343/2023-68427(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А81-1152/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2023 года Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2023 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Алексеевой Н.А.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи и видеоконференц-связи при протоколировании помощником судьи Евдокимовой В.Ю. кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 06.06.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 31.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу № А81-1152/2022 по заявлению Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании представления.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное агентство лесного хозяйства (113184, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).
В заседании приняли участие представители от Департамента природных ресурсов
и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа – ФИО2 по доверенности
от 01.08.2023, ФИО3 по доверенности от 16.11.2023.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) в заседании участвовали представители от Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу – ФИО4 по доверенности от 14.11.2022, ФИО5
по доверенности от 16.01.2023.
Суд установил:
департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа
(далее – Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление) об оспаривании представления от 27.12.2021 № 90-07-10/3953.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением от 08.06.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 03.10.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 21.02.2023 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
При новом рассмотрении решением от 06.06.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 31.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Департамент возражает против доводов жалобы согласно отзыву.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении Департамента по вопросу соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства».
По результатам проверки Управлением составлен акт от 15.10.2021, в котором зафиксирован факт неправомерного использования средств субвенции, выделенной
из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, выразившийся в необоснованном начислении и выплате за счет средств целевой субвенции премии по итогам работы за 2 квартал 2021 года, премии в связи с празднованием 12 июня Дня России, единовременных выплат к отпуску и материальной помощи за 2016-2019 годы.
Выводы Управления основаны на том, что для определения размера денежного содержания, в том числе и условий премирования государственных служащих, содержащихся за счет средств субвенции, предоставляемой из федерального бюджета, должны быть применены нормы исключительно федерального законодательства, а именно Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) и Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее – Указ № 763), которыми не предусмотрено осуществление выплат, произведенных Департаментом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд округа пришел к выводу о том, что судами не установлены существенные для дела обстоятельства, входящие в предмет доказывания по настоящему спору.
При новом рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу о несоответствии оспариваемого представления Управления нормам действующего законодательства и нарушении прав
и законных интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, исходит из следующего.
Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их
использования.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) часть полномочий Российской Федерации в области лесных отношений передается для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В части 3 статьи 83 ЛК РФ закреплено, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 названной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке (пункт 1 статьи 133 БК РФ).
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и являются источником финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, указанных в пункте 1 статьи 133 БК РФ, в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 3 статьи 133 БК РФ).
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета (статья 85 БК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций
из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее – Правила № 837).
Пунктом 2 Правил № 837 предусмотрено, что субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства лесного хозяйства на предоставление субвенций на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, включая расходы на содержание и обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия (пункт 3 Правил № 837).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 838 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - Методика).
В соответствии с Методикой расчет объема субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации производится в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ (пункт 1).
При этом расходы на осуществление органом государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений определяются Федеральным агентством лесного хозяйства в порядке, устанавливаемом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 3 Методики).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.12.2015 № 534 утвержден Порядок определения расчета объема расходов на содержание и обеспечение деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (далее – Порядок № 534).
В соответствии с пунктом 3 Порядка № 534 расчет норматива затрат на содержание одного работника органа, осуществляющего переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляется исходя из должностного оклада главного специалиста-эксперта, установленного Указом № 763, с учетом соответствующих повышений должностных окладов на основании
законодательства Российской Федерации.
Пунктом 5 Порядка № 534 предусмотрено, что годовой фонд оплаты труда определяется из расчета 53,2 окладов в год - для основных работников органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений на основании статьи 51 Закона № 79-ФЗ.
В силу статьи 51 Закона № 79-ФЗ при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ.
Частью 2 статьи 50 Закона № 79-ФЗ установлена структура денежного содержания гражданского служащего, которая включает месячный оклад в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад), месячный оклад в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания (оклад денежного содержания), а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты, к числу которых пунктом 5 части 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ отнесено ежемесячное денежное поощрение.
Согласно части 12 статьи 46 Закона № 79-ФЗ при предоставлении гражданскому служащему субъекта Российской Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
При этом федеральный законодатель предоставил право представителю нанимателя определять порядок выплат в отношении таких дополнительных выплат как премия, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы, материальная помощь за счет средств фонда оплаты труда (пункт 4 части 5, части 7 и 8 статьи 50 Закона № 79-ФЗ).
Порядок выплаты единовременной выплаты при предоставлении гражданскому служащему Ямало-Ненецкого автономного округа ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи, премии за выполнение особо важных и сложных заданий за счет средств фонда оплаты труда определен Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2005 № 77-ЗАО «О денежном содержании государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа».
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.07.2010 № 82-ЗАО определен порядок оплаты труда государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа, в соответствии с которым премия за выполнение особо важного и сложного задания выплачивается в порядке, установленном постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.
Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.02.2011 № 24-ПГ утверждено Положение о порядке установления размера ежемесячных денежных поощрений и выплаты премии за выполнение особо важного и сложного задания,
осуществления иных выплат государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа, замещающим должности государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа, по которым установлен особый порядок оплаты труда.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, принимая во внимание результаты проверочных мероприятий, проведенных Федеральным агентством лесного хозяйства по вопросу исполнения Департаментом переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Департаментом не допущено нецелевого использования средств субвенции, средства федерального бюджета израсходованы на оплату труда в пределах установленных лимитов, доказательств превышения фактически израсходованных на стимулирующие выплаты средств в материалы дела не представлены.
Судами также отмечено, что выплата премий за счет средств субвенций, выделенных Департаменту из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, вопреки доводам Управления, осуществлена в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Ямало-Ненецкого автономного округа, не противоречит положениям статьи 18 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Доказательств, опровергающих выводы судов, кассационная жалоба не содержит.
Доводы Управления о том, что спорные расходы отсутствуют в расшифровках к бюджетным сметам, суды отклонили с учетом положений Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Минфина от 29.11.2017 № 209н, указав, что в расшифровке к бюджетной смете на 2021 год по субКОСГУ 211 05 00 «Заработная плата работников государственных органов» премии за выполнение особо важного и сложного задания, а также премии к праздничным датам и по итогам работы не отражались, поскольку для их планирования и учета введена дополнительная классификация (субКОСГУ 211 06 00 и 211 05 03).
Доводы Управления о том, что при разграничении полномочий органов государственной власти федерального и регионального уровней необходимо учитывать правовой режим средств финансовой помощи; к заработной плате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, подлежат применению размеры дополнительных выплат, установленные только федеральными органами государственной власти; денежное содержание федерального гражданского служащего не предусматривает выплату премии в связи с празднованием знаменательных дат, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Отклоняя указанные доводы суды, в том числе учли, что в декабре 2021 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 24.06.2019 № 288 были
приняты нормативные правовые акты, предусматривающие реформирование системы оплаты труда гражданских служащих; в частности, в Закон № 79-ФЗ внесены изменения, предусматривающие единые правовые основы организации государственной гражданской службы, в том числе общие требования к структуре денежного содержания федеральных и региональных государственных гражданских служащих.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о незаконности оспариваемого ненормативного правового акта в части выводов о нецелевом расходовании Департаментом бюджетных средств и возложения на него обязанности возвратить денежные средства в федеральный бюджет.
Признавая недействительным представление Управления в части возложения обязанности разработать порядок выплаты государственным гражданским служащим Департамента премии за выполнение особо важных и сложных заданий за счет средств субвенции, выделенной из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, суды учли следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 50 Закона 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).
Как установлено судами, приказом Департамента от 07.05.2014 № 515 утвержден Порядок установления отдельных дополнительных и иных выплат материального поощрения государственных гражданских служащих департамента, в который в целях его приведения в соответствие с действующим законодательством внесены необходимые изменения.
О наличии указанного порядка Управлению было известно, в том числе в период при проведении в отношении Департамента контрольных мероприятий, данный порядок в числе иных документов предоставлялся лицам, осуществляющим проверку.
Установление отдельного порядка выплат стимулирующего характера за счет средств федерального бюджета для государственных гражданских служащих Ямало- Ненецкого автономного округа, обеспечивающих в Департаменте исполнение переданных полномочий в области лесных отношений, законодательством не предусмотрено.
Ссылка Управления на нарушение Департаментом пункта 12 части 1
статьи 83 ЛК РФ в обоснование необходимости разработки Порядка выплаты государственным гражданским служащим Департамента премии за выполнение особо важных и сложных заданий за счет средств субвенции отклонена судами как несостоятельная.
Данной нормой установлено полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, по установлению перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц,
осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах
Во исполнение данной нормы права постановлением Правительства Ямало- Ненецкого автономного округа от 27.07.2021 № 653-П утвержден Перечень должностных лиц Департамента, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда.
При этом требований (указаний) по вопросам оплаты труда и стимулирующих выплат статья 83 ЛК РФ не содержит.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащей оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
В целом доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии подателя жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые сделаны судами на основе полного и всестороннего исследования и оценки доказательств, представленных сторонами, и с учетом конкретных обстоятельств дела.
Судом кассационной инстанции не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.06.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 31.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-1152/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.А. Бурова
Судьи Н.А. Алексеева
ФИО1