Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-10456/2021
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2022 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Дерхо Д.С.,
Сириной В.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.11.2021 (судья Власова В.Ф.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2022 (судьи Грязникова А.С., Краецкая Е.Б., Сидоренко О.А.) по делу № А70-10456/2021 по иску Департамента лесного комплекса Тюменской области (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Первомайская, дом 34/1, ОГРН 1057200733831, ИНН 7202138082) к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Уватнефтегаз» (626170, Тюменская область, село Уват, улица Иртышская, дом 19, ОГРН 1027201295395, ИНН 7225003194) об обязании разработать проект лесовосстановления и проект лесоразведения на лесной участок, провести работы по лесоразведению и лесовосстановлению.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (620043, Свердловская область, город Екатеринбург, Московский тракт, 9 километр,
ОГРН 1076658027588, ИНН 6658278616).
В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью «РН-Уватнефтегаз» - Григорьева М.В. по доверенности от 07.05.2022, Департамента лесного комплекса Тюменской области - Безбородов А.А. по доверенности от 09.06.2021, Турнаев О.Ю. по доверенности от 11.07.2022.
Суд установил:
Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее – департамент) обратился
в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу
с ограниченной ответственностью «РН-Уватнефтегаз» (далее – общество) об обязании в срок до 01.08.2021 разработать и предоставить в департамент проект лесовосстановления и проект лесоразведения на лесной участок площадью 261,4276 га, в срок до 01.10.2021 провести работы по лесовосстановлению и лесоразведению на лесном участке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства
по Уральскому федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.11.2021, оставленным
без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда
от 18.02.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, департамент обратился
с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области, либо принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Распоряжением председателя шестого судебного состава Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.05.2022 в соответствии с частью 1 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)
для рассмотрения указанной кассационной жалобы сформирован следующий состав суда: председательствующий Севастьянова М.А., судьи Дерхо Д.С., Зиновьева Т.А.
Определением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.05.2022 производство по кассационной жалобе департамента приостановлено до окончания кассационного производства в Верховном Суде Российской Федерации по делу
№ А70-10453/2021.
В связи с нахождением судьи Зиновьевой Т.А. на момент разрешения вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе в очередном ежегодном отпуске определением суда округа от 25.07.2022 в составе суда по рассмотрению кассационной жалобы департамента по настоящему делу произведена замена судьи Зиновьевой Т.А. на судью Сирину В.В.
Определением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.07.2022 производство по кассационной жалобе возобновлено. Поскольку возражений относительно рассмотрения жалобы в данном судебном заседании от лиц, участвующих в деле, не поступило, учитывая надлежащее извещение Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о рассмотрении вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе и в случае его положительного его разрешения, - о рассмотрении кассационной жалобы департамента по существу, суд кассационной инстанции приступил к ее рассмотрению в этом же судебном заседании.
В обоснование кассационной жалобы департамент приводит следующие доводы: неверным является вывод судов о неприменении к отношениям сторон положений статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс), введенной в действие после заключения сторонами договора аренды части лесного участка от 13.09.2018, поскольку такой вывод не учитывает, что обязанность по компенсационному лесовосстановлению вытекает не из договора, а из действующего лесного законодательства и факта проведения рубки лесных насаждений; в данном случае не подлежит применению пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) в связи с приоритетом норм лесного законодательства; сославшись на то, что на момент заключения договора аренды части лесного участка от 13.09.2018 ни законодательством, ни проектом освоения лесов не было предусмотрено обязанности арендатора по лесовосстановлению, суды ошибочно подменили понятия проекта освоения лесов и проекта лесовосстановления /лесоразведения, которые являются самостоятельными документами: первый относится к лесовосстановительным работам на арендованном лесном участке, второй - на компенсационном лесном участке (на землях в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения (вырубки, гари, пустыри, прогалины и др.) в составе земель лесного фонда, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий); в настоящее время складывается противоречивая судебная практика по вопросу о распространении с 01.01.2019 обязанности по лесовосстанолению /лесоразведению на арендаторов, заключивших договоры аренды до указанной даты, так, в приведенной ситуации судами общей юрисдикции арендаторы привлекаются к административной ответственности за неисполнение предусмотренной договором обязанности по лесовосстановлению.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении, оставить без изменения обжалованные судебные акты.
Также обществом представлены письменные пояснения к отзыву на кассационную жалобу с учетом правовой позиции по спорному вопросу, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации по делу № А70-10453/2021.
В приобщении к делу приложенных к письменным пояснениям дополнительных доказательств в обоснование использования арендованного лесного участка в целях геологического изучения недр отказано, поскольку исследование и оценка доказательств не отнесены к компетенции суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
В судебном заседании представители сторон поддержали свои процессуальные позиции по делу.
