Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-20812/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2023 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Хлебникова А.В.,
судей Мальцева С.Д.,
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение от 16.03.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Игошина Е.В.) и постановление
от 25.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рожков Д.Г., Солодкевич Ю.М., Тетерина Н.В.) по делу № А70-20812/2022 по иску общества
с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» (625007, <...> Победы, дом 31, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО2
(ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о взыскании денежных средств
за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» - ФИО3 по доверенности от 07.09.2022, индивидуального предпринимателя ФИО2 – ФИО4
по доверенности от 23.12.2020.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» (далее – общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – предприниматель, ответчик) о взыскании 69 225,97 руб. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее – ЦСВ) по единому типовому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 19.03.2014 № 00603/203 (далее – договор) за период с января по июль 2021 года, апрель 2022 года, 15 910,72 руб. неустойки, 142,50 руб. судебных издержек.
Решением от 16.03.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным
без изменения постановлением от 25.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
В кассационной жалобе заявитель указывает на ошибочность вывода апелляционного суда об отсутствии в материалах дела доказательств обращений ответчика к истцу с требованием об отборе проб, в которых ему было отказано; протоколы испытаний и заявления ответчика за спорный период к истцу с требованиями провести отбор проб в спорном периоде, а также отказы истца взять пробы сточных вод
необоснованно не приняты судами в качестве доказательств; все колодцы забора проб сточных вод с объектов ответчика находятся в эксплуатации истца по договору аренды муниципального имущества, сточные воды с объектов ответчика в контрольных колодцах не смешиваются со стоками иных абонентов, отбор проб возможен; ответчик не только
не препятствовал, но и требовал от истца исполнения его обязанности по отбору контрольных проб; суд апелляционной инстанции установил приоритет результатов анализов отобранных проб сточных вод над расчетом платы за негативное воздействие
на работу ЦСВ по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), однако сделал неправильный вывод о том, что только при предоставлении декларации выполняется контроль сточных вод по правилам пунктов 120 и 123 Правил № 644; вывод суда первой инстанции о том, что отборы проб не относятся к спорному периоду, сделан в нарушение пункта 124 Правил № 644, определяющего периодичность отбора проб не реже 1 раза
в календарный год для абонентов, стоки которых составляют не более 30 куб. м в сутки, при этом осуществление истцом с 28.10.2021 по 29.10.2021, 08.11.2021 (в течение календарного года) контроля состава и свойств сточных вод объектов ответчика осуществлено с периодичностью, определенной истцом как организацией, занимающейся водоотведением (не реже 1 раза в календарный год), соответствует условиям пункта 124 Правил № 644, и результаты должны приниматься в качестве доказательств за все месяцы календарного года, поскольку иная периодичность контроля (раз в месяц) истцом для ответчика не определялась; только при установлении организацией, осуществляющей водоотведение, превышения нормативов в сточных водах объектов абонента, может быть начислена плата за негативное воздействие по правилам пунктов 120 и 123 Правил № 644.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило ее доводы.
Предприниматель в письменных объяснениях сослался на несостоятельность приведенных в отзыве аргументов.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовую аргументацию, изложенную в кассационной жалобе, отзыве на нее и письменных объяснениях.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность принятых
по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, между истцом (организация водопроводно-канализационного хозяйства, ОВКХ) и ответчиком (абонент) заключен договор,
по условиям которого ОВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть
из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную (питьевую) воду,
а абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества
в объеме, определенном настоящим договором.
Помимо указанного, ОВКХ обязалась осуществлять прием сточных вод абонента
от канализационного выпуска в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент – соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему
и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, оплачивать водоотведение
и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся
в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых
им приборов учета (пункт 1 договора).
Граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным
и канализационным сетям абонента и ОВКХ определена в акте о разграничении балансовой принадлежности, приведенном в приложениях № 1, 2; местом исполнения обязательств по договору является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности (пункты 2, 3 договора).
