НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.01.2008 № Ф04-6125/2008

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 января 2009 года

оглашена резолютивная часть постановления

постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2008 года

Дело №Ф04-6125/2008(15334-А81-43)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующегоВ.И. Новоселова

судейВ.П. ФИО1

ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителей сторон:

от объединенного военного комиссариата Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа: ФИО3, по доверенности от 19.01.2009 № юр/63;

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе на решение от 18.04.2008 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья А.А. Малюшин) и постановление от 28.07.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи О.А. Сидоренко, Е.П. Кливер, Н.Е. Иванова) по делу № А81-1000/2008-8 по заявлению объединенного военного комиссариата Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе о признании недействительным предписания,

установил:

объединенный военный комиссариат Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту –военный комиссариат) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании пункта 2 предписания от 30.11.2007 № 47 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту –Управление Росфинадзора в ЯНАО), в котором указано на неправомерное начисление районного коэффициента в размере 1, 7 к заработной плате военнослужащих и довольствию гражданского персонала.

Заявленные требования мотивированы тем, что предписание в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, определяющего установление размера районного коэффициента работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

По мнению заявителя, с момента введения Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» в настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его определения для расчета заработной платы работников бюджетных организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе.

При этом заявителем делается ссылка на пункт 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию Севера», которым предоставлено право Советам Министров республик, входящих в РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территориях (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Заявитель указывает на принятый Постановлением Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2004 № 1503 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», который устанавливает районный коэффициент в населенных пунктах южнее Полярного круга- 1.7 (согласно приложения к Закону - ЗАО Пуровский район расположен южнее Полярного круга).

В обоснование своих доводов заявитель также указывает, что поскольку на 31.12.2004 действовал порядок определения районного коэффициента, установленный Постановлением Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2004 № 1503, то в силу требований Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216 с 01.01.2005 на территории Ямало-Ненецкого автономного округа подлежит применению районный коэффициент для расчета заработной платы работникам организаций, в том числе для работников органов государственной власти, финансируемых из федерального бюджета, в размере –.7.

Решением от 18.04.2008 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.07.2008 заявленные объединенным военным комиссариатом требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Управление Росфинадзора в ЯНАО просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, поскольку имеющийся в материалах дела акт проверки финансово-хозяйственной деятельности в объединенном военном комиссариате Пуровского района от 19.11.2007, на основании которого и вынесено обжалуемое предписание, не обжалован.

По мнению заявителя жалобы, в результате применения за период с 01.01.2005 по 31.12.2006 к заработной плате военнослужащих и гражданского персонала районного коэффициента - 1,7, установлено нецелевым использованием средств федерального бюджета.

В отзыве на кассационную жалобу военный комиссариат просил оставить без изменения принятые по делу судебные акты, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель объединенного военного комиссариата поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав явившегося представителя стороны по делу, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что Управлением Росфинадзора в ЯНАО в период с 07.11.2007 по 19.11.2007 была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности военного комиссариата за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, в ходе которой было установлено нецелевое использование средств федерального бюджета.

По результатам проверки руководителем Управления Росфинадзора в ЯНАО было вынесено предписание от 30.10.2007 № 47 с требованием устранить допущенные нарушения в виде незаконного использования средств федерального бюджета. Пунктом 2 предписания указано на неправомерное начисление военнослужащим и гражданскому персоналу к заработной плате районного коэффициента в размере - 1, 7.

Военный комиссариат, полагая, что указанный пункт 2 предписания не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным пункта 2 предписания Управлением Росфинадзора в ЯНАО от 30.11.2007 № 47.

Удовлетворяя заявленные Военным комиссариатом требования, арбитражные суды исходили из того, что ввиду отсутствия правового регулирования на федеральном уровне, в силу требований Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, применять действующий по состоянию на 31.12.2004 районный коэффициент.

При этом арбитражные суды исходили из требований Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216, а также из Постановления Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа «О мерах социальной защиты работников бюджетных организаций округа» от 08.04.1994 № 108, решения Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области от 25.02.1991 № 53, а также Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», из которых следует, что с 01.01.2005 подлежит применению на территории Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа единый районный коэффициент к заработной плате работникам бюджетных организаций - 1,7.

Суд кассационной инстанции считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, исходя из установленных судами обстоятельств и действующих на тот момент законодательных актов.

Частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй указанной статьи.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В статье 6 Трудового кодекса от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее по тексту –Трудовой кодекс) закреплено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

Согласно статье 148 Трудового кодекса оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.

Статья 316 Трудового кодекса предусматривает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Арбитражным судом установлено, что с момента введения в действие Трудового кодекса и до рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде, Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ямало-Ненецкого автономного округа.

Статьей 423 Трудового кодекса определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Из Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», следует, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14-16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также при назначении указанным лицами лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14-18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31.12.2004, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

С учетом установленных обстоятельств, обоснованным является вывод арбитражных судов о том, что в условиях отсутствия правового регулирования порядка применения размера районного коэффициента для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе на момент рассмотрения данного арбитражного дела следует применить к рассматриваемым правоотношениям нормативные акты Российской Федерации, а также и субъекта Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа, которые не противоречат федеральному законодательству и не оспорены в установленном порядке.

Исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» и действовавшего порядка определения районного коэффициента к заработной плате на 31.12.2004, установленного Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа «О мерах социальной защиты работников бюджетных организаций округа» от 08.04.1994 № 108, Решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области от 25.02.1991 № 53, Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004г. № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», правомерными является выводы арбитражных судов о том, что с 01.01.2005 подлежит применению единый районный коэффициент для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в населенных пунктах южнее Полярного круга в Ямало-Ненецком автономном округе, в том числе для работников органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, в размере 1,7, как следствие отсутствия правового регулирования данного вопроса на федеральном уровне.

Арбитражными судами первой и апелляционной инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений процессуального законодательства.

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.

Кроме того, при рассмотрении кассационной жалобы заявителя Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2008 № 555 введен в районах, расположенных южнее Полярного круга в Ямало-Ненецком автономном округе районный коэффициент к заработной плате военнослужащих в размере - 1,7.

Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.04.2008 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 28.07.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-1000/2008-8 оставить без изменения, кассационную жалобу –без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.И. Новоселов

С. ФИО1

ФИО2