НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 29.11.2023 № А81-1152/2022

343/2023-68427(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А81-1152/2022 

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2023 года  Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2023 года 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Алексеевой Н.А.
 ФИО1

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи и  видеоконференц-связи при протоколировании помощником судьи Евдокимовой В.Ю.  кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому  автономному округу на решение от 06.06.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого  автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 31.08.2023 Восьмого  арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по  делу № А81-1152/2022 по заявлению Департамента природно-ресурсного регулирования,  лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного  округа (629008, <...>, ОГРН <***>, ИНН  <***>) к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому  автономному округу (629008, <...>, ОГРН  <***>, ИНН <***>) об оспаривании представления. 

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета  спора, - Федеральное агентство лесного хозяйства (113184, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>). 

В заседании приняли участие представители от Департамента природных ресурсов
и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа – ФИО2 по доверенности
от 01.08.2023, ФИО3 по доверенности от 16.11.2023.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного  суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) в заседании участвовали  представители от Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому  автономному округу – ФИО4 по доверенности от 14.11.2022, ФИО5 

по доверенности от 16.01.2023.

Суд установил:

департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа 


(далее – Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению  Федерального казначейства Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление)  об оспаривании представления от 27.12.2021 № 90-07-10/3953. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного  хозяйства. 

Решением от 08.06.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа,  оставленным без изменения постановлением от 03.10.2022 Восьмого арбитражного  апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано. 

Постановлением от 21.02.2023 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа  решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело  направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного  округа. 

При новом рассмотрении решением от 06.06.2023 Арбитражного суда  Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением  от 31.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование  удовлетворено. 

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм  материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить,  принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. 

Департамент возражает против доводов жалобы согласно отзыву.

Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет  законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой  и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального  и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта  и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено  АПК РФ. 

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ  проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований  для отмены принятых по делу решения и постановления судов. 

Как следует из материалов дела, Управлением проведена внеплановая выездная  проверка в отношении Департамента по вопросу соблюдения целей, порядка и условий  предоставления из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации субвенций  на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных  отношений в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие  лесного хозяйства». 

По результатам проверки Управлением составлен акт от 15.10.2021, в котором  зафиксирован факт неправомерного использования средств субвенции, выделенной 


из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных  отношений, выразившийся в необоснованном начислении и выплате за счет средств  целевой субвенции премии по итогам работы за 2 квартал 2021 года, премии в связи  с празднованием 12 июня Дня России, единовременных выплат к отпуску и материальной  помощи за 2016-2019 годы. 

Выводы Управления основаны на том, что для определения размера денежного  содержания, в том числе и условий премирования государственных служащих,  содержащихся за счет средств субвенции, предоставляемой из федерального бюджета,  должны быть применены нормы исключительно федерального законодательства,  а именно Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) и Указа Президента Российской  Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных  гражданских служащих» (далее – Указ № 763), которыми не предусмотрено  осуществление выплат, произведенных Департаментом. 

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента  в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Направляя дело на новое рассмотрение, суд округа пришел к выводу о том,  что судами не установлены существенные для дела обстоятельства, входящие в предмет  доказывания по настоящему спору. 

При новом рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций,  удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу о несоответствии оспариваемого  представления Управления нормам действующего законодательства и нарушении прав 

и законных интересов заявителя.

Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, исходит  из следующего. 

Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)  получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер  использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. 

В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств  доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их 


использования. 

В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств  признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации  и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично  целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью,  бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором  (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления  указанных средств. 

В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации  (далее – ЛК РФ) часть полномочий Российской Федерации в области лесных отношений  передается для осуществления органам государственной власти субъектов Российской  Федерации. 

В части 3 статьи 83 ЛК РФ закреплено, что средства на осуществление переданных  в соответствии с частью 1 названной статьи полномочий предоставляются в виде  субвенций из федерального бюджета. 

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального  бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов  Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств  субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при  выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам  государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного  самоуправления в установленном порядке (пункт 1 статьи 133 БК РФ). 

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета,  предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов  Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации  и являются источником финансового обеспечения расходных обязательств субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований, указанных в пункте 1 статьи 133  БК РФ, в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с  ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 3  статьи 133 БК РФ). 

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие  при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации  переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами  и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти  субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами  и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации  и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций  из федерального бюджета (статья 85 БК РФ). 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837  утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций 


из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление  отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений  (далее – Правила № 837). 

