Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А03-19908/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края на решение от 21.03.2017 Арбитражного суда Алтайского края (судья Синцова В.В.) и постановление от 15.06.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Кривошеина С.В., Скачкова О.А.) по делу № А03-19908/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строй Авангард» (656037, г. Барнаул, ул. Космонавтов, 2А, ИНН 2224158848, ОГРН 1132224002217) к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (656049, г. Барнаул, ул. Чкалова, 230) о признании незаконными действий.
Другие лица, участвующие в деле: Территориальный Фонд Геологической Информации по Сибирскому федеральному округу, администрация г. Барнаула.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Зверева В.А.) в заседании приняли участие представители: от Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Бем Д.А. по доверенности от 09.01.2017, от общества с ограниченной ответственностью «Строй Авангард» Лукьянец А.А. по доверенности от 01.12.2016.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Строй Авангард» (далее – ООО «Строй Авангард», общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в соответствии со статьей
49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
к Главному управлению природных ресурсов и экологии Алтайского края (правопредшественник Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, далее – управление, министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по снятию с государственного баланса запасов строительного песка месторождения Малоказенный, отраженных в протоколе от 24.07.2015 № 50 ОПИ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный Фонд Геологической Информации Алтайского края и администрация города Барнаула (далее – администрация).
Решением от 21.03.2017 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 15.06.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное обществом требование удовлетворено, действия управления по снятию с государственного баланса запасов строительного песка месторождения Малоказенный, отраженные в протоколе от 24.07.2015 № 50 ОПИ признаны незаконными.
В кассационной жалобе министерство, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение
об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования.
По мнению заинтересованного лица, суды первой и апелляционной инстанций сделали неправомерный вывод о несоблюдении управлением требований по списанию запасов с государственного и территориального балансов, установленных пунктом 11 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденного Приказом Минприроды России от 06.09.2012 № 265 (далее – Приказ № 265), и пунктом 2.7 Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, утвержденного Приказом Минприроды России от 11.08.2014 № 362 (далее – Приказ № 362), поскольку указанные нормативные правовые акты не подлежат применению.
Кроме того, министерство утверждает, что судами не принято во внимание и не дана оценка тому обстоятельству, что поставленные на государственный баланс запасы полезных ископаемых частично расположены в водоохранной зоне, следовательно, ООО «Строй Авангард» не может быть предоставлено право пользования с целью разведки и добычи таких полезных ископаемых.
В отзыве на кассационную жалобу общество, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые министерством судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, приказом управления от 03.04.2014
№ 168 участок Малоказенный включен в перечень участков недр местного значения и распоряжением управления от 14.05.2014 № 118
ООО «Строй Авангард» выдана лицензия БАР 80080 ТП на геологическое изучение (поиски и оценка) строительного песка на участке недр местного значения Малоказенный сроком действия с 16.06.2014 по 20.12.2016.
На этом основании общество 17.12.2014 зарегистрировало работы на участке Малоказенный. Федеральным агентством по недропользованию (Алтайнедра) объекту присвоен государственный регистрационный номер 01-14-247.
После этого ООО «Строй Авангард» 31.03.2015 утверждены и поставлены на государственный баланс запасы строительного песка на участке недр Малоказенный, что подтверждается протоколом заседания экспертной комиссии управления по запасам по участкам недр местного значения от 31.03.2015 № 45 ОПИ, и получено Свидетельство от 28.05.2015 № 5 об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых (месторождение Малоказенный).
ООО «Строй Авангард» 09.07.2015 обратилось в управление
за предоставлением лицензии на право пользования участком недр Малоказенный с целью добычи и разведки строительного песка, как предприятие открывшее месторождение и за собственный счет проводившее работы по геологическому изучению на основании лицензии БАР 80080 ТП.
Приказом от 23.07.2015 № 742 управление отказало обществу в предоставлении названной лицензии, уведомив письмом от 24.07.2015 № 41.
Управлением утвержден протокол от 24.07.2015 № 50 ОПИ заседания экспертной комиссии по запасам по участкам недр местного значения о снятии запасов строительного песка месторождения Малоказенный с государственного баланса в связи с утратой промышленного значения этих запасов.
Не согласившись с действиями управления по снятию
с государственного баланса запасов строительного песка месторождения Малоказенный, отраженных в протоколе от 24.07.2015 № 50 ОПИ, ООО «Строй Авангард» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное обществом требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии со статьей 31 Закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Из содержания абзаца 2 пункта 7 Приказа № 265, которым утвержден порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, следует, что запасы полезных ископаемых учитываются, в том числе, за соответствующим пользователем недр – по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).
Основанием для постановки запасов полезных ископаемых
на Государственный баланс согласно пункту 10 Приказа № 265 являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.
Пунктом 12 Приказа № 265 предусмотрено, что списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется
на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в следующих случаях: запасы полезных ископаемых
не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ; запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.
Предложения о списании запасов полезных ископаемых, учтенных Государственным балансом, в случаях утраты ими промышленного значения, неподтверждения данных по результатам геологоразведочных и добычных работ вносятся: соответствующим пользователем недр – по участкам недр, предоставленным в пользование для целей геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для целей разведки и добычи полезных ископаемых, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии); соответствующим территориальным органом Роснедр – по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии); уполномоченным территориальным органом Роснедр – по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).
В соответствии с пунктом 13 Приказа № 265 добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери
при их добыче списываются с Государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
Территориальный баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых (далее – территориальный баланс) является документом, подготавливаемым уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с целью учета состояния минерально-сырьевой базы соответствующего субъекта Российской Федерации по всем видам общераспространенных полезных ископаемых, перечисленных в соответствующем региональном перечне общераспространенных полезных ископаемых (пункт 2.1. Приказа № 362)
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что администрацией направлено в управление обращение от 14.07.2015 о снятии с государственного баланса месторождения Малоказенное г. Барнаула, в связи высокой экономической, социальной и бюджетной значимости проекта по созданию рекреационного кластера на острове Помазкин и невозможностью освоения территории этого месторождения при наличии запасов на балансе.
Указанное обращение администрации и протокол совещания от 23.07.2015 явились основанием для издания управлением приказа от 23.07.2015 № 733 о создании экспертной комиссии для дачи заключения
о снятии с государственного баланса запасов Малоказенного месторождения строительного песка.
Протоколом от 24.07.2015 № 50 ОПИ заседания указанной экспертной комиссии принято оспариваемое обществом решение о снятии с государственного баланса запасов строительного песка названного месторождения.
Принимая во внимание нормативную определенность в регулировании порядка снятия с государственного баланса запасов полезных ископаемых, закрепленную в Приказах № 265 и № 362, положения которых исключают возможность произвольного снятия с баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых как с государственного, так и с территориального балансов, обе судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые обществом действия управления по снятию с государственного баланса запасов строительного песка месторождения Малоказенный, отраженные в протоколе от 24.07.2015 № 50 ОПИ, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы общества.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.03.2017 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 15.06.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А03-19908/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.И. Ильин
Судьи Д.В. Григорьев
О.Ю. Черноусова