Учитывая надлежащее извещение Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в отсутствие его представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд округа приходит к выводу о наличии оснований для их отмены, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 13.09.2018 между департаментом (арендодатель) и ООО «РН-Уватнефтегаз» (арендатор) заключен договор аренды части лесного участка для размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью № 65-45ч-18 (далее - договор).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 договора арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять по временное пользование лесной участок площадью 1 217,5128 га (местоположение: Тюменская область, Уватский район, Уватское лесничество, Верхне Демьянское участковое лесничество, кварталы 158 (выд. 32, 33, 39), 159 (выд. 1,7, 9-14), 160 (выд. 8, 15, 16, 18), 161 (выд. 1, 18, 19, 319), 194 (выд. 25, 26), 195 (выд. 16, 17, 19, 21-32, 34), 196 (выд. 1-20), 197 (выд. 1-22), 198 (выд. 1-12), 199 (выд, 1-5, 9-17, 19-40, 302, 304, 314, 321, 330), 200 (выд. 17-21), 221 (выд. 47), 222 (выд. 14, 15, 17, 19-24, 29-32, 38-46, 319), 223 (выд. 3- 31, 309, 319), 224 (выд. 1-3, 5-28, 308, 318, 321, 324), 225 (выд. 1-30, 32, 33, 301, 308, 327), 226 (выд. 1-26, 307), 227 (выд. 1-11), 228 (выд. 1-20, 305), 229 (выд. 1-6, 8, 11, 14-34, 318, 322, 325, 326, 328), 230 (выд. 1, 12-15, 20, 312), 256 (выд. 26), 257 (выд. 16, 21, 22, 24-32, 36-41, 316, 325, 326, 328-331, 336), 258 (выд. 3-27), 259 (выд. 1-21), 260 (выд. 1-19, 312), 261 (выд. 1-20, 308, 317), 262 (выд. 1-13), 263 (выд. 1-28, 308, 315, 323-325), 264 (выд. 1-9, 11, 12, 304), 265 (выд. 1-16), 266 (выд. 1-38, 303, 308, 309, 315, 319), 267 (выд. 1-3, 7-11, 13-22, 309, 310, 315, 318), 287 (выд. 6, 8), 288 (выд. 1-10, 12, 16, 17, 25, 26, 28, 29, 31, 33, 302, 307, 325, 326), 289 (выд. 1-13, 15, 16, 20-25), 290 (выд. 1-16), 291 (выд. 1-18, 312, 315), 292 (выд. 1-33, 305-307, 317, 322, 326), 293 (выд. 1-19), 294 (выд. 1-25, 310, 313, 317), 295 (выд. 1-3, 5-7, 16), 332 (выд. 23, 26, 326), 333 (выд. 4-23, 322), 334 (выд. 1-13), 335 (выд. 1-31, 305, 312-314, 324), 336 (выд. 1-10), 337 (выд. 1-6, 8, 9, 12, 16), 358 (выд. 1-9, 303, 308, 309), 359 (выд. 1-11, 301, 308-311), 360 (выд. 1-7), 361 (выд. 1-18, 304), 362 (выд. 1-4, 6), 363 (выд. 1), 396 (выд. 6), 397 (выд. 1, 4, 8, 11), 398 (выд. 1), 399 (выд. 1-4), 400 (выд. 1-6, 9-11), 401 (выд. 1, 2, 6), 422 (выд. 1), 423 (выд. 1-5), 424 (выд. 1-24, 27, 29), 425 (выд. 1-10, 17, 21, 23), 426 (выд. 1), 480 (выд. 1-4, 6, 8, 12, 15, 25, 26, 308, 313) (далее - лесной участок).
Срок действия договора установлен 11 месяцев с даты его подписания.
По акту приема-передачи от 13.09.2018 лесной участок передан в аренду арендатору.
Обязанности арендатора предусмотрены пунктом 3.4 договора, в частности по разработке и представлению арендодателю в течение 6 месяцев со дня заключения договора проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы (подпункт «г»); подаче лесной декларации (подпункт «д»); осуществлению мероприятий по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов (подпункт «л»).
Обществом разработан и представлен арендодателю проект освоения лесов, в отношении которого приказом департамента от 16.10.2018 № 06/331 утверждено положительное заключение государственной экспертизы от 15.10.2018 № 256/ЭПО.
На основании проекта освоения лесов арендатором оформлена декларация от 28.11.2018, предусматривающая рубку лесных насаждений на арендованном лесном участке.
Согласно представленному арендатором отчету об использовании лесов (по форме 1-ИЛ) за январь-август 2019 года площадь сплошной рубки на лесных участках по договору аренды от 13.09.2018 № 65-45ч-18 составила 261,4276 га.
Срок действия лесной декларации по договору аренды до 12.08.2019.
Департамент направил обществу письмо от 11.02.2020 № 861-20 об обязанности проведения компенсационного лесовосстановления на основании Федерального закона от 19.07.2018 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 (далее - Правила № 566), и необходимости разработки и предоставления в департамент проектов лесовосстановления, лесоразведения и проведения соответствующих работ в 2020 году.
В ответном письме от 17.02.2020 № 08-ИСХ-0164 общество сообщило департаменту о намерении провести работы по лесовосстановлению и лесоразведению в 2020 году.
