НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.11.2009 № А81-2074/2009

А81-2074/2009

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. ТюменьДело № А81-2074/2009

резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2009 года

постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2009 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Т.Я. Шабалковой

судейЛ.В. Беловой

ФИО1

рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе на решение от 27.05.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Д.П. Лисянский) и постановление от11.08.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-2074/2009 (судьи А.Н. Лотов, О.А. Сидоренко, Л.А. Золотов) по заявлению Государственного учреждения «1 Пожарная часть Федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе, о признании недействительными пунктов предписания по устранению выявленных нарушений,

установил:

Государственное учреждение «1 Пожарной часть Федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» (далее –ГУ «1 Пожарной часть Федеральной противопожарной службы по ЯНАО», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительными подпункта 1 пункта 1 и подпункта 2 пункта 1 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе (далее –ТУ ФСФБН в ЯНАО, Управление) от 27.03.2009 № 14, как несоответствующие Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», Постановлению Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», Решению Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области от 25.02.1991 № 53.

Решением от 27.05.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 11.08.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования ГУ «1 Пожарной часть Федеральной противопожарной службы по ЯНАО» удовлетворены.

В кассационной жалобе ТУ ФСФБН в ЯНАО просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, и прекратить производство по делу.

Управление считает, что арбитражные суды не применили законы подлежащие применению, кроме того, не рассмотрели законность завышенного размера коэффициента 1,8 вместо 1,5 Министерством по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации (его полномочия как главного распорядителя денежных средств) для Учреждения.

Отзыв на кассационную жалобу ГУ «1 Пожарной часть Федеральной противопожарной службы по ЯНАО» до начала судебного заседания не представлен.

Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено материалами дела, ТУ ФСФБН в ЯНАО была проведена проверка целевого использования федерального бюджета Учреждением за период деятельности с 01.01.2008 по 31.12.2008. Результаты проверки зафиксированы в акте от 13.03.2009 и Управлением принято предписание по устранению выявленных нарушений от 27.03.2009 № 14.

Проверкой установлено, что Учреждением в нарушение статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации (далее –ТК РФ), статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее –Закон о государственных гарантиях), пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее –Закона о статусе военнослужащих) в 2006-2007 годах применялся районный коэффициент к заработной плате работников из числа гражданского персонала и к денежному довольствию военнослужащих в размере 1,8 вместо 1,5, в результате чего за период проверки переплата денежного довольствия и заработной платы составила 8 003 095 рублей 97 копеек.

Пунктом 1.1. вышеуказанного предписания Управление обязало устранить незаконное использование средств федерального бюджета, не являющихся нецелевым использованием. Содержание нарушения состоит в том, что в проверяемый период, в нарушение статьи 316 ТК РФ и статьи 10 Закона о государственных гарантиях, пункта 5 статьи 13 Закона о статусе военнослужащих, применялся районный коэффициент к заработной плате работников и денежному довольствию военнослужащих в размере 1.8, вместо 1.5. При этом сумма выплат составила 8 003 095 рублей 97 копеек.

Пунктом 2.1 вышеуказанного предписания Управление предписало устранить незаконное использование средств федерального бюджета, не являющихся нецелевым использованием. Содержание нарушения состоит в том, что в проверяемый период, в нарушение пункта 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда России от 22 ноября 1990 № 2, на материальную помощь начислялся районный коэффициент и надбавка за работу в районах Крайнего Севера. При этом сумма выплат составила 888 244 рублей 60 копеек.

Учреждение, полагая, что предписание в части подпункта 1 пункта 1 и подпункта 2 пункта 1 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с требованием о признании указанных подпунктов предписания недействительными.

Оставляя без изменения состоявшиеся судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из следующего.

Частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 2 настоящей статьи Конституции Российской Федерации.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно статье 6 ТК РФ закреплено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

Согласно статьей 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.

Статья 316 ТК РФ предусматривает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Арбитражным судом установлено, что с момента введения в действие Трудового кодекса РФ и до рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде, Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников бюджетных организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе.

Статьей 423 ТК РФ определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза Советских Социалистических Республик, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Из Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», следует, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также при назначении указанным лицами лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31.12.2004, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

С учетом установленных обстоятельств, обоснованным является вывод арбитражных судов о том, что в условиях отсутствия правового регулирования порядка применения размера районного коэффициента для расчета заработной платы работников бюджетных организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе на момент рассмотрения данного арбитражного дела следует применить к рассматриваемым правоотношениям нормативные акты Российской Федерации, а также и субъекта Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа, которые не противоречат федеральному законодательству и не оспорены в установленном порядке.

Исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» и действовавшего порядка определения районного коэффициента к заработной плате, установленной Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», правомерными являются выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о том, что подлежит применению единый районный коэффициент для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в населенных пунктах севернее Полярного круга в Ямало-Ненецком автономном округе, в том числе для работников органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, в размере 1,8, как следствие отсутствия правового регулирования данного вопроса.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2009 № Ф04-6125/2008(15334-А81-43), от 02.06.2009 № Ф04-3205/2009(7592-А81-32).

Высший Арбитражный Суд определением от 21.05.2009 N 5741/09 отказал в передаче дела № Ф04-6125/2008(15334-А81-43) в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений процессуального законодательства.

Арбитражный суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен полномочиями по переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки арбитражного суда первой инстанции.

Оснований для отмены принятых по делу судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.05.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 11.08.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу по делу № А81-2074/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу –без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Т.Я. Шабалкова

Судьи Л.В. Белова

ФИО1

Информацию о движении дела можно получить на сайте суда www.faszso.arbitr.ru