НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 24.06.2014 № А27-15774/13

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                   Дело № А27-15774/2013

Резолютивная часть постановления объявлена   июня 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2014 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Шабановой Г.А.

судей                                                    Ильина В.И.

                                                             Черноусовой О.Ю.

при ведении протокола помощником судьи Мусаевой А.Г. с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибвнештранс» на решение от 10.01.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Драпезо В.Я.) и постановление от 18.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу № А27-15774/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибвнештранс» (630017, город Новосибирск, улица Бориса Богаткова, 186/1, 17, ОГРН 1125476056452,             ИНН 5405452318) к Кемеровской таможне (650055, город Кемерово, улица Сарыгина, 36, ОГРН 1024200707079, ИНН 4205009474) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.

С использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Останина В.В.) в заседании участвовал представитель Кемеровской таможни - Мигулев В.В. по доверенности от 06.12.2013.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Сибвнештранс» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Кемеровской таможни (далее - таможня) от 17.10.2013           № 10608000-286/2013 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 111 111, 11 руб.

Решением от 10.01.2014 Арбитражного суда Кемеровской области заявленное требование удовлетворено частично. Постановление таможни     от 17.10.2013 № 10608000-286/2013 признано незаконным и изменено в части назначения обществу административного наказания, размер штрафа снижен до 100 000 руб. В остальной части заявленное требование оставлено без удовлетворения.

Постановлением от 18.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 

Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение от 10.01.2014 и постановление от 18.03.2014 в части отказа в удовлетворении заявленного требования отменить, дело в этой части направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

По мнению заявителя кассационной жалобы, у него отсутствовала обязанность по предоставлению железнодорожных накладных как при подаче таможенной декларации, так и после таможенного оформления экспортируемого товара.

Общество полагает, что в рассматриваемом случае суды должны были руководствоваться статьей 232 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон            № 311-ФЗ), поскольку уголь является товаром, не облагаемым таможенными пошлинами.

Податель жалобы указывает на ненадлежащее извещение его судом первой инстанции о времени и месте судебного заседания.

В отзыве на кассационную жалобу, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, таможня просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, выступлении присутствующего в судебном заседании представителя таможни, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 11.06.2013 обществом на Прокопьевский таможенный пост Кемеровской таможни была подана временная таможенная декларация № 10608060/110613/0000558 (далее - ВТД) для вывоза с таможенной территории Таможенного союза экспортируемого товара - уголь каменный для энергетических целей - антрацит марки ТОМСШ, код товара 2701119000 (далее - товар), общим весом брутто/нетто 5 100 000 кг, фактурной стоимостью 510 000 долларов США, реализованного по внешнеторговому контракту от 05.06.2013, заключенному с компанией В.А. ENERGY LTD, Никосия, Кипр.

В ходе проверки представленной декларации и сопутствующих документов, таможней установлено, что в железнодорожных накладных отсутствуют необходимые для таможенных целей сведения по каждой отправке (номера железнодорожных накладных, сведения о транспортных средствах, о количестве принятых к перевозке товаров).

07.06.2013 общество направило в адрес таможни заявление, в котором обязалось представить железнодорожные накладные по каждой отправке, содержащие необходимые для таможенных целей недостающие сведения, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия железной дорогой товара к перевозке. Аналогичное обязательство обществом изложено в графе          «44» ВТД.

Поскольку в установленный срок документы необходимые для проведения таможенного контроля представлены не были, таможня возбудила в отношении общества производство по делу об административном правонарушении.

По результатам административного расследования таможней составлен протокол об административном правонарушении от 04.10.2013 и вынесено постановление от 17.10.2013 № 10608000-286/2013 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ в виде штрафа в размере 111 111, 11 руб.

Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частично удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из неправомерности назначения обществу наказания в виде штрафа в размере 111 111, 11 руб. при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств. Отказывая в удовлетворении заявления в остальной части, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и соблюдении таможней процедуры привлечения его к административной ответственности.

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.

Порядок временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза регламентирован статьей 214 Закона № 311-ФЗ.

