НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 22.08.2022 № А03-15228/2021

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                 Дело № А03-15228/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   августа 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                         Чапаевой Г.В.

судей                                                         Алексеевой Н.А.

                                                                    Малышевой И.А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи
и веб-конференции помощником судьи Шимпф Е.В.рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по образованию города Барнаула на решение
от 03.02.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 06.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу № А03-15228/2021 по заявлению акционерного общества «Санаторий Сосновый бор» (658042, Алтайский край, Первомайский район,
с. Зудилово, ул. Шукшина, 58, А, ОГРН 1032201590497,  ИНН 2263000950) к Комитету
по образованию города Барнаула (656038, г. Барнаул,  ул. Союза Республик, 36 А,
ОГРН 1022201509990, ИНН 2224014275) о признании незаконным отказа в выплате субсидии, обязании выплатить 1 151 550 руб. субсидии

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство образования и науки Алтайского края (656043, г. Барнаул,
ул. Ползунова, 36, ОГРН 1062225017689, ИНН 2225076644).

В заседании путем веб-конференции приняла участие представитель акционерного общества «Санаторий Сосновый бор» Бухалина Е.С. по доверенности от 10.01.2022.

Суд установил:

акционерное общество «Санаторий Сосновый бор» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Комитету
по образованию города Барнаула (далее – Комитет), при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства образования и науки Алтайского края (далее – Министерство) о признании незаконным отказа в выплате субсидии, оформленного в письмах от 25.08.2021
№№ 200/158/отв-643, 200/158/отв644, 200/158/отв-645, 200/158/отв-646, 200/158/отв-647, 200/158/отв-648, и обязании выплатить 1 151 550 руб. субсидии.

Решением от 03.02.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным
без изменения постановлением от 06.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично: отказы в предоставлении заявителю субсидии, содержащиеся в письмах от 25.08.2021 №№ 200/158/отв-643, 200/158/отв644, 200/158/отв-645, 200/158/отв-646, 200/158/отв-647, 200/158/отв-648, признаны незаконными в части, превышающей 67 200 руб.; на Комитет возложена обязанность выплатить Обществу субсидию в связи с оказанием услуг по организации отдыха и оздоровления детей в размере 1 084 350 руб.

В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Общество возражает согласно отзыву.

Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой
и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального
и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, заслушав представителя Общества, проверив правильность применения судами норм материального
и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года» с целью эффективной реализации мероприятий национального проекта «Образование» в Алтайском крае, на основании Указа Губернатора Алтайского края от 12.03.2019 № 39 «О проектной деятельности в Алтайском крае», постановления Администрации Алтайского края от 23.09.2013 № 502 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края» Правительство Алтайского края постановлением от 13.12.2019 № 494 утвердило государственную программу Алтайского края «Развитие образования в Алтайском крае» (далее – Постановление № 494).

В целях реализации Постановления № 494 Правительство Алтайского края постановлением от 07.04.2020 № 152 «Об организации в 2020 - 2022 годах отдыха, оздоровления и занятости детей» (далее – Постановление № 152) определило Министерство уполномоченным органом по организации и проведению детской оздоровительной кампании в Алтайском крае.

Постановлением № 152 установлено софинансирование стоимости путевки
из средств краевого бюджета в загородные лагеря отдыха детей и их оздоровления Алтайского края 1 раз в год на каждого ребенка (пункт 2).

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 152 Министерству поручено осуществлять софинансирование стоимости путевки в загородные лагеря отдыха детей
и их оздоровления Алтайского края из средств краевого бюджета:

- гражданам, проживающим на территории Алтайского края и воспитывающим детей школьного возраста до 15 лет (включительно);

- гражданам, проживающим на территории Алтайского края и воспитывающим детей школьного возраста до 15 лет (включительно), являющимся сотрудниками органов государственной власти Алтайского края и краевых государственных учреждений;

- многодетным семьям, направляющим в загородные лагеря отдыха детей
и их оздоровления Алтайского края троих и более детей школьного возраста до 15 лет (включительно).

Постановлением № 494 также установлен Порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на организацию отдыха и оздоровления детей в Алтайском крае; предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного между Министерством и муниципальным образованием.

Между Министерством и Администрацией г. Барнаула 02.02.2021 заключено соглашение № 074-2021-01701000-233 о предоставлении субсидии из краевого бюджета на организацию отдыха и оздоровления детей бюджету города Барнаула Алтайского края.

Общество в лице структурного подразделения детский санаторно-оздоровительный лагерь «Орленок» включено в реестр организаций отдыха и оздоровления детей, находящихся на территории Алтайского края.

С начала заявочной кампании Общество заключало договоры на реализацию путевок в детский лагерь «Орленок» на весь летний каникулярный период 2021 года
по схеме, установленной в анонсируемой заявочной кампании.

После оказания услуг по оздоровлению и отдыху детей Обществом в Комитет направлены заявки на предоставление субсидии для возмещения затрат
по предоставлению услуг отдыха и оздоровления детей для граждан, проживающих
на территории Алтайского края в г. Барнауле и воспитывающих детей школьного возраста до 15 лет, для возмещения затрат в связи с оказанием услуг отдыха и оздоровления детей из бюджета Алтайского края для сотрудников органов государственной власти Алтайского края и краевых государственных учреждений, проживающих в г. Барнауле,
а также заявки на возмещение затрат из бюджета г. Барнаула в связи с оказанием услуг отдыха и оздоровления детей для сотрудников бюджетной сферы г. Барнаула.

Письмами от 25.08.2021 №№ 200/158/отв-643, 200/158/отв644, 200/158/отв-645, 200/158/отв-646, 200/158/отв-647, 200/158/отв-648 Комитет отказал Обществу
в предоставлении субсидии в связи с нарушением требований пункта 2.1 Порядка предоставления из бюджета города субсидий на возмещение затрат по предоставлению услуг отдыха и оздоровления детей, утвержденного постановлением Администрации
г. Барнаула от 16.06.2021 № 848 (далее – Порядок № 848).

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества
в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела, руководствуясь положениями статей 65, 201 АПК РФ, Порядка № 848, пришли к выводу
о том, что в рассматриваемом случае у Комитета отсутствовали основания для отказа Обществу в предоставлении субсидии в общем размере 1 084 350 руб. по заявленной причине, в связи с чем в соответствующей части требования были удовлетворены.

Так, судами установлено и сторонами не оспаривается, что Обществом были направлены в Комитет заявки на предоставление субсидии в общем размере 1 084 350 руб. (39 150 руб. + 554 400 руб. + 447 300 руб. + 43 500 руб.) для возмещения затрат, связанных с предоставлением услуг отдыха и оздоровления детей для граждан, проживающих
на территории Алтайского края и воспитывающих детей школьного возраста до 15 лет,
для сотрудников органов государственной власти Алтайского края и краевых государственных учреждений, а также заявки на предоставление субсидии в общем размере 67 200 руб. для возмещения затрат, связанных с предоставлением услуг отдыха
и оздоровления детей сотрудников бюджетной сферы г. Барнаула.

Отказывая в предоставлении субсидии, Комитет во всех письмах от 25.08.2021 указал одно основание – нарушение требований пункта 2.1 Порядка № 848, а именно, документы для предоставления субсидии представлены по истечении 10 рабочих дней
со дня окончания смены.

Между тем, кассационная инстанция соглашается с выводами судов о том,
что системное толкование положений Порядка № 848 позволяет сделать вывод о том,
что данный ненормативный акт призван регламентировать порядок предоставления субсидии для возмещения затрат по оказанию услуг по отдыху и оздоровлению детей только для сотрудников учреждений бюджетной сферы г. Барнаула.

При таких обстоятельствах при рассмотрении заявок на предоставление субсидии для возмещения затрат иным категориям граждан (для граждан, проживающих
на территории Алтайского края и воспитывающих детей школьного возраста до 15 лет,
и для сотрудников органов государственной власти Алтайского края и краевых государственных учреждений) Комитет не вправе был ссылаться на нарушение Обществом Порядка № 848 (утвердившего его постановления).

Учитывая, что иных оснований для отказа в предоставлении субсидии кроме
как нарушений пункта 2.1 Порядка № 848 Комитетом не указано, суды пришли
к обоснованному выводу о том, что заинтересованное лицо неправомерно отказало Обществу в предоставлении субсидии для возмещения затрат в связи с предоставлением услуг отдыха и оздоровления детей для граждан, проживающих на территории Алтайского края и воспитывающих детей школьного возраста до 15 лет, и для сотрудников органов государственной власти Алтайского края и краевых государственных учреждений, поскольку на услуги, оказанные данным категориям граждан, положения (требования) Порядка № 848 не распространяются.

Кроме того, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации само по себе исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не может служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидий,
если обязательность компенсации затрат (недополученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством (пункт 33 Обзора судебной практики № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).

В целом доводы кассационной жалобы (в том числе относительно того,
что в отсутствие иного нормативного правового акта Комитет обоснованно руководствовался действующим Порядком № 848 (и утвердившим его постановлением), что исполнение решение суда за счет средств бюджета города повлечет нецелевое использованием средств бюджета) повторяют позицию кассатора по делу
и не опровергают выводов судов о неправомерном отказе в предоставлении субсидии
по рассмотренному эпизоду, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.

Нарушений при рассмотрении дела судами норм процессуального права, которые
в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 03.02.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 06.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-15228/2021 оставить
без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             Г.В. Чапаева

Судьи                                                                           Н.А. Алексеева

                                                                                       И.А. Малышева