Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А67-1530/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Буровой А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи и видеоконференц-связи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шимпф Е.В. кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью «Маркор Юань Дун-лес» на решение
от 13.07.2021 Арбитражного суда Томской области (судья Сулимская Ю.М.) и постановление от 19.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Сбитнев А.Ю.) по делу
№ А67-1530/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Маркор Юань Дун-лес» (636843, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Томской области (636840, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Ломиворотов Л.М.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью «Маркор Юань Дун-лес» - ФИО1 по доверенности от 06.09.2021, ФИО2 по доверенности от 21.02.2022;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1
по Томской области – ФИО3 по доверенности от 24.12.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Маркор Юань Дун-лес» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области
с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы
№ 1 по Томской области (далее – Инспекция) о признании незаконным решения от 17.09.2020 № 195 в части отказа в возмещении налога
на добавленную стоимость (далее – НДС) за 4 квартал 2018 года в размере
2 891 323 руб.
Решением от 13.07.2021 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 19.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе (с учетом дополнений) Общество, ссылаясь
на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение; указывает, что заявило те же вычеты и в декларации за 4 квартал 2019 года
и также получило решение об отказе в возмещении налога, но решением Федеральной налоговой службы от 08.12.2021 соответствующее решение Инспекции отменено.
Инспекция возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального
и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286
АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, дополнений, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального
и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых
по делу решения и постановления судов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки представленной Обществом 07.04.2020 уточненной налоговой декларации
по НДС за 4 квартал 2018 года (корректировка № 4) Инспекцией составлен акт и принято решение от 17.09.2020 № 195 об отказе в привлечении
к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым уменьшен НДС, заявленный к возмещению из бюджета, на сумму
2 891 323 руб.
Решением от 24.11.2020 № 16-05/02/15581@ Управления Федеральной налоговой службы по Томской области апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Основанием принятия оспариваемого решения явились следующие обстоятельства.
Во 2, 3 кварталах 2017 года Обществом отгружен товар в режиме экспорта по таможенным декларациям №№ 10611020/060617/0011243, 10611020/130617/0011767, 10611020/160617/0012060, 10611020/200617/ 0012259, 10611020/210617/0012370, 10611020/260617/0012735, 10611020/ 050717/0013449, 10611020/170717/0014332, 10611020/180817/0016723, 10611020/180817/0016726, 10611020/210817/0016880.
В отношении Общества за 2015-2017 годы Инспекцией проводилась выездная налоговая проверка, в том числе по вопросу соблюдения налогового законодательства при исчислении НДС.
По результатам проверки составлен акт и вынесено решение
от 31.12.2019 № 25 о привлечении заявителя к ответственности
за совершение налогового правонарушения. Инспекция пришла к выводу
о том, что в установленный 180-тидневный срок пакет документов
для подтверждения обоснованности применения ставки 0% налогоплательщиком не собран, в связи с чем на 181-й день с указанной операции подлежал начислению НДС в размере 10% либо 18%
с заполнением раздела 6 налоговой декларации за 2, 3 кварталы 2017 года, что налогоплательщиком не было сделано, налог также не уплачен.
После получения акта выездной налоговой проверки Обществом представлены уточненные декларации по НДС за проверяемые периоды 2016-2017 годов, - 18.11.2019 - корректировка № 2 и 20.11.2019 - корректировка № 5; НДС в сумме 2 891 323 руб. был исчислен
за 2 и 3 кварталы 2017 года. Кроме этого, представлен пакет документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0%.
07.04.2020 налогоплательщиком представлена уточенная налоговая декларация за 4 квартал 2018 года (корректировка № 4), в которой в разделе 4 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена» заявлены налоговые вычеты по строке «Сумма налога, ранее исчисленная по операциям, обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым ранее не была подтверждена» в размере 2 891 323 руб.
Предъявляя к возмещению из бюджета НДС за 4 квартал 2018 года
в сумме 2 891 323 руб., заявитель сослался на полученный ответ Читинской таможни (письмо от 19.10.2018 № 46-03-26/07931 с приложением документов, в том числе контракта, декларации на товары, железнодорожных накладных в составе таможенных деклараций за 2017 год с отметками таможни). Пакет документов представлен в Инспекцию 18.11.2019
и 20.11.2019, до истечения предусмотренного пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) 3-летнего срока для получения вычетов.