В силу части 2 названной статьи применение временного периодического декларирования не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий таможенных процедур и проведения таможенного контроля.

Одним из таких условий является представление при таможенном декларировании товаров документов, предусмотренных статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), в том числе транспортных (перевозочных) документов (подпункт 3 пункта 1).

Согласно части 8 статьи 208 Закона № 311-ФЗ в том случае, если отдельные документы, на основании которых заполнена декларация на товары, не могут быть представлены одновременно с декларацией на товары, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов после выпуска товаров в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после дня регистрации декларации на товары. Декларант представляет письменное обязательство о представлении документов в установленный срок.

В целях реализации положений таможенного законодательства, связанных с порядком таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации железнодорожным транспортом, при декларировании товаров путем подачи периодической (в том числе временной) таможенной декларации, Государственным Таможенным комитетом Российской Федерации издано распоряжение                         от 27.05.2004 № 246-р «Об особенностях таможенного оформления товаров, вывозимых железнодорожным транспортом» (далее - распоряжение              № 246-р). Данное распоряжение зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2004, № 5895.

В соответствии с пунктом 1 распоряжения № 246-р при декларировании товаров с подачей периодической (в том числе временной) таможенной декларации, таможенные органы, в регионе деятельности которых находятся станции погрузки товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации железнодорожным транспортом, принимаются транспортные (перевозочные) документы (железнодорожные накладные) на все товары, планируемые к вывозу с таможенной территории Российской Федерации в течение указанного в таможенной декларации периода времени, в которых отсутствуют отдельные сведения, характеризующие каждую отправку товаров железнодорожных накладных, содержащих необходимые для таможенных целей сведения по каждой отправке (номера железнодорожных накладных, сведения о транспортных средствах, количество принятых к перевозке товаров), не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня принятия железной дорогой товаров к перевозке.

За непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество представило таможне обязательство о предоставлении копий железнодорожных накладных не позднее 5 рабочих дней после принятия железной дорогой товаров к перевозке, что подтверждается заявлением общества от 07.06.2013 № 12 и записью в графе «44» ВТД.

Таможня в графе «D» ВТД разрешила декларанту представить железнодорожные накладные не позднее 5 рабочих дней со дня принятия товаров железной дорогой к перевозке.

Исходя из указанных обстоятельств, суды правильно признали, что в соответствии со статьями 183, 188 ТК ТС на общество была возложена обязанность по представлению таможне железнодорожных накладных, а таможней в силу положений статьи 183 ТК ТС, распоряжения № 246-р и обязательства декларанта установлен срок для исполнения обществом данной обязанности.

Согласно повагонной спецификации от 27.08.2013 № 1, представленной обществом на Прокопьевский таможенный пост вместе с полной и надлежащим образом оформленной декларацией на товары (далее - ПВД)     № 10608060/270813/0000827, вывозимые товары приняты железной дорогой к перевозке 28.06.2013 (графа 46 железнодорожных накладных).

Установив, что  сведения о номере железнодорожных накладных на товар-уголь каменный для энергетических целей, отгруженный по ВТД, также как и сведения о количестве принятых к перевозке товаров, содержащиеся в оформленных железнодорожных накладных, общество представило таможне только после фактического вывоза товара с таможенной территории Таможенного Союза, в день подачи ПВД - 27.08.2013, а копии оформленных железнодорожных накладных – 05.09.2013, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении обществом установленного срока предоставления необходимых для проведения таможенного контроля документов.

Поскольку доказательств объективной невозможности своевременного представления таможне необходимых документов, а также принятия им всех возможных и достаточных мер для выполнения данной обязанности, в материалы дела представлено не было, вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, является правомерным.

Проверив полномочия таможни, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности, суды не установили нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности.

В части снижения размера административного штрафа, назначенного таможней, до 100 000 рублей судебные акты не обжалуются.

Довод общества о необходимости применения к спорным правоотношениям норм статьи 232 Закона № 311-ФЗ был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонен.

