НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 30.01.2018 № А75-3220/17

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А75-3220/2017

Резолютивная часть постановления объявлена   января 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2018 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Шабановой Г.А.

судей                                                    Григорьева Д.В.

                                                             Ильина В.И.

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на решение от 19.06.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (судья Заболотин А.Н.)
и постановление от 11.10.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Лотов А.Н.) по делу
№ А75-3220/2017 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора)
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (628011, город
Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ОГРН 1048600006179,
ИНН 8601024089) к обществу с ограниченной ответственностью
«РН-Юганскнефтегаз» (628309, город Нефтеюганск, улица Ленина, 26,
ОГРН 1058602819538, ИНН 8604035473) о взыскании вреда, причиненного почвам.

Другое лицо, участвующее в деле, – Служба по контролю и надзору
в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений.

В заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» – Павлова А.Н. по доверенности
от 01.01.2017.

Суд установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округ-Югре (далее – управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением
к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз»
(далее – ООО «РН-Юганскнефтегаз», общество) о взыскании 4 776 000 руб. ущерба, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – Природнадзор Югры).

Решением от 19.06.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оставленным без изменения постановлением          от 11.10.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда,
в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявленное им требование.

По мнению подателя жалобы, факт нахождения загрязненного участка на землях лесного фонда не доказан; суды не учли, что расположение участка аварии за пределами лесного фонда подтверждается письмом Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – департамент) от 30.09.2016                     № 14-исх-10460; координаты, указанные обществом в сообщении об инциденте, незначительно отличаются от координат в определении об истребовании сведений  от 22.06.2016.

В отзыве на кассационную жалобу ООО «РН-Юганскнефтегаз», соглашаясь с выводами судов, просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения.

Природнадзором Югры отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представлен.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствовавшего в заседании представителя общества, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, в результате аварии на водоводе     «КНС-5А – КНС-5» (420 м от КНС-5А) Мамонтовского месторождениянефти, эксплуатируемого ООО «РН-Юганскнефтегаз», 10.02.2016 произошел разлив нефтесодержащей жидкости на рельеф местности. Координаты места инцидента: N 60°51'55'', Е 72°49'8'' (Пулково 42); N 60°51'57'', Е 72°49'4''  (WGS 84); точка порыва Х-60.86557, Y-72.81816. Площадь загрязнения по данным маркшейдерской съемки общества составила 0,1592 га.

Согласно заключению Сургутского отдела филиала федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 21.06.2016 № 269 концентрация загрязняющих веществ в пробах, отобранных на данном участке, превысила фоновый показатель по нефтепродуктам в 97 раз.

Постановлением управления от 09.08.2016 № 429-ЗН/31 общество 
привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере                             40 000 рублей.

В рамках данного административного дела управление определением                           от 22.06.2017 истребовало у департамента сведения о категории земель загрязненного участка, приложив к запросу маркшейдерскую съемку и указав координаты места инцидента - N 60°51'57'', Е 72°49'4'' (Пулково 42).

Письмом от 30.09.2016 департамент сообщил, что участок аварии на промысловом трубопроводе «КНС-5А – КНС-5» Мамонтовского месторождения расположен за пределами границ земель лесного фонда Нефтеюганского лесничества.

Претензионным письмом от 25.10.2016 № 02-3/11115 обществу предложено в течение 30 дней со дня его получения оплатить причиненный ущерб в сумме 4 776 000 руб., рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России
от 08.07.2010 № 238.

Поскольку в добровольном порядке вред не был возмещен, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили
из того, что истец не представил доказательств, позволяющих достоверно определить площадь и границы загрязненного участка, а также факт нахождения его за пределами земель нелесного фонда, соответственно, не доказал размер причиненного вреда и наличие у него полномочий на предъявление иска.

Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из следующего.

Статьями 5 и 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ                    «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) право на предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, предоставлено как федеральным, так и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 (далее – Положение № 400), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды.

Полномочия управления как территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования определены в разделе II Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.08.2016 № 549                                      (далее – Положение № 549).

В силу пунктов 4.1.2, 4.1.6, 4.56 Положения № 549 управление в пределах своей компетенции осуществляет федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный земельный надзор, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; предъявляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.08.2012 № 299-п, Природнадзор Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и водных объектов, региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области лесных отношений), а также функции в области экологической экспертизы на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Пунктом 5.8 названного Положения предусмотрено, что Природнадзор Югры определяет размер вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды в установленной сфере деятельности и предъявляет иски о его возмещении.

Проанализировав вышеперечисленные нормы права в совокупности и взаимосвязи с положениями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2, 4 статьи 65 Закона об охране окружающей среды, пунктом 5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 02.01.2015 № 1, Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 02.01.2015 № 1, суды пришли к верному выводу, что управление не уполномочено предъявлять иски о взыскании вреда, причиненного землям лесного фонда.

Из письма департамента от 05.09.2016 № 768/16 и пояснений Природнадзора Югры от 16.06.2017 № 31-02-5066 следует, что точка с координатами  Х-60.86557, Y-72.81816; N 60°51'57'', Е 72°49'4'' (Пулково 42); N 60°51'59,3'', Е 72°48'59,9''  расположена на землях лесного фонда в квартале 17 выделы 83,84 Нефтеюганского участкового лесничества.

Решением от 28.12.2016 Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по делу № 7-1523/2016 постановление управления от 09.08.2016            № 429-ЗН/44 отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 8.6 КоАП РФ (порча земель) в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения). Судом установлено, что в результате инцидента на трубопроводе «КНС-5А – КНС-5» Мамонтовского месторождения нефти загрязняющая жидкость излилась на земли лесного фонда.

Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что доказательств, подтверждающих отнесение загрязненного участка к нелесным землям, в материалы дела не представлено, арбитражные суды правомерно отказали управлению в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия у него полномочий на предъявление настоящего иска.

Ссылка подателя жалобы на письмо департамента от 30.09.2016                     № 14-исх-10460 несостоятельна, поскольку содержащиеся в определении об истребовании сведений от 22.06.2016 координаты не совпадают с координатами, указанными обществом в сообщении об инциденте и в топографическом плане.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 19.06.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры и постановление от 11.10.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-3220/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Г.А. Шабанова

Судьи                                                                  Д.В. Григорьев

                                                                            В.И. Ильин