Расчетный период, установленный договором, равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых
к оплате ОВКХ не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет ОВКХ (пункт 8 договора).
Размер платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 11 договора).
ОВКХ обязана обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах ее эксплуатационной ответственности, согласно требованиям нормативно - технических документов; осуществлять производственный контроль качества питьевой воды, состава и свойств сточных вод; требовать от абонента реализации мероприятий, направленных на достижение установленных нормативов допустимых сбросов абонента, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, а также соблюдения требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ; осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ; осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов
по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, а также требований к составу
и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ (подпункты «б», «в», «п», «р», «с» пункта 12 договора).
ОВКХ вправе осуществлять контроль за правильностью учета объемов поданной (полученной абонентом) холодной воды и учета объемов принятых (отведенных) сточных вод; иметь беспрепятственный доступ к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета холодной воды в порядке, предусмотренном разделом VI настоящего договора; взимать с абонента плату за отведение сточных
вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в ЦСВ, а также
за негативное воздействие на ее работу (подпункты «а», «г», «д» пункта 13 договора).
Абонент обязан производить оплату по договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие
на работу ЦСВ и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в ЦСВ, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту; обеспечивать беспрепятственный доступ представителей ОВКХ или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным и (или) канализационным сетям, местам отбора проб холодной воды, сточных вод и приборам учета в случаях и в порядке, которые предусмотрены разделом VI договора; соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, требования к составу
и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ; в случаях, установленных правилами холодного водоснабжения
и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод и уведомлять ОВКХ в случае нарушения декларации о составе и свойствах сточных вод (подпункты «е», «ж», «т», «х» пункта 14 договора).
Сторонами согласованы сведения о режиме подачи холодной воды, режиме приема сточных вод; сведения о нормативах по объему холодного водоснабжения из ЦСВ
и водоотведения, отводимых в ЦСВ сточных вод, установленных для абонента; сведения
о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных
вод, установленных для абонента (приложения № 3, № 4, № 7, № 8 к договору).
ОВКХ и предпринимателем подписаны дополнительные соглашения от 08.04.2017, от 06.06.2018 в части включения в договор с 01.01.2017 дополнительных нежилых помещений.
В рамках исполнения договора ОВКХ начислила абоненту 69 225,97 руб. платы
за негативное воздействие на работу ЦСВ за период с января по июль 2021 года, апрель 2022 года, направив в его адрес универсальные передаточные документы от 31.01.2021
№ 212852, от 28.02.2021 № 229357, от 31.03.2021 № НВ000000015098, от 30.06.2021
№ НВ000000021177, от 31.07.2021 № НВ000000026373, от 30.04.2022 № НВ000000016568 и корректировочные счета.
Оставление предпринимателем досудебной претензии общества с требованием
об оплате образовавшейся задолженности без исполнения послужило причиной обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 7, 14, 15 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении
и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), статьей 3 Федерального закона
от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктами 25, 36, 111, 114, 118, 120, 123(4), 125, 128 Правил № 644, пунктом 10 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 (далее – Постановление № 728), исходили из того,
что, осуществляя сброс в ЦСВ сточных вод в объеме меньшем, чем 30 куб. м в сутки
по каждому объекту, предприниматель в спорный период не обеспечил подачу декларации о составе и свойствах сточных вод, в отсутствие доказательств уклонения общества от принятия декларации о составе и свойствах сточных вод или иного злоупотребления правом со стороны истца удовлетворили иск.
Суд округа полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела и примененному законодательству.
По пункту 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества
и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные
с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ,
в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения
и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 25 Правил № 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать
их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом
о водоснабжении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и указанными Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, а также производить ОВКХ оплату водоотведения в порядке, размере
и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В подпункте «г» пункта 36 Правил № 644 установлено право ОВКХ взимать
с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, а также плату за сброс веществ, запрещенных
или не разрешенных к сбросу в ЦСВ.