В силу части 1 статьи 208 Закона № 311-ФЗ перечни документов, на основании которых заполнена декларация на товары и которые должны быть представлены в таможенный орган одновременно с декларацией на товары, установлены статьями 183, 240, 253, 265, 294, 299 и 308 ТК ТС. В зависимости от таможенной процедуры, категорий товаров и лиц соответствующий сокращенный перечень документов устанавливается статьей 232, частью 3 статьи 248, частью 4 статьи 269, статьями 279 и 283 Закона № 311-ФЗ.

Статьей 232 Закона № 311-ФЗ предусмотрен упрощенный порядок декларирования и выпуска при экспорте товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины. Декларируя такой товар в порядке названной статьи, экспортеру необходимо представить в таможенный орган полную и надлежащим образом оформленную декларацию с сокращенным перечнем документов.

Как правильно отметил апелляционный суд, в такой декларации должны содержаться точные сведения, перечисленные в статье 181 ТК ТС, в том числе сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров, о наименовании товаров, количестве товаров в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, наименование страны назначения. Данные сведения необходимы для удостоверения факта вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза в счет исполнения конкретной внешнеэкономической сделки (часть 2 статьи 232 Закона № 311-ФЗ).

Как установлено судами и следует из материалов дела, при вывозе товара общество представило временную таможенную декларацию.

Порядок временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров Таможенного союза регламентирован статьей 214 Закона № 311-ФЗ, который применяется при вывозе с таможенной территории Таможенного союза товаров Таможенного союза, как облагаемых, так и не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о вывозимых товарах, в том числе об их количестве.

Проанализировав положения названных норм Закона № 311-ФЗ, апелляционный суд обоснованно указал, что статья 214 данного Закона является специальной правовой нормой по отношению к статье 232 этого же Закона.

Иное толкование норм статьи 232 Закона № 311-ФЗ без учета положений статьи 214 этого же Закона может привести к бесконтрольному в количественном отношении вывозу товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза и, как следствие, отразится на экономической стабильности стран участников Таможенного союза.

Довод общества о неправомерном применении к спорным правоотношениям распоряжения № 294-р был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонен со ссылкой на пункт 3 статьи 322 Закона № 311-ФЗ, поскольку данное распоряжение не утратило силу и положения его пункта 1 не признаны противоречащими таможенному законодательству.

Довод кассационной жалобы о ненадлежащем извещении общества судом первой инстанции о времени и месте судебного заседания опровергается материалами дела.

Определением от 05.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области заявление общества об оспаривании постановления таможни от 17.10.2013  № 10608000-286/2013 принято к производству, возбуждено производство по делу № А27-15774/2013. Назначено предварительное судебное заседание на 28.11.2013 на 15 часов 30 минут и судебное разбирательство на 28.11.2013 на 15 часов 40 минут. Суд обязал общество представить выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении лиц, участвующих в деле.

Указанное определение было направлено судом по адресу общества, указанному в ЕГРЮЛ. Согласно отметке органа связи на имеющемся в материалах дела конверте, данное отправление возвращено за истечением срока хранения.   

Вместе с тем, 28.11.2013 в Арбитражный суд Кемеровской области от общества поступило дополнение к заявлению об обжаловании постановления с указанием номера дела А27-15774/2013, в качестве приложения к которому представлены выписки из ЕГРЮЛ в отношении общества и таможни.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что общество было извещено о принятии его заявления к производству арбитражным судом и возбуждении производства по делу, назначении судебного заседания на 28.11.2013.  

Кроме того, в материалах дела имеется уведомление о получении обществом определения об отложении судебного разбирательства                            от 28.11.2013, которым рассмотрение дела назначено на 26.12.2013 (дата объявления резолютивной части обжалуемого решения).

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что общество было надлежащим образом извещено о месте и времени судебных заседаний, назначенных как на 28.11.2013, так и на 26.12.2013.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 10.01.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 18.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-15774/2013 оставить без изменения, кассационную                                      жалобу  - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                     Г.А. Шабанова

Судьи                                                                  В.И. Ильин

                                                                            О.Ю. Черноусова