов отсутствием в отчётах
должника перечня всех дебиторов с указанием суммы задолженности и даты её образования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того,
что, действуя добросовестно и разумно, конкурсный управляющий не вправе был включать в отчёт сведения о дебиторской задолженности,
не подтверждённой первичными документами, или невозможной
к  взысканию.

Инвентаризация расчётов с дебиторами была завершена только 19.08.2014, при этом типовая форма отчёта конкурсного управляющего
не предусматривает указания в отчёте перечня всех дебиторов
до предъявления к ним требования конкурсным управляющим, собрание кредиторов не принимало решения об обязании конкурсного управляющего представить  такой  перечень.

Учитывая, что до завершения инвентаризации дебиторской задолженности у конкурсного управляющего отсутствовали основания
для предъявления требований дебиторам, отсутствие в отчётах
конкурсного управляющего перечня дебиторов не привело к нарушению прав  и  законных  интересов  уполномоченного  органа.

При рассмотрении жалобы уполномоченного органа в части действия (бездействия) конкурсного управляющего, выразившегося в необоснованном сохранении штатных единиц должника, суд первой инстанции установил,
что сохранение трудовых отношений с кассиром и советником бывшего директора оправданно для целей конкурсного производства и не нарушает права  и  законные  интересы  кредиторов.

Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о недоказанности несоответствия действий (бездействия) конкурсного управляющего законодательству о банкротстве и нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) конкурсного управляющего прав и законных интересов уполномоченного  органа  и  кредиторов.

Суд апелляционной инстанции обоснованно поддержал выводы
суда  первой  инстанции.

Доводы уполномоченного орган, приведённые в кассационной жалобе, на ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим своих обязанностей подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела
и выражают несогласие с выводами судов об оценке установленных обстоятельств в соответствии с правильным применением норм законодательства  о  банкротстве.

Таким  образом,  кассационная  жалоба  заявителя  на  судебные  акты  не  подлежит  удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290
АПК  РФ,  Арбитражный  суд  Западно-Сибирского  округа

постановил:

определение от 17.09.2014 Арбитражного суда Томской области
и постановление от 01.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного
суда по делу № А67-1724/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой  службы  по  городу  Томску  -  без  удовлетворения.

Постановление  вступает  в  законную  силу  со  дня  его  принятия.

Председательствующий                                             Н.В. ФИО5

Судьи                                                                          О.С. Коробейникова

                                                                                     В.А. Лошкомоева