Согласно пункту 118 Правил № 644 в случае если сточные воды, принимаемые
от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Раздел VII Правил № 644 устанавливает порядок определения размера
и компенсации расходов ОВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ.
В силу пункта 123(4) Правил № 644 (в редакции, действующей с 03.06.2020)
для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного
в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;
- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к ЦСВ, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении
в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в ЦСВ, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,
расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:
П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога
на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды
от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных
в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность
по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Согласно пункту 124 Правил № 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых
за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет
30 куб. м в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в ОВКХ декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в ОВКХ.
Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта,
не распространяется на объекты абонентов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. Представление декларации в отношении таких объектов абонента не допускается независимо от объема сбрасываемых сточных вод.
Таким образом, в связи с изменениями, внесенными Постановлением № 728,
с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил № 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу ЦСВ может быть рассчитана
в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод
на работу ЦСВ.
По смыслу нормативного регулирования законодатель в таком случае устанавливает презумпцию превышения нормативов состава сточных вод в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Аналогичный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод предусмотрен пунктом 203 Правил № 644.
В силу пункта 203 Правил № 644 (в редакции Постановления № 728) для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного
в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности
в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими
и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ
и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды
из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств
и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых
и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений
и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к ЦСВ, а также
при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении
в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в ЦСВ, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;
- расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (П норм. сост.) (рублей) определяется
по формуле: П норм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя
из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований
и возражений (статьи 64, 65, 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Исследовав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам главы 7 АПК РФ, установив отсутствие доказательств обращения ответчика в спорный период к истцу
с требованием об отборе проб его стоков для проведения исследования состава сточных вод и отказа ему в этом, равно как и отсутствие доказательств того, что предприниматель в исковой период обеспечил подачу декларации о составе и свойствах сточных вод,
при этом ответчиком осуществляется сброс в ЦСВ сточных вод в объеме менее 30 куб. м
в сутки, в связи с чем он относится к числу абонентов, обязанных вносить плату
за негативное воздействие на работу ЦСВ, принимая во внимание отсутствие доказательств внесения соответствующей платы, проверив расчет задолженности, суды двух инстанций пришли к аргументированному выводу об обоснованности предъявляемой истцом платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, поэтому правомерно удовлетворили заявленные требования, в том числе о взыскании финансовой санкции.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой
и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления
и исследования всех его обстоятельств.
Доводы предпринимателя о том, что только при установлении ОВКХ превышения нормативов в сточных водах объектов абонента может быть начислена плата
за негативное воздействие по правилам пунктов 120 и 123 Правил № 644, отклоняются судом округа с учетом того, что исходя из системного толкования Правил № 644, законодателем закреплена опровержимая презумпция превышения концентрации загрязняющих веществ в сточных водах от объектов абонентов, указанных в пунктах 123(4), 203 Правил № 644, в связи с чем начисление платы за негативное воздействие
на работу ЦСВ и платы за превышение нормативов для таких абонентов в отсутствие отбора проб сточных вод является обоснованным.
Ссылки ответчика на то обстоятельство, что суд апелляционной инстанции установил приоритет результатов анализов отобранных проб сточных вод над расчетом платы за негативное воздействие на работу ЦСВ по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил № 644, однако сделал неправильный вывод о том, что только
при представлении декларации осуществляется контроль сточных вод по правилам пунктов 120 и 123 Правил № 644, отклоняются судом округа по следующим основаниям.
Действительно, Правилами № 644 установлен приоритет результатов анализов отобранных проб сточных вод и декларации о составе и свойствах сточных вод
и начисления платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил № 644 над расчетом платы за негативное воздействие на работу ЦСВ
по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил № 644, вместе с тем из указанного следует, что абоненту предоставлено право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктом 123(4) Правил № 644
либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента.
При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу ЦСВ для объектов, в отношении которых подана и принята
для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии
с пунктами 120 или 123 Правил № 644 на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами № 644.
