Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 февраля 2009 года
Дело № Ф04-1034/2009 (1046-А03-40)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.,
судей Кокшарова А.А.,
Роженас О.Г.,
рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон:
от Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю –не явились, извещены,
от краевого государственного учреждения «Лебяжинский лесхоз» - Догиль А.М. по доверенности от 28.05.2008,
кассационную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю на решение от 19.08.2008 Арбитражного суда Алтайского края (судья Борискин А.П.) и постановление от 31.10.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Зенков С.А., Солодилов А.В.) по делу № А03-5553/2008-17 по заявлению краевого государственного учреждения «Лебяжинский лесхоз» к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю о признании недействительным решения об отказе в ликвидации,
установил:
краевое государственное учреждение «Лебяжинский лесхоз» (далее –Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю (далее –Инспекция) о признании недействительным решения от 08.05.2008 об отказе в ликвидации юридического лица и об обязании вынести решение о его ликвидации.
Решением от 19.08.2008 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 31.10.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Учреждением требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение. Учреждение возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву; заявило ходатайство о прекращении производства по делу.
Суд определил в удовлетворении ходатайства отказать, поскольку на стадии кассационного производства по настоящей категории спора прекращение производства по делу означало бы нарушение основополагающих принципов арбитражного судопроизводства, установленных статьями 4, 7-9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –АПК РФ).
Судами и материалами дела установлено следующее.
29.08.2007 администрацией Алтайского края принято постановление № 412 о ликвидации Учреждения, создана ликвидационная комиссия, назначен председатель ликвидационной комиссии.
После утверждения ликвидационного баланса и выплаты долгов кредиторам в порядке очередности, установленной действующим законодательством, Учреждение обратилось в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
.05.2008 по итогам рассмотрения представленных Учреждением документов Инспекция приняла решение от 08.05.2008 об отказе в ликвидации юридического лица по причине отсутствия ликвидационного баланса (по мнению налогового органа, Учреждением неполно отражены данные о задолженности по обязательствам).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Учреждения в суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав представителя Учреждения, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Учреждения, исходил из того, что Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее –Закон о регистрации) не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, за исключением их соответствия по форме и содержанию установленным нормативными актами формам, по существу регистрирующий орган лишь фиксирует факт прекращения юридического лица; поскольку Учреждением был представлен полный пакет документов и налоговый орган документально не подтвердил наличие у Учреждения задолженности по налогам, у Инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.
Кассационная инстанция поддерживает вывод суда апелляционной инстанции, что перечисленные судом первой инстанции обстоятельства не могут означать, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации, поскольку представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона о регистрации, не предполагает обязанности налогового органа произвести соответствующие действия по регистрации в случае установления им (налоговым органом) недостоверности изложенных в представленных документах сведений в силу требований статей 4, 21, 25 Закона о регистрации, статей 3, 13, 14 Федерального Закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Как установлено судами, основанием для принятия решения Инспекции послужило не отражение Учреждением в ликвидационном балансе задолженности перед бюджетом в размере 31 570,39 руб. (с учетом справки налогового органа от 18.08.2008, л.д.97-98, том 1).
При этом, как установлено судом по настоящему делу с учетом пояснений Учреждения (л.д. 85-88, том 1), ликвидационная комиссия Учреждения на основании статей 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –ГК РФ) отказала Инспекции во включении в реестр требований кредиторов сумм спорной задолженности по налогам, пени, штрафам. Указанное обстоятельство Инспекцией не опровергнуто.
Согласно пункту 4 статьи 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Поскольку Инспекцией как кредитором Учреждения не представлено доказательств соблюдения требований статьи 64 ГК РФ, арбитражные суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 23 Закона о регистрации для отказа в государственной регистрации ликвидации Учреждения.
С учетом изложенного суды правильно удовлетворили требования Учреждения и признали недействительным решение Инспекции от 08.05.2008 об отказе в государственной регистрации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.08.2008 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 31.10.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-5553/2008-17 оставить без изменения, кассационную жалобу –без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Г.В. Чапаева
Судьи А.А. Кокшаров
О.Г. Роженас