Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А27-23633/2014
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2015 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2015 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) на решение от 09.02.2015 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Новожилова И.А.) и постановление от 07.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Колупаева Л.А.,
Скачкова О.А.) по делу № А27-23633/2014 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (650000, Кемеровская область, город Кемерово, проспект Советский, 74/А, ГСП-1, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к Управлению по обеспечению деятельности мировых судей в Кемеровской области (650025, Кемеровская область, город Кемерово, улица Чкалова, 4, ОГРН 1024200683396, ИНН 4205037961) о взыскании 220 074,36 руб.
Суд установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное, далее – Фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению по обеспечению деятельности мировых судей в Кемеровской области (далее – Управление, страхователь) о взыскании штрафа в сумме 220 074,36 руб.
Решением от 09.02.2015 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 07.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования Фонда оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Управление возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
Судами и материалами дела установлено следующее.
17.02.2014 Управление представило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за
2013 год на 262 сотрудника.
20.02.2014 по защищенным каналам связи с электронно-цифровой подписью страхователю Фондом направлен отрицательный протокол с описанием имеющихся ошибок в отчете.
26.02.2014 Управление представило в Фонд сведения на 773 сотрудника.
27.02.2014 по защищенным каналам связи с электронно-цифровой подписью страхователю направлен отрицательный протокол с описанием имеющихся ошибок в отчете; дополнительно о факте представления ошибочных сведений Фонд известил Управление письмом от 05.03.2014
№ 20-3273.
Срок представления исправленных форм документов, установленный в письме (не позднее 02.04.2014), определен в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 № 987н.
24.03.2014 Управление представило в Фонд индивидуальные сведения на 699 сотрудников.
26.03.2014 Фондом вновь направлен страхователю отрицательный протокол с описанием имеющихся ошибок в отчете.
Исправленные индивидуальные сведения на 699 сотрудников за
2013 год Управление представило 26.03.2014.
По результатам проведенной камеральной проверки достоверности представленных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования плательщиком страховых взносов, Фондом составлен акт и принято решение от 19.06.2014 № 346 о привлечении Управления к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), в виде штрафа в сумме
220 074,36 руб.
Фондом направлено в адрес страхователя требование от 28.07.2014 № 346 об уплате штрафа в срок до 20.08.2014.
Неисполнение Управлением в добровольном порядке требования об уплате штрафа послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из отсутствия в действиях страхователя состава правонарушения, заключающегося в несвоевременном представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета; указали, что представление корректирующего расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам не образует состава правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть заверены электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе с вышеуказанными сведениями страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, в том числе формы «Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-2)», «Опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-3)», «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица
(СЗВ-6-1)», «Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-6-2)».
Согласно части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого решения) за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из решения Фонда, Управлению вменено непредставление предусмотренных Законом № 27-ФЗ сведений за 2013 год в установленный срок, а именно: 26.02.2014, то есть с нарушением срока, предусмотренного статьей 11 Закона № 27-ФЗ, страхователем представлены впервые исходные индивидуальные сведения на 471 человека за отчетный период 2013 года (л.д.24-36 том 1).
Суды, отказывая в удовлетворении требований, приняв во внимание, что первоначально индивидуальные сведения на некоторых работников представлены Управлением в установленный законом срок (до 17.02.2014); 26.02.2014 Управлением представлен корректирующий расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, сделали выводы о том, что предоставление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует иной самостоятельный состав правонарушения, за которое страхователь не привлекался.
При этом судами не учтено, что индивидуальные сведения, в том числе о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица, предоставляются в Фонд на каждого работника, непредставление в установленные сроки сведений в отношении какого-либо застрахованного лица, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, влечет ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
Как указывает Фонд, что нашло отражение и в его решении (л.д. 24-36 том 1), сведения в отношении 471 застрахованного лица Управлением первоначально не были сданы, вместе с корректирующим расчетом необходимые сведения предоставлены, но с нарушением установленного срока.
Принимая во внимание, что норма статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений, учитывая установленные обстоятельства, кассационная инстанция полагает вывод судов о своевременном представлении Управлением индивидуальных сведений в отношении всех застрахованных лиц и последующей корректировке первоначально представленных сведений, сделанным в нарушение статей 168, 170, 271 АПК РФ.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты приняты с нарушением статей 71, 168, 271 АПК РФ, по неполно исследованным материалам дела, без выяснения и учета всех обстоятельств спора, с нарушением норм материального права; изложенные в решении и постановлении выводы судов об отказе в удовлетворении требований Фонда являются необоснованными, в связи с чем принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене.
Кассационная инстанция лишена возможности принять по настоящему делу новый судебный акт, поскольку в нарушение статей 168, 170, 271
АПК РФ суды не исследовали правильность исчисления размера штрафных санкций, не выясняли вопрос о наличии (отсутствии) обстоятельств, смягчающих ответственность Управления.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить данные нарушения, всесторонне, полно и объективно в порядке статьи 71 АПК РФ исследовать все имеющиеся материалы, проверить расчет суммы штрафа, рассмотреть вопрос о наличии (отсутствии) обстоятельств, смягчающих ответственность Управления, при необходимости предложить сторонам представить дополнительные доказательства.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 09.02.2015 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 07.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-23633/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Г.В. Чапаева
Судьи И.В. Перминова
Е.В. Поликарпов