Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А27-20876/2014
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2015 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2015 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Поликарпова Е.В.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Нигматулиной А.Ю. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СибЛинкСервис» на решение от 22.01.2015 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Семенычева Е.И.) и постановление от 13.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу
№ А27-20876/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СибЛинкСервис» (650000, Кемеровская область, г. Кемерово, проспект Ленина, 55, офис 714, ИНН 4205067596, ОГРН 1044205027888) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650992, Кемеровская область, город Кемерово, проспект Кузнецкий, 11, ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373) о признании недействительным решения.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Конкина И.В.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью «СибЛинкСервис» - Мартюшев А.С. по доверенности от 25.09.2014 №47;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по
г. Кемерово - Наумов В.А. по доверенности от 28.11.2014 №06-07/057.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «СибЛинкСервис»
(далее – Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее – Инспекция, налоговый орган) от 22.08.2014
№ 44966 «о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».
Решением от 22.01.2015 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 13.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требование заявителя оставлено
без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит принятые судебные акты отменить в части. В обоснование кассационной жалобы налогоплательщик ссылается на то, что поскольку на момент исчисления налога на добавленную стоимость (далее-НДС) и подачи налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2013 года (20.01.2014) ввозной НДС был уплачен, соответственно, Общество имело право предъявить НДС к вычету за указанный период; выводы судов, поддержавших позицию налогового органа о том, что возможность применения вычетов по НДС за 4 квартал 2013 года предполагает уплату косвенного НДС не позднее 31.12.2013, противоречат пункту 7 статьи 2 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе», в связи с чем доначисление НДС в размере 3 384 000 руб., начисление пени и привлечение к налоговой ответственности по статье 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) является неправомерным.
Инспекция возражает против доводов заявителя согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2013 года, представленной ООО «СибЛинкСервис», по результатам которой составлен акт № 96809 и принято решение от 22.08.2014 № 44966, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122
НК РФ, в виде штрафа в размере 710 727,49 руб.
Этим же решением Обществу доначислен НДС в размере 4 585 223 руб., начислены пени в размере 195 185,97 руб. и предложено уменьшить сумму налоговых вычетов в 3 разделе уточненной налоговой декларации
за 4 квартал 2013 года на 4 585 223 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 17.10.2014 № 602 решение Инспекции утверждено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для доначисления НДС, соответствующих сумм пени и штрафа (применительно к доводам кассационной жалобы) послужил вывод налогового органа о необоснованном принятии налогоплательщиком к вычету НДС в 4 квартале 2013 года по товарам, ввезенным на таможенную территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, в размере 3 384 000 руб., поскольку налогоплательщик не выполнил необходимое условие, предусмотренное статьями 171 и 172 НК РФ, а именно не уплатил налог в 4 квартале 2013 года.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 171, 172
НК РФ, Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее – Протокол от 11.12.2009), пришли к выводу о несоблюдении Обществом условий, необходимых для применения налоговых вычетов по НДС, уплаченному по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов, исходит из обстоятельств, установленных по делу, и положений норм материального права, указанных в судебных актах.
Как установлено судами, налогоплательщиком заключен контракт
от 08.07.2013 №405/13-13 с иностранным партнером ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» (Республика Беларусь). Товар принят на учет налогоплательщиком в декабре 2013 года.
Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров, происходящих с территории Республики Беларусь, регламентировался в период спорных правоотношений Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Белорусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе».
Согласно статье 4 Соглашения порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами.
В силу пункта 1 статьи 2 Протокола от 11.12.2009 взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства - члена таможенного союза с территории другого государства - члена таможенного союза, если иное не установлено Протоколом, осуществляется налоговым органом государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, с учетом определенных Протоколом особенностей.
Косвенные налоги уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (пункт 7 статьи 2 Протокола).
Налогоплательщиком уплата НДС в размере 3 384 000 руб. по ввозимым на территорию Российской Федерации товарам произведена в январе 2014 года, что подтверждается соответствующими платежными поручениями.
На основании пункта 11 статьи 2 Протокола суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства - члена таможенного союза с территории другого государства - члена таможенного союза, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары.
Таким образом, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком в бюджет по товарам, ввезенным с территории Республики Белорусь на территорию Российской Федерации, подлежат вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления.
В силу требований статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Как обосновано отмечено судами, законодатель по импортным операциям принял во внимание такой существенный признак для получения соответствующего вычета как факт уплаты налогоплательщиком налога в бюджет; принятие суммы налога к вычету по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, без фактической уплаты налога в бюджет действующее законодательство не предусматривает.
Данный вывод согласуется с разъяснениями, изложенными в письме Минфина Российской Федерации от 17.08.2011
№ 03-07-13/01-36, согласно которым право на вычет НДС по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором НДС по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации.
Вместе с тем судами установлено и не оспаривается заявителем, что спорную сумму налога, уплаченного в 1 квартале 2014 года (13.01.2014), налогоплательщик отнес в состав налоговых вычетов по НДС 4 квартала 2013 года, то есть до фактической уплаты налога в бюджет.
Исчисленный Обществом налог по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, за декабрь 2013 года не может быть принят к вычету в 4 квартале 2013 года, так как все условия в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ выполнены за рамками налогового периода.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, полно и всесторонне исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным решения Инспекции в указанной части.
Доводы налогоплательщика, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 рублей.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 НК РФ Обществу следует возвратить из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 27.04.2015 № 18.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.01.2015 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 13.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-20876/2014 оставить без изменения, кассационную
жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «СибЛинкСервис» из федерального бюджета государственную пошлину
в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению
от 27.04.2015 № 18.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий А.А. Бурова
Судьи Е.В. Поликарпов
Г.В. Чапаева