Письмом от 26.02.2020 № 1254-20 департамент сообщил обществу о резервировании лесных участков для проведения соответствующих работ по лесовосстановлению и лесоразведению.
Ссылаясь на неисполнение обществом установленной законом обязанности арендатора по лесовосстановлению (лесоразведению), департамент обратился в арбитражный суд с исковым заявлением, рассмотренным в рамках настоящего дела.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 4, 8, 422 Гражданского кодекса, статьями 3, 63.1 Лесного кодекса, положениями Федерального закона № 212-ФЗ, условиями договора и исходили из того, что поскольку договор между сторонами заключен до введения в действие статьи 63.1 ЛК РФ, ее положения на правоотношения сторон не распространяются.
Правовая позиция об ошибочности указанного правового подхода выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 № 304-ЭС22-3799 по делу № А70-10453/2021 и заключается в следующем.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
Право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 Лесного кодекса).
Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
Как следует из части 4 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом.
Таким образом, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами Гражданского кодекса и Земельного кодекса.
Статьей 12 Лесного кодекса определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса к видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, осуществление геологического изучения недр.
Исходя из части 1 статьи 45 Лесного кодекса использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно части 1 статьи 21 Лесного кодекса строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в том числе в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
В силу части 1 статьи 61 Лесного кодекса вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
Воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление (пункт 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса).
По правилу части 3 статьи 61 Лесного кодекса воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых Лесным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
В соответствии со статьей 62 Лесного кодекса, в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом № 212-ФЗ (до 01.01.2019) лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1); на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Таким образом, до 01.01.2019 Лесным кодексом обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды вид деятельности по заготовке древесины.
Аналогичное правило было закреплено в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 183 (подпункт «а» пункта 4), и в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016 № 375 (подпункт «а» пункта 4).
Федеральным законом № 212-ФЗ, вступившим в силу в соответствии со статьей 4 с 01.01.2019, в Лесной кодекс были внесены в том числе следующие изменения.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса, в редакции приведенного Закона лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Также Федеральным законом № 212-ФЗ Лесной кодекс дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Федерального закона № 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46); для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Нормы аналогичного содержания были предусмотрены в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.03.2019 № 188.
Федеральным законом от 02.07.2021 № 303-ФЗ (далее – Федеральный закон № 303-ФЗ) в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса.
При этом как в соответствии с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 Лесного кодекса в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Федеральный закон № 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Федеральным законом № 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи:
1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса;
2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр;
3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 303-ФЗ настоящий закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона № 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции названного Закона) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего закона.
В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса утверждены Правила № 566, согласно пункту 2 которых работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса соответственно.
Пункт 5 Правил № 566 содержит указание на то, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, то следовательно у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Вместе с тем Федеральный законом № 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно пункту 2 которой данная статья не распространяется на осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр. В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 303-ФЗ положения части 7 распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Закона.
Из совокупного толкования приведенных выше норм права, учитывая основные принципы лесного законодательства, в том числе принципы использования лесов с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, лесное законодательство является комплексной отраслью права, включающей нормы как частного, так и публичного права. При этом нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, являются нормами публичного права и подлежат применению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры.
Исходя из вышеприведенных правовых положений и правовой позиции, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 № 304-ЭС22-3799 по применению данных норм, выводы судов первой и апелляционной инстанции о неприменении положений Лесного кодекса, введенных в действие с 01.01.2019, обязывающих лесопользователей, осуществляющих рубки лесных насаждений, осуществлять лесовосстановление или лесоразведение согласно соответствующим проектам, являются ошибочными.
В связи с изложенным обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Между тем, учитывая последующее изменение лесного законодательства, в частности дополняющего статью 63.1 Лесного кодекса частью 7, содержащей исключение из применения названной статьи на случаи осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр (пункт 2 части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса), а также приводимые обществом доводы об использовании лесного участка, предоставленного ему в аренду по договору от 13.09.2018 № 65-45ч-18, именно при осуществлении деятельности по геологическому изучению недр, которые не являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции при рассмотрении спора по существу, принимая во внимание, что для действия данного исключения Федеральным законом № 303-ФЗ предусмотрена обратная сила данного закона, суд кассационной инстанции считает, что для полного и всестороннего исследования обстоятельств, имеющих существенное значение, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела судам следует установить, для какой цели сторонами заключен договор аренды от 13.09.2018 № 65-45ч-18, в какой период времени обществом была осуществлена рубка лесных насаждений, был ли возведен линейный объект на предоставленном в аренду лесном участке, продлено ли действие договора для эксплуатации линейного объекта. Исходя из результата исследования указанных вопросов надлежит определить правомерность заявленного истцом требования, в зависимости от чего разрешить вопрос относительно понесенных судебных расходов по делу, в том числе по состоявшимся апелляционному и кассационному рассмотрению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.11.2021 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2022 по делу № А70-10456/2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий М.А. Севастьянова
Судьи Д.С. Дерхо
В.В. Сирина