Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А03-17608/2010
резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2010 года
постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2010 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Т.Я. Шабалковой
судей Л.В. Беловой
В.И. Новоселова
рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, кассационную жалобуоткрытого акционерного общества «Ларичихинский леспромхоз» на решение от 20.01.2010 Арбитражного суда Алтайского края (судья В.И. Матвиенко) по делу № А03-17608/2009 по заявлению открытого акционерного общества «Ларичихинский леспромхоз» к Управлению лесами Алтайского края об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
открытое акционерное общество «Ларичихинский леспромхоз» (далее – ОАО «Ларичихинский леспромхоз», Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению лесами Алтайского края (далее – Управление) об отмене постановления от 30.11.2009 № 03-26-41/09 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.31, частям 1, 2, 4 статьи 8.25, части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и о назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением от 20.01.2010 Арбитражного суда Алтайского края оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ.
ОАО «Ларичихинский леспромхоз» было отказано в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Управления от 30.11.2009 № 03-26-41/09 в части привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1,2,4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В кассационной жалобе ОАО «Ларичихинский леспромхоз» просит отменить решение арбитражного суда и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению Общества, не подтвержден материалами дела факт совершения действий, ответственность за которые предусмотрена часть 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, отзыва, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ОАО «Ларичихинский леспромхоз» является арендатором лесного участка в соответствии с договором аренды от 30.12.2008 № П-15/1 и в соответствии с поданной лесной декларацией от 06.04.2009.
Общество в апреле 2009 осуществляло заготовку и вывозку древесины на лесосеке, расположенной в квартале № 24 , выделе № 11, делянки № 1 и 2 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества. Срок проведения лесохозяйственных работ на указанной лесосеке истек 06.04.2010. Следовательно, Общество до указанной даты обязано обеспечить соблюдение лесного законодательства на используемом лесном участке.
Выявленные нарушения зафиксированы в актах проверки от 07.10.2009.
12.11.2009 по фактам правонарушений в отношении Общества составлен протокол об административных правонарушениях № 03-26-41/09, на основании которого 30.11.2009 вынесено постановление № 03-26-41/09 о привлечении ОАО «Ларичихинский леспромхоз» к административной ответственности по признакам состава правонарушений, предусмотренных по части 1 статьи 8.31, частями 1, 2, 4 статьи 8.25 части 1 статьи 8.28 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя обжалуемый судебный акт без изменения, исходит из установленных арбитражным судом фактических обстоятельств дела и действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет наложение административного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Пунктом 8 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 184 установлено, что при заготовке древесины не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосек, захламление лесов промышленными и иными отходами (п/п «б»); запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев, за исключением погибших (п/п «ж»).
Согласно пунктам 3.4.14, 3.4.15, 3.4.34, 3.4.35, 3.36, 3.4.37 договора аренды лесного участка от 30.12.2008 № П-15/1 Общество обязано осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом и условиями данного договора, при заготовке древесины соблюдать порядок, сроки и технологию, предусмотренные Правилами заготовки древесины, одновременно с заготовкой древесины в установленном порядке производить очистку лесосек от порубочных остатков, производить отвод и таксацию лесосек в соответствии с действующими нормами и правилами, при заготовке в первую очередь осуществлять рубки погибших, поврежденных и перестойных лесных насаждений, соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности, иные нормы и правила, установленные действующим законодательством, проводить заготовку в объеме, не превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины) в соответствии с лесохозяйственным регламентом, проектом освоения лесов и условиями настоящего договора.
В силу требований части 4 статьи 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка влечет наложение административного штрафа на юридические лица в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до до десяти тысяч рублей.
Вина Общества в использовании леса с нарушением условий договора аренды лесного участка установлена судом первой инстанции на основании представленных в материалы дела протокола об административном правонарушении от 12.11.2009, актов проверки, фотографий лесных участков, на которых производились работы по лесозаготовке.
Судом установлено, что у Общества имелась возможность для недопущения вменяемых Обществу правонарушений. Однако Обществом не принимались меры для недопущения неравномерной вырубки деревьев по всей площади лесосеки, обеспечения учета жизнеспособного подроста и молодняка ценных пород с составлением соответствующей ведомости, обеспечения вырубки малоценных пород, а также неперспективного подроста, нарушения требований правил санитарной безопасности в лесах и Правил заготовки древесины.
У суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда в данной части.
В соответствии с частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в данной спорной ситуации вменяемое Обществу административное правонарушение не подпадает под указанную норму, так как работы осуществлялись на основании договора аренды лесного участка, а факт рубки деревьев Обществом сверх установленного лимита документально не обоснован.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое постановление незаконным в части привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ.
Таким образом, всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно установив фактические обстоятельства дела и дав им надлежащую правовую оценку, суд первой инстанции принял правильное решение, основания для удовлетворения кассационной жалобы не установлены.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.01.2010 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-17608/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Т.Я. Шабалкова
Судьи Л.В. Белова
В.И. Новоселов