Пунктом 2 Правил № 837 предусмотрено, что субвенции предоставляются  в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете,  и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства лесного  хозяйства на предоставление субвенций на финансовое обеспечение полномочий,  осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской  Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ. 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие  переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства  определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных  полномочий, включая расходы на содержание и обеспечение деятельности органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные  полномочия (пункт 3 Правил № 837). 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 838  утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации  субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий  Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана  органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - Методика). 

В соответствии с Методикой расчет объема субвенций из федерального бюджета  для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных  отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов  Российской Федерации производится в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ  (пункт 1). 

При этом расходы на осуществление органом государственной власти субъекта  Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных  отношений определяются Федеральным агентством лесного хозяйства в порядке,  устанавливаемом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации  (пункт 3 Методики). 

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации  от 14.12.2015 № 534 утвержден Порядок определения расчета объема расходов  на содержание и обеспечение деятельности органа государственной власти субъекта  Российской Федерации, осуществляющего переданные отдельные полномочия  Российской Федерации в области лесных отношений (далее – Порядок № 534). 

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 534 расчет норматива затрат на содержание  одного работника органа, осуществляющего переданные отдельные полномочия  Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляется исходя  из должностного оклада главного специалиста-эксперта, установленного Указом № 763,  с учетом соответствующих повышений должностных окладов на основании 


законодательства Российской Федерации. 

Пунктом 5 Порядка № 534 предусмотрено, что годовой фонд оплаты труда  определяется из расчета 53,2 окладов в год - для основных работников органа  государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные  отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений на основании  статьи 51 Закона № 79-ФЗ. 

В силу статьи 51 Закона № 79-ФЗ при формировании фондов оплаты труда  гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства  для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ. 

Частью 2 статьи 50 Закона № 79-ФЗ установлена структура денежного содержания  гражданского служащего, которая включает месячный оклад в соответствии с замещаемой  им должностью гражданской службы (должностной оклад), месячный оклад  в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад  за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания (оклад  денежного содержания), а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты, к числу  которых пунктом 5 части 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ отнесено ежемесячное денежное  поощрение. 

Согласно части 12 статьи 46 Закона № 79-ФЗ при предоставлении гражданскому  служащему субъекта Российской Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска один раз  в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта  Российской Федерации. 

При этом федеральный законодатель предоставил право представителю нанимателя  определять порядок выплат в отношении таких дополнительных выплат как премия,  в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячная надбавка  за особые условия гражданской службы, материальная помощь за счет средств фонда  оплаты труда (пункт 4 части 5, части 7 и 8 статьи 50 Закона № 79-ФЗ). 

Порядок выплаты единовременной выплаты при предоставлении гражданскому  служащему Ямало-Ненецкого автономного округа ежегодного оплачиваемого отпуска,  материальной помощи, премии за выполнение особо важных и сложных заданий за счет  средств фонда оплаты труда определен Законом Ямало-Ненецкого автономного округа  от 06.12.2005 № 77-ЗАО «О денежном содержании государственных гражданских  служащих Ямало-Ненецкого автономного округа». 

Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.07.2010 № 82-ЗАО определен  порядок оплаты труда государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого  автономного округа, в соответствии с которым премия за выполнение особо важного  и сложного задания выплачивается в порядке, установленном постановлением  Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. 

Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.02.2011   № 24-ПГ утверждено Положение о порядке установления размера ежемесячных денежных  поощрений и выплаты премии за выполнение особо важного и сложного задания, 


осуществления иных выплат государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого  автономного округа, замещающим должности государственной гражданской службы  Ямало-Ненецкого автономного округа, по которым установлен особый порядок оплаты  труда. 

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела  доказательства, доводы и возражения сторон, принимая во внимание результаты  проверочных мероприятий, проведенных Федеральным агентством лесного хозяйства  по вопросу исполнения Департаментом переданных полномочий Российской Федерации  в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций  из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий, суды первой  и апелляционной инстанций установили, что Департаментом не допущено нецелевого  использования средств субвенции, средства федерального бюджета израсходованы  на оплату труда в пределах установленных лимитов, доказательств превышения  фактически израсходованных на стимулирующие выплаты средств в материалы дела  не представлены. 

Судами также отмечено, что выплата премий за счет средств субвенций,  выделенных Департаменту из федерального бюджета на осуществление отдельных  полномочий в области лесных отношений, вопреки доводам Управления, осуществлена  в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Ямало-Ненецкого  автономного округа, не противоречит положениям статьи 18 Федерального закона  от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». 