Констатировав, что в спорный период предприниматель не обращался к ОВКХ
с требованием об отборе проб его стоков для проведения исследования состава сточных вод, декларации о составе и свойствах сточных вод абонентом не подавались,
нормативно презюмируемый факт сброса загрязняющих веществ в составе сточных
вод в результате хозяйственной деятельности абонента не опровергнут, суды пришли
к аргументированному выводу об обоснованности начисления водоканалом ответчику платы за негативное воздействие на работу ЦСВ.
Изложенные в кассационной жалобе суждения об ошибочности вывода апелляционного суда об отсутствии в материалах дела доказательств обращений ответчика в ОВКХ с требованием об отборе проб его стоков, в которых ему было отказано, мотивированы тем обстоятельством, что протоколы испытаний и обращения ответчика в исковой период к обществу с требованиями провести отбор проб, а также отказы истца взять пробы сточных вод, не приняты судами в качестве доказательств.
Так, предприниматель в жалобе указал, что в материалах дела находятся: заявления ответчика от 12.02.2021 № 7, от 05.03.2021 № 8, от 22.09.2021 № 125 (листы дела 141-142 том 1, лист дела 166 том 2) к истцу с требованиями провести отбор проб.
Однако письма ответчика от 05.03.2021 (лист дела 142 том 1), от 12.02.2021 (лист дела 166 том 2) не содержат требований о проведении отбора проб,
в них указана просьба предпринимателя разъяснить порядок начисления платы, представить декларации и акты контроля.
Письмо ответчика от 22.09.2021 (лист дела 141 том 1) не относится к спорному периоду (с января по июль 2021 года) и не содержит требований о проведении отбора проб, в указанном письме предприниматель выражает несогласие с обстоятельствами начисления платы, которые ОВКХ изложила в письме к ответчику от 16.09.2021.
Доводы предпринимателя о наличии в материалах дела доказательств отказа ОВКХ от 19.02.2021 (лист дела 143 том 1) от взятия проб сточных вод с объектов ответчика также являются несостоятельными, поскольку из указанного письма следует разъяснение ОВКХ относительно порядка расчета задолженности; письмо от 21.10.2021 (листы дела 143-144 том 1) не относится к спорному периоду (с января по июль 2021 года).
Таким образом, названные аргументы предпринимателя наряду с его доводами
о том, что ответчик не только не препятствовал, но и требовал от истца исполнения
его обязанности по отбору контрольных проб, а также о том, что все колодцы отбора проб сточных вод с объектов ответчика находятся в эксплуатации истца по договору аренды муниципального имущества, сточные воды с объектов ответчика в контрольных колодцах не смешиваются со стоками иных абонентов, отбор проб возможен, отклоняются судом округа как несостоятельные, а также не относящиеся в соответствующей части к исковому периоду, что исключает вывод о неправомерности требований истца.
Настаивая на необходимости учета результатов отбора проб, представленных предпринимателем в материалы дела, податель кассационной жалобы оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что отборы проб не относятся к спорному периоду,
как сделанный в нарушение пункта 124 Правил № 644, который определяет периодичность отбора проб не реже 1 раза в календарный год для абонентов, стоки которых составляют не более 30 куб. м в сутки.
Позиция предпринимателя заключается в том, что осуществление истцом
с 28.10.2021 по 29.10.2021, 08.11.2021 (в течение календарного года) контроля состава
и свойств сточных вод объектов ответчика выполнено с периодичностью, определенной истцом, как ОВКХ (не реже 1 раза в календарный год), соответствует условиям пункта 124 Правил № 644 и результаты должны приниматься в качестве доказательств за все месяцы календарного года, поскольку иная периодичность контроля (раз в месяц) истцом
для ответчика не определялась.
Указанные доводы подателя жалобы отклоняются судом округа, так как судами обоснованно отказано в принятии указанных доказательств с учетом того,
что представленные акты об отборе проб сточных вод, по результатам исследования которых отклонений от нормативов качества не зафиксировано, не относятся к спