НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 21.03.2022 № А27-17946/19

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А27-17946/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Чапаевой Г.В.

судей Алексеевой Н.А.

Малышевой И.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение от 03.03.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Потапов А.Л.) и постановление от 23.06.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И.,
Логачев К.Д.) по делу № А27-17946/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евротайр» (650000, г. Кемерово, проспект Советский, 2, 14;
ОГРН 1104205013087, ИНН 4205204796) к Инспекции Федеральной налоговой службы
по г. Кемерово (после переименования, - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Кемеровской области, 650000, г. Кемерово, проспект Кузнецкий, 11, ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - EVROTIRE Inc. (1370 Avenue of the Americas New York, NY 10019, USA).

Судустановил:

общество с ограниченной ответственностью «Евротайр» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, при участии в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - EVROTIRE Inc., о признании недействительным решения от 27.03.2019 № 5280А/1560 об отказе
в государственной регистрации; обязании регистрирующий орган произвести государственную регистрацию ликвидации Общества по заявлению от 20.03.2019
(вх. № 5280А) (заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).

Решением от 03.03.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным
без изменения постановлением от 23.06.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

Арбитражным судом Западно-Сибирского округав порядке статьи 124 АПК РФ принята к сведению информация о переименовании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы
№ 15 по Кемеровской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган).

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.

Общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное
не предусмотрено АПК РФ.

Судами установлено и из материалов дела следует.

02.08.2016 Обществом направлено в регистрирующий орган уведомление
о ликвидации.

28.08.2016 произведена публикация в Вестнике государственной регистрации
о принятом решении о ликвидации Общества.

27.12.2018 в Инспекцию ликвидатором подан промежуточный ликвидационный баланс.

28.02.2019 в Инспекцию направлены ликвидационный баланс Общества
с отражением сведений о кредиторской задолженности в сумме 123 759 000 руб.
и пояснения к ликвидационному балансу, которые, в частности, содержали информацию
о кредиторской задолженности в сумме 123 759 000 руб. в отношении: задолженности перед EVROTIRE Inc. Corporate в размере 35 135 849,61 руб. из договора займа
от 20.09.2011, дополнительного соглашения от 01.11.2014 № 2; задолженности перед EVROTIRE Inc. Corporate в размере 88 623 501,94 руб. из контракта на поставку продукции от 01.09.2011 № ЕТ Rusl, дополнительного соглашения от 04.12.2014 № 2
(л.д. 54-55 том 1).

20.03.2019 ликвидатором в налоговый орган поданы документы: заявление
о ликвидации по форме Р16001, ликвидационный баланс, решение об утверждении ликвидационного баланса от 19.03.2019, документ об оплате государственной пошлины.

27.03.2019 регистрирующим органом принято решение о приостановлении государственной регистрации.

В дальнейшем Инспекцией принято решение № 5280А/1560 об отказе
в государственной регистрации ликвидации Общества.

Основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации
в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) указано непредставление заявителем определенных названным законом необходимых для государственной регистрации документов.

По мнению Инспекции, сведения, отраженные в ликвидационном балансе Общества в части задолженности, недостоверны, в связи с чем ликвидационный баланс считается непредставленным.

Решением от 24.06.2019 № 187 Управления Федеральной налоговой службы
по Кемеровской области решение Инспекции № 5280А/1560 оставлено без изменения, жалоба Общества - без удовлетворения. Указано на наличие опечатки в дате решения Инспекции: в решении регистрирующего органа ошибочно указана дата принятия 27.03.2019 вместо 25.04.2019 (л.д. 15-17 том 1).

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества
в арбитражный суд. Общество полагает, что на момент обращения в Инспекцию оно отразило в ликвидационном балансе сведения о существующей на этот момент кредиторской задолженности, представило пояснения к ликвидационному балансу; требования в установленный срок к нему кредитором не предъявлены, указанная сумма задолженности не сокрыта.

Суды двух инстанций, ссылаясь на положения статей 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 21 Закона № 129-ФЗ, согласились
с доводами Общества и удовлетворили заявленные требования; пришли к выводу,
что оспариваемое решение Инспекции не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя.

Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция пришла
к следующим выводам.

Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 ГК РФ.

В соответствии со статьей 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав
и обязанностей к другим лицам (пункт 1). Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного
на то учредительным документом (пункт 2).

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов
и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (пункты 1, 2 статьи 63 ГК РФ).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 статьи 21 Закона
№ 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица
в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации,
в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.

Таким образом, исходя из названных положений ГК РФ и Закона № 129-ФЗ, достоверность сведений при внесении записи в ЕГРЮЛ является требованием,
без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.

Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных
в пункте 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны,
а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 № 7075/11, необходимые
для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов
с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа
в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.

Судами установлено, что 11.04.2019 Обществом представлена декларация по налогу на прибыль за 2019 год.

В период с 11 по 19 апреля 2019 года налоговым органом проведена проверка налоговой декларации по налогу на прибыль.

08.05.2019 Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки составлен акт № 1377 (получен заявителем 31.05.2019), согласно которому установлена неуплата налога на прибыль в бюджет в размере 24 751 800 руб., предложено применить санкцию
в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (л.д. 74-76 том 1).

05.09.2019 Инспекцией вынесено дополнение к акту налоговой проверки № 16 (период проверки с 15.07.2019 по 15.08.2019), согласно которому Общество не уплатило налог на прибыль в бюджет в размере 24 751 800 руб. (л.д. 78-86 том 1).

17.10.2019 составлен акт № 1377/1 налоговой проверки по уточненной декларации по налогу на прибыль за 2019 год (л.д. 20-24 том 2).

В ходе рассмотрения настоящего дела Инспекция поясняла, что 30.03.2020 ею вынесено решение № 837 об отказе в привлечении заявителя к ответственности
за совершение налогового правонарушения, которым доначислен налог на прибыль
в размере 12 375 906 руб., пени в сумме 945 595 руб. (л.д. 133 том 2).

При этом судом апелляционной инстанции было отклонено ходатайство налогового органа о приобщении к материалам дела решения Инспекции от 30.03.2020 № 837
об отказе в привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, так как оно вынесено после принятия решения судом первой инстанции.

Отклоняя доводы Инспекции о недостоверности сведений, отраженных
в ликвидационном балансе, на момент подачи документов в налоговый орган, о наличии налоговых обязательств заявителя и, соответственно, нарушении им порядка ликвидации, суд апелляционной инстанции исходил из того, что все действия Инспекции, связанные
с проведением налоговых проверок, выявлением налоговых обязательств произведены после принятия регистрирующим органом оспариваемого в настоящем деле решения
№ 5280А/1560; на момент принятия данного решения у Общества не была установлена задолженность перед бюджетом, Инспекция не являлась кредитором заявителя.

Суд кассационной инстанции полагает неправомерными названные выводы суда, учитывая, что проведение налоговых проверок фактически было связано
с обстоятельством возникновения спора, - ликвидацией Общества; в случае признания обоснованным доначисления налога согласно решению Инспекции от 30.03.2020 № 837 данные налоговые обязательства подлежали отражению в ликвидационном балансе Общества. При этом как Общество, так и суд первой инстанции были осведомлены о том,
что осуществляются действия по проверке правильности исчисления налоговых обязательств в связи с ликвидацией налогоплательщика.

В рамках дела № А27-13268/2020 Арбитражного суда Кемеровской области Общество оспорило решение Инспекции от 30.03.2020 № 837 об отказе в привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения. Заявление налогоплательщика принято к производству определением суда первой инстанции
от 11.06.2020, то есть до вынесения судебного акта апелляционного суда по настоящему делу.

В настоящее время вступившими в законную силу судебными актами
по делу № А27-13268/2020 признано правомерным доначисление Обществу налога
на прибыль; ликвидация налогоплательщика с невостребованной кредиторской задолженностью признана основанием возникновения у него внереализационного дохода. Таким образом, в связи с признанием обоснованным доначисления налога согласно решению Инспекции от 30.03.2020 № 837 данные налоговые обязательства подлежали отражению в ликвидационном балансе Общества.

Однако при ликвидации Общества в регистрирующий орган представлен ликвидационный баланс, не отражавший действительные налоговые обязательства ликвидируемого юридического лица.

То обстоятельство, что подлежащие отражению в ликвидационном балансе суммы налога и пени были выявлены в ходе налоговой проверки, завершенной после принятия оспариваемого в настоящем деле решения, не имеет правового значения, поскольку в силу положений статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанностью именно налогоплательщика являются учет объектов налогообложения в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, правильное исчисление и уплата налогов.

С учетом изложенных обстоятельств у Инспекции имелись основания для отказа
в государственной регистрации ликвидации Общества на основании подпункта «а»
пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ и, соответственно, у судов отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого решения Инспекции недействительным.

Учитывая неправильное применение судами норм права применительно
к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене
на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.

Отменяя судебные акты, кассационная инстанция считает возможным
в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ принять новый судебный акт
об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В связи с принятием данного постановления меры по приостановлению исполнения судебных актов подлежат отмене.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 03.03.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление
от 23.06.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-17946/2019 отменить.

Принять по делу новый судебный акт. Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Евротайр».

Отменить приостановление исполнения судебных актов, принятое определением
от 15.07.2020 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по настоящему делу.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Г.В. Чапаева

Судьи Н.А. Алексеева

И.А. Малышева