НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 27.10.2015 № А45-20560/14

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А45-20560/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   октября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Кокшарова А.А.

судей                                                    Перминовой И.В.

                                                             Поликарпова Е.В.

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Научно-технический центр Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы» на решение от 15.06.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Шашкова В.В.) и постановление от 17.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Колупаева Л.А., Музыкантова М.Х.) по делу                № А45-20560/2014 по заявлению открытого акционерного общества «Научно-технический центр Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы» (115201, город Москва, Каширское шоссе, дом 22 корпус 3, ОГРН 1067746819194, ИНН 7728589190) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска (630008, город Новосибирск, улица Лескова, 140, ИНН 5405285434, ОГРН 1045401964596) о признании недействительным решения.

        В заседании приняли участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска – Уколова О.В. по доверенности от 06.10.2015.

Суд установил:

Открытое акционерное общество «Научно-технический центр Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы» (далее – заявитель, налогоплательщик, Общество,) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска (далее – налоговый орган, Инспекция, ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска) о признании недействительным решения от 24.06.2014 № 17922 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда от 15.06.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 17.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда,  признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району            г. Новосибирска от 24.06.2014 № 17922 в части привлечения Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в размере 973 641,12 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с данными судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит судебные акты в оспариваемой части  отменить, и принять в данной части новое решение об удовлетворении требований.

 В обоснование своей жалобы Общество указывает, что решением суда по делу № А45-9766/2013 изменены результаты определения кадастровой стоимости посредством признания кадастровой стоимости земельных участков, установленной по состоянию на 01.01.2012 и действующей в      2012 году, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012.

Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286        Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела,налоговым органом проведена камеральная проверка представленной Обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год.

По результатам проверки составлен акт от 17.04.2014 № 24625 с указанием на выявленные нарушения.

На основании акта и иных материалов проверки начальником Инспекции принято решение от 24.06.2014 № 17922 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществу предложено уплатить не полностью уплаченный земельный налог в сумме 6 085 257 руб., а также штраф в сумме                      1 217 051 руб.

Налогоплательщик, не согласившись с решением налогового органа, обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее – УФНС по Новосибирской области) с апелляционной жалобой.

Решением УФНС по Новосибирской области от 23.09.2014 № 429 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.

Заявитель, считая решение Инспекции от 24.06.2014 № 17922 недействительным, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в данном случае выводы налогового органа о необходимости дополнительно уплатить земельный налог в сумме 6 085 257 руб. за 2013 год являются законными и обоснованными, при этом суды посчитали возможным на основании статей 112, 114 НК РФ уменьшить размер штрафа по пункту 1 статьи 112 НК РФ в пять раз.

При этом суды, руководствуясь положениями статей 387, 388, 390, 391 НК РФ, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 17.12.1996 № 20-П, Определение от 04.07.2002 № 202-О) и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановления от 21.09.2010 №7309/10, от 28.06.2011 № 913/11, от 25.06.2013 № 10761/11), пришли к выводу об отсутствии оснований для исчисления земельного налога за 2013 год в отношении земельного участка на основании новой кадастровой стоимости.

Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют номам права и обстоятельствам дела.

Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии                     с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии                     с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти,                  а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические                          и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

Основанием для внесения новой кадастровой стоимости                                       в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.

Между тем с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации                     по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316).

В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 № 535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области» утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, применяемые с 01.01.2012.

Указанный нормативный акт опубликован в издании «Советская Сибирь», № 236, 30.11.2011, то есть доведен до неопределенного круга лиц. Указанное постановление не отменено и не признано недействующим, в связи с чем определение размера земельного налога производится исходя из утвержденной в этом постановлении государственной кадастровой оценки земель.

Таким образом, при исчислении налогоплательщиком земельного налога в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная в соответствии с постановлением от 29.11.2011 № 535-п, в связи с чем оспариваемое решение налогового органа в части доначислении земельного налога за 2013 год является правомерным, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований в данной части.

Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего Обществу, установленная решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.09.2013 по делу                  № А45-9766/2013, подлежит применению при исчислении земельного налога за 2013 год лишь по периоду, следующему за вступлением его в законную силу.

Таким образом, доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, повторяют позицию Общества по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела.

Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые                             в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление судов подлежат оставлению  без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 15.06.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 17.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-20560/2014 оставить без изменения, кассационную         жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     А.А. Кокшаров

Судьи                                                                  И.В. Перминова

                                                                            Е.В. Поликарпов