НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.06.2022 № А45-18041/2021

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                 Дело № А45-18041/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                         Тихомирова В.В.

судей                                                         Демидовой Е.Ю.

                                                                   ФИО1

при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области на решение от 29.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Булахова Е.И.) и постановление от 15.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу №А45-18041/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (633162, Новосибирская область, Колыванский район, рабочий <...>, кабинет 23,  ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании решения об отказе в проведении аукциона, обязании устранить допущенные нарушения.

В заседании принял участие представитель Министерства природных ресурсов
и экологии Новосибирской области ФИО3 по доверенности от 01.01.2022.

Суд установил:

индивидуальный предприниматель Зиновьев Вячеслав Юрьевич (далее - предприниматель, ИП Зиновьев В.Ю.) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее - министерство) о признании незаконным решения № 24.06.2021 № 90
об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины с кадастровым номером 54:09:020102:1, расположенного в границах земель лесного фонда на территории Каргатского лесничества Новосибирской области, квартал 1-61, площадью
43546 гектаров, цель и вид использования - заготовка древесины, срок использования -
49 лет, в течение 3 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением от 29.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 15.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе министерство просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом указано следующее: арендодатель лесного участка (уполномоченный орган власти) не может повлиять на возможность осуществления арендатором лесоустройства арендованного им участка путем установления соответствующей обязанности в договоре; из действующего законодательства следует, что без достоверной таксации лесов, предоставление участка в аренду для заготовки древесины, не допускается; у земельного участка с кадастровым номером 54:09:020102:1 граница не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; спорный лесной участок не входит в зону освоения лесов по заготовке древесины согласно лесному плану Новосибирской области как главному документу лесного планирования, подготовленного на основании лесоустроительной документации;.

Кассатор в жалобе также обращает внимание на то, что в адрес министерства поступило представление и.о. обязанности природоохранного прокурора Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратуры Новосибирской области от 21.03.2022 №189в-2021 о незаконности проведения оспариваемого аукциона.

ИП ФИО2 представил письменный отзыв, в котором выразил возражения
по доводам жалобы и мнение о законности вынесенных судебных актов.

В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы.

Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.

Из материалов дела следует, что ИП ФИО2 28.05.2021 обратился
в министерство с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка с кадастровым номером 54:09:020102:1, расположенного
в границах земель лесного фонда на территории Каргатского лесничества <...>, площадью 43546 гектаров, цель и вид использования - заготовка древесины, срок использования - 49 лет.

Решением от 24.06.2021 № 90 министерство отказало в проведении аукциона
на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины
по следующим основаниям:

1) испрашиваемый земельный (лесной) участок не прошел государственный кадастровый учет, который осуществляется при образовании объекта недвижимости;

2) испрашиваемый (лесной) земельный участок не имеет лесоустройства.

Не согласившись с оспариваемым решением, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 7, 8, 71, 72, 73.1, 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), пунктом 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, исходили из того, что отсутствие в отношении испрашиваемого лесного участка прохождения кадастрового учета, который осуществляется при образовании объекта недвижимости,
и результатов проведенных лесоустроительных работ не являются основанием для отказа в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка.

Между тем судами не учтено следующее.

Согласно части 6 статьи 73.1 ЛК РФ порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ.

Положения, регулирующие порядок подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, закреплены в статье 78 ЛК РФ.

В части 6 статьи 78 ЛК РФ установлено, что решение об отказе в проведении аукциона принимается в следующих случаях: 1) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другому гражданину или юридическому лицу; 2) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесных насаждений, право собственности на которые уже передано другому гражданину или юридическому лицу; 3) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу                     в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) заявление                        о проведении аукциона подано заявителем, с которым в соответствии с ЛК РФ не может
быть заключен договор купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона;                  5) заявление о проведении аукциона не соответствует требованиям к порядку и способам подачи или формату такого заявления, установленным в соответствии с частями 4 и 5 статьи 78 ЛК РФ.

Согласно пункту 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, арендатор лесного участка вправе по своей инициативе провести лесоустроительные работы и таксацию лесов на арендованном лесном участке. Данные положения касаются уже предоставленных в аренду лесных участков и не имеют прямого  отношения к вопросам организации и проведения аукциона по продаже права аренды  такого участка.

Вместе с тем заявителем не обжаловано в установленном порядке  бездействие определенного органа по организации проведения таксации лесов и постановке на кадастровый учет в части спорного участка, если таковое имело место в соответствующий период.

Кроме того,    положения части 2 статьи 70.1,  части 16 статьи 78, части 2 статьи 72  ЛК РФ предполагают: необходимость  проектной документации лесного участка, которая оформляется по результатам таксации и  в которой определена площадь проектируемого лесного участка, приведено описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов,   а также иные количественные и качественные характеристики; использование этой документации как для образования такого участка, так и для проведения по поводу него аукциона и последующего предоставления в аренду; постановку на кадастровый учет такого участка как обязательного условия для существования   объекта такой  аренды.

В условиях существенной  неопределенности  характеристик  участка лесного фонда, предоставление  которого в аренду предполагает специфические виды лесопользования и изъятие природного ресурса будущим арендатором, предполагается невозможность проведения указанного аукциона без актуальных результатов лесной таксации, связанных прежде всего с описанием такого особо ценного природного ресурса как лес. В том числе для формулирования как условий такого аукциона,                                        так  и последующего договора аренды. 

При такой неопределенности сама возможность заготовки древесины,                         при наличии в лесном законодательстве некоторых запретов и ограничений,  виды                        и объемы рубок  различных видов древесины  не известны и не   могут быть                                    в обязательном порядке установлены одновременно с проведением соответствующих аукционных мероприятий, влекущих в конечном итоге возможное предоставление лесного участка.  

Предложенный судебными инстанциями вариант толкования определенных норм права является ошибочным, поскольку влечет дисбаланс частных и публичных интересов,  не устраняет указанные недостатки характеристик земельного участка, не учитывает его особую специфику,  фактически основан на некотором пробеле  лесного законодательства, который был  устранен уже после рассмотрения спора.

С учетом последнего необходимо  учесть содержание вступивших с 01.01.2022 изменений статьи 29 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 304-ФЗ), которая в числе прочего была дополнена частью 10. Согласно этой части указанной статьи предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины  не допускается, за исключением отдельно оговоренных случаев, если таксация лесов, предусмотренная статьей 69.1 настоящего Кодекса, в отношении соответствующего лесного участка проведен  более 10 лет назад (исходя из года подготовки имеющейся лесоустроительной документации соответствующего лесного участка).

О наличии последнего критерия (срока), в том числе в плане неактуальности необходимых характеристик и документации, заявлялось министерством                                       при рассмотрении спора со ссылкой на определенные доказательства. Данные доводы истцом не опровергнуты.

Вместе с тем  действовавшие на момент рассмотрения заявления предпринимателя               о проведении аукциона  нормы статей 70.1,  72, 78 ЛК РФ не позволяли провести соответствующий аукцион, поскольку его предметом не может быть несформированный лесной участок, достоверные  характеристики которого отсутствуют. Данный подход подтверждается также   сложившейся судебной практикой арбитражных судов (судебные акты  по делу А73-7030/2018).

При изложенных обстоятельствах выводы судов об отсутствии у министерства правовых оснований для отказа в проведении аукциона следует признать ошибочными.

С учетом изложенного решение и постановление подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд округа считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт
об отказе ИП ФИО2 в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 29.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление
от 15.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу №А45-18041/2021 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО2 отказать.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       В.В. ФИО4

Судьи                                                                                    Е.Ю. Демидова

                                                                                                Т.А. Зиновьева