Сумма налога за 2, 3 кварталы 2017 года (по отгрузке) исчислена
и уплачена в бюджет в 4 квартале 2019 года (18.11.2019 и 20.11.2019); уточненная налоговая декларация за 4 квартал 2018 год с возмещением НДС представлена 07.04.2020. Исходя из изложенного, налогоплательщик полагает, что последовательность действий им соблюдена, положения
статей 171-173 НК РФ не нарушены, в связи с чем он имеет право
на возмещение НДС по данным экспортным операциям в 4 квартале
2018 года.
Кассационная инстанция считает, что суды полно и всесторонне исследовали материалы дела, все доказательства и доводы сторон
и, руководствуясь положениями статей 164, 165, 166, 167, 170, 171, 176, 176.1, 173 НК РФ, пришли к обоснованному выводу о том,
что по результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации по НДС за 4 квартал 2018 года налоговым органом правильно установлено отсутствие оснований для возмещения НДС по представленным Обществом документам за проверяемый период.
Поддерживая позицию судов первой и апелляционной инстанций, суд округа исходит из следующего.
Пунктом 1 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0%, в том числе при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, при условии представления
в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Пунктом 9 статьи 165 НК РФ предусмотрено, что документы (их копии), указанные в пунктах 1-3 статьи 165 НК РФ, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта.
Если по истечении 180 календарных дней согласно абзацу 1 пункта 9 статьи 165 НК РФ налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), операции по реализации товаров, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, подлежат налогообложению по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки
в размере 0%, уплаченные суммы налога подлежат вычету в порядке
и на условиях, которые предусмотрены статьями 171 и 172 НК РФ.
Пунктом 10 статьи 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в пункте 10 статьи 171 НК РФ, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0% в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, при наличии на этот момент документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункта 10 статьи 165 НК РФ документы (в том числе реестры
и перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов), указанные в настоящей статье, представляются налогоплательщиками
для обоснования применения налоговой ставки 0% одновременно
с представлением налоговой декларации, если иное не предусмотрено настоящей статьей (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 173 НК РФ предусмотрено, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения
в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В силу пункта 9 статьи 167 НК РФ в случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран в течение сроков, указанных в пункте 9 статьи 165 НК РФ, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется
в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 данной статьи, если иное
не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 -11, 13-15 данной статьи, является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Пакет документов, как указывалось выше, подтверждающий обоснованность применения налоговой ставки 0%, представлен Обществом
в Инспекцию в 4 квартале 2019 года одновременно с уточненными налоговыми декларациями по НДС за 2, 3 кварталы 2017 года, в которых был исчислен налог по неподтвержденному экспорту.
При этом наличие у таможенного органа документов, обуславливающих применение налогоплательщиком вычетов по НДС и применение ставки НДС в размере 0%, не заменяет их декларирования, на что верно указано судебными инстанциями.
На основании изложенного кассационная инстанция поддерживает вывод судов о необоснованном (в нарушение положений статей 81,
пунктов 9, 10 статьи 165, пункта 3 статьи 172 НК РФ) предъявлении к вычету спорной суммы НДС в налоговой декларации за 4 квартал 2018 года.
Суды правомерно отклонили доводы Общества о том, что
по результатам предыдущих камеральных налоговых проверок Инспекцией не было выявлено нарушений, поскольку ни акт налоговой проверки,
ни вынесенное по ее результатам решение Инспекции, согласно которым налоговое правонарушение не установлено, не являются как обстоятельствами, исключающими вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, выявленного в ходе следующей проверки,
так и разъяснениями налогового органа.
В целом доводы кассационной жалобы (дополнений к ней), в том числе относительно неправильного толкования судами положений статьи 172
НК РФ, о несоответствии обстоятельствам дела вывода судов о том,
что заявление спорных вычетов за 4 квартал 2018 года фактически предшествует исчислению и уплате соответствующей суммы налога
в бюджет в ноябре 2019 года, что судами не принят во внимание факт реализации на экспорт несырьевого товара, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для отказа
в возмещении НДС в связи с нарушением порядка заявления вычетов (заявление не в том налоговом периоде).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения
и постановления арбитражных судов, кассационной инстанцией
не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.07.2021 Арбитражного суда Томской области и постановление от 19.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А67-1530/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.В. Чапаева
Судьи Н.А. Алексеева
А.А. Бурова