Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А27-7751/2009
резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2010 года
постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2010 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Н.В. Лаптева
судей Н.А. Алексеевой
Ю.С. Буракова
рассмотрев в судебном заседании с участием представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области
ФИО1 по доверенности от 10.12.2009
кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кемеровской области
на решение от 11.08.2009 Арбитражного суда Кемеровской области (судья
ФИО2) и постановление от 26.10.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи А.В. Солодилов, Л.И. Жданова, Е.А. Залевская)
по делу № А27-7751/2009 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом
по Кемеровской области к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области, управлению Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кемеровской области (далее – ТУ ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском
к управлению Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области (далее – ТФ ОМС) о признании права федеральной собственности на нежилое помещение площадью 1000,8 кв. м, расположенное по адресу: <...>, и прекращении зарегистрированного за ТФ ОМС права собственности.
Иск мотивирован отнесением спорной недвижимости к федеральной собственности в силу прямого указания закона и незаконной регистрацией права собственности за ТФ ОМС.
Решением суда от 11.08.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.10.2009, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ТУ ФАУГИ просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы полагает, что судами были нарушены нормы материального права – не применены положения статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 12 Закона Российской Федерации
от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о медицинском страховании), пункт 14 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 № 857.
Считает, что суды неправильно определили статус ТФ ОМС
и его имущества.
В отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, ТФ ОМС не соглашается с доводами кассационной жалобы и просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебный актов, суд кассационной инстанции пришёл к следующему.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, распоряжением Коллегии администрации Кемеровской области от 13.04.2005 № 158-р
в соответствии с Законом о медицинской страховании, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год», типовыми правилами обязательного медицинского страхования граждан, утвержденными директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 03.10.2003 № 3856/30-3/и утверждено положение о ТФ ОМС.
Статус ТФ ОМС определен положением как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, созданное на основании постановлением Верховного Совета Российской Федерации
от 24.02.1993 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год», решения Малого Совета Кемеровского областного Совета народных депутатов от 22.06.1993 № 163
и распоряжения администрации Кемеровской области от 06.09.1993 № 676-р для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования.
Между ООО «Мегаполис» (продавцом) и ТФ ОМС (покупателем) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества от 30.11.2004,
по условиям которого продавец передал, а покупатель принял и оплатил нежилое помещение площадью 1000,8 кв. м, расположенное на 4 этаже 5 этажного дома по адресу: город Кемерово, Центральный район, улица Красноармейская, 136, согласно выписке из технического паспорта № 338/5
под №№ 1-54 – литера «А», кадастровый номер 338/5/0:1001/А/2001/5.
Стоимость переданного по договору имущества составляет
19 600 000 рублей и оплачена ТФ ОМС.
28.12.2004 управление Федеральной регистрационной службы
по Кемеровской области внесло в Единый государственный реестр прав
на недвижимое имущество и сделок с ним запись № 42-01/00-131/2004-401
о государственной регистрации права собственности ТФ ОМС
на приобретённое нежилое помещение и выдало свидетельство
о государственной регистрации права 42 АА 917031.
Данное нежилое помещение учтено истцом в реестре федерального имущества (выписка № 10-6-04/79).
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд указал, что ТФ ОМС не является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, так как был создан на основании решения Малого Совета Кемеровского областного Совета народных депутатов от 22.06.1993 № 163, имеет самостоятельный бюджет и осуществляет свои функции в соответствии
с Законом о медицинском страховании.
Определяя статус ответчика, суд первой инстанции пришёл к выводу
о том, что ТФ ОМС нельзя в полной мере отнести к учреждениям в том смысле, который заложен нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Спорное имущество приобретено за счет финансовых средств, предусмотренных в бюджете ТФ ОМС. Право собственности ответчика
на данный объект недвижимости зарегистрировано управлением Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области 28.12.2004, о чем была внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдано свидетельство.
Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования
в силу закона не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
Проверяя законность данного решения по жалобе ТУ ФАУГИ, апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и дополнил, что налоговым законодательством урегулированы правоотношения, связанные
с финансовыми средствами, за счёт которых осуществляется обязательное медицинское страхование, а не обеспечение функционирование фондов
как юридических лиц, ведущих определённую хозяйственную деятельность, имеющих как доходы и расходы.
Между тем, доводы судебных инстанций о приобретении спорного недвижимого имущества на собственные средства ТФ ОМС не соответствуют действующему законодательству.
Так, в соответствии с нормами статьи 12 Закона о медицинском страховании финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей
на обязательное медицинское страхование.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Фонды обязательного медицинского страхования предназначены
для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Статус ТФ ОМС как самостоятельного некоммерческого финансово-кредитного учреждения определен Законом о медицинском страховании, положением о ТФ ОМС, а также нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, согласно положениям статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником,
а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются
в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В силу пункта 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося
в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Суды первой и апелляционной инстанций не применили приведённые нормы закона.
Неприменение закона, подлежащего применению, на основании пункта 1 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является неправильным применением норм материального права
и в силу части 1 указанной статьи основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций
в кассационном порядке.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части отказа в признании права федеральной собственности на спорное имущество.
При этом суды первой и апелляционной инстанций правильно отказали
в удовлетворении требования о прекращении права собственности ТФ ОМС
на данный объект недвижимости, поскольку данный способ защиты гражданских прав не предусмотрен статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не приводит к восстановлению нарушенного права.
Учитывая, что фактические обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций, но допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции находит возможным без направления дела на новое рассмотрение принять новый судебный акт
об удовлетворении иска ТУ ФАУГИ в части признании права федеральной собственности на нежилое помещение.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.08.2009 Арбитражного суда Кемеровской области
и постановление от 26.10.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда
по делу № А27-7751/2009 отменить в части отказа в признании права федеральной собственности.
Принять в этой части новый судебный акт.
Признать право федеральной собственности на нежилое помещение площадью 1000,8 кв. м, расположенное на 4 этаже 5 этажного дома по адресу: город Кемерово, Центральный район, улица Красноармейская, 136, кадастровый номер 338/5/0:1001/А/2001/5.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Н.В. Лаптев
Судьи Н.А. Алексеева
Ю.С. Бураков