Доказательств, опровергающих выводы судов, кассационная жалоба не содержит.

Доводы Управления о том, что спорные расходы отсутствуют в расшифровках  к бюджетным сметам, суды отклонили с учетом положений Порядка применения  классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом  Минфина от 29.11.2017 № 209н, указав, что в расшифровке к бюджетной смете  на 2021 год по субКОСГУ 211 05 00 «Заработная плата работников государственных  органов» премии за выполнение особо важного и сложного задания, а также премии  к праздничным датам и по итогам работы не отражались, поскольку для их планирования  и учета введена дополнительная классификация (субКОСГУ 211 06 00 и 211 05 03). 

Доводы Управления о том, что при разграничении полномочий органов  государственной власти федерального и регионального уровней необходимо учитывать  правовой режим средств финансовой помощи; к заработной плате работников  организаций, финансируемых из федерального бюджета, подлежат применению размеры  дополнительных выплат, установленные только федеральными органами государственной  власти; денежное содержание федерального гражданского служащего не предусматривает  выплату премии в связи с празднованием знаменательных дат, были предметом  рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. 

Отклоняя указанные доводы суды, в том числе учли, что в декабре 2021 года  на основании Указа Президента Российской Федерации от 24.06.2019 № 288 были 


приняты нормативные правовые акты, предусматривающие реформирование системы  оплаты труда гражданских служащих; в частности, в Закон № 79-ФЗ внесены изменения,  предусматривающие единые правовые основы организации государственной гражданской  службы, в том числе общие требования к структуре денежного содержания федеральных  и региональных государственных гражданских служащих. 

При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о незаконности  оспариваемого ненормативного правового акта в части выводов о нецелевом  расходовании Департаментом бюджетных средств и возложения на него обязанности  возвратить денежные средства в федеральный бюджет. 

Признавая недействительным представление Управления в части возложения  обязанности разработать порядок выплаты государственным гражданским служащим  Департамента премии за выполнение особо важных и сложных заданий за счет средств  субвенции, выделенной из федерального бюджета на осуществление отдельных  полномочий в области лесных отношений, суды учли следующее. 

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 50 Закона 79-ФЗ к дополнительным  выплатам относятся премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных  заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом  обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного  регламента (максимальный размер не ограничивается). 

Как установлено судами, приказом Департамента от 07.05.2014 № 515 утвержден  Порядок установления отдельных дополнительных и иных выплат материального  поощрения государственных гражданских служащих департамента, в который в целях его  приведения в соответствие с действующим законодательством внесены необходимые  изменения. 

О наличии указанного порядка Управлению было известно, в том числе в период  при проведении в отношении Департамента контрольных мероприятий, данный порядок  в числе иных документов предоставлялся лицам, осуществляющим проверку. 

Установление отдельного порядка выплат стимулирующего характера за счет  средств федерального бюджета для государственных гражданских служащих Ямало- Ненецкого автономного округа, обеспечивающих в Департаменте исполнение переданных  полномочий в области лесных отношений, законодательством не предусмотрено. 

Ссылка Управления на нарушение Департаментом пункта 12 части 1

статьи 83 ЛК РФ в обоснование необходимости разработки Порядка выплаты  государственным гражданским служащим Департамента премии за выполнение особо  важных и сложных заданий за счет средств субвенции отклонена судами как  несостоятельная. 

Данной нормой установлено полномочие органов государственной власти субъектов  Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области лесных отношений,  по установлению перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный  государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, 


осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах 

Во исполнение данной нормы права постановлением Правительства Ямало- Ненецкого автономного округа от 27.07.2021 № 653-П утвержден Перечень должностных  лиц Департамента, уполномоченных на осуществление федерального государственного  лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда. 

При этом требований (указаний) по вопросам оплаты труда и стимулирующих  выплат статья 83 ЛК РФ не содержит. 

С учетом изложенного суды пришли к выводу о наличии оснований для  удовлетворения заявленного требования. 

Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащей оценке  всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих  требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение  для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм  материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также  соблюдении норм процессуального права. 

В целом доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии подателя  жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые сделаны судами  на основе полного и всестороннего исследования и оценки доказательств, представленных  сторонами, и с учетом конкретных обстоятельств дела. 

Судом кассационной инстанции не установлено предусмотренных статьей 288  АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов. 

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Западно-Сибирского округа 

постановил:

решение от 06.06.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа  и постановление от 31.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу   № А81-1152/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,  в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Председательствующий А.А. Бурова 

Судьи Н.А. Алексеева

 ФИО1