НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 18.08.2009 № Ф04-4939/2009

А03-759/2009

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 августа 2009 года

Дело № Ф04-4939/2009 (12817-А03-31)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего И.В. ФИО4а

судейО.И. ФИО1

ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителей сторон:

от заявителя: представители не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 29.12.2008 № 03-44/003;

кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Алтайскому краю на решение от 12.03.2009 (судья М.В. Старцева) Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 30.04.2009 (судьи В.А. Журавлева, Л.И. Жданова, Н.А. Усанина) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-759/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вектор» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Алтайскому краю о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Вектор» (далее –ООО «Вектор», Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Алтайскому краю (далее - Инспекция) от 16.01.2009 № 129 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением арбитражного суда от 12.03.2009, оставленным без изменения постановлением от 30.04.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено оспариваемое постановление от 16.01.2009 № 129 о привлечении ООО «Вектор» к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ.

В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что при вынесении судебных актов судами были неполно выяснены обстоятельства дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права, просит решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда отменить полностью, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать.

По мнению заявителя жалобы, выводы суда о том, что денежные средства сверх установленного лимита, находящиеся в кассе Общества 19.11.2008, были использованы им для выдачи заработной платы 20.11.2008, необоснованны и материалами дела не подтверждаются; Обществом сроки сдачи выручки при образовании сверхлимитного остатка не установлены.

В отзыве на кассационную жалобу Общество, опровергая доводы жалобы, считает решение суда и постановление арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными, требования Инспекции, изложенные в жалобе, не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.

Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителя Инспекции, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, 01.12.2008 Инспекцией была проведена проверка по исполнению Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», полноты оприходования в кассу денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники, а также порядка ведения кассовых операций ООО «Вектор», расположенного по адресу: <...>.

В ходе проверки выявлены факты накопления денежных средств сверх установленного лимита (15 000 руб.) в кассе Общества, а именно: на конец рабочего дня 14.11.2008 общий остаток денежных средств составил 69 619, 04 руб., а 19.11.2008 - 19 656, 59 руб., что превышало установленный лимит остатка на утро 15.11.2008 на сумму 54 619, 04 руб., 20.11.2008 - на 4 656, 59 руб.

По данным фактам в отношении Общества 14.01.2009 составлен протокол об административном правонарушении № 129.

На основании указанного протокола и материалов проверки начальником Инспекции 16.01.2009 принято постановление № 129, в соответствии с которым ООО «Вектор» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Полагая, что указанное постановление Инспекции вынесено незаконно, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.

Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40 (далее - Порядок), а также Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным советом директоров Банка России от 05.01.1998 № 14-П (далее - Положение).

В пункте 1 Порядка определено, что предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются (пункт 5 Порядка).

В силу пункта 6 Порядка предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

В пункте 2.4 Положения указано, что порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

Следовательно, как обоснованно указали арбитражные суды, порядок и сроки сдачи в банк сверхлимитной денежной наличности устанавливаются на основании соглашений между организациями и обслуживающими банками.

Арбитражным судом установлено и следует из содержания представленного в материалы дела расчета на установление лимита остатка кассы, что в 2008 году обслуживающим учреждением банка Обществу определен лимит остатка наличных денег в кассе в размере 15 000 руб. Срок сдачи выручки установлен 1 раз в пять дней, а время сдачи выручки в кассу банка установлено в 12-00. Учреждением банка в указанном расчете разрешено Обществу расходование выручки на выплаты социального характера.

Обществу, как следует из оспариваемого постановления, вменяется превышение лимита наличных денежных средств в кассе в конце рабочего дня 14.11.2008 и 19.11.2008.

Между тем, как обоснованно указано арбитражным судом, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении не отражено то обстоятельство, что согласно расчету на установление лимитов остатков кассы на 2008 год Обществу установлен срок сдачи выручки 1 раз в 5 дней, в связи с чем обязанность по сдаче в банк сверхлимитного остатка денежных средств за 14.11.2008 у Общества возникла бы только 19.11.2008, а за 19.11.2008 - 24.12.2008.

При вынесении оспариваемого постановления Инспекцией не исследовался вопрос о превышении лимита на указанные даты с учетом расчета лимита остатка кассы.

При таких обстоятельствах обоснованным является вывод судов о том, что Инспекцией не доказано наличие противоправности в превышении Обществом лимита остатка денег в кассе 14.11.2008 и 19.11.2008 применительно к пункту 2.6 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, которым предусмотрены случаи правомерного оставления в кассе денежных средств сверх лимитов.

В соответствии с указанным пунктом предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка.

Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, денежные средства сверх установленного лимита, находящиеся в кассе 14.11.2008, были использованы на выплату заработной платы работникам Общества 17.11.2008, так как 15.11.2008 и 16.11.2008 были выходными днями, а денежные средства сверх установленного лимита, находящиеся в кассе 19.11.2008, были использованы для выдачи заработной платы 20.11.2008. Срок выдачи заработной платы 15 и 20 числа месяца также установлен в расчете лимита остатка кассы.

Из материалов настоящего дела также следует, что после выдачи заработной платы остаток денежных средств в кассе не превышал установленный лимит.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что на момент 14.11.2008 и 19.11.2008 у Общества не наступила обязанность по сдаче в банк образовавшихся сумм, превышающих лимит кассы, что превышение лимита кассы ликвидировано заявителем в сроки и на цели, согласованные с обслуживающим банком, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, кассационная инстанция находит необоснованными, ранее они были проверены и оценены судами первой и апелляционной инстанций, сводятся к переоценке выводов суда.

Таким образом, арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.

При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.03.2009 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 30.04.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-759/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу –без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПредседательствующийИ.В. ФИО4

С. ФИО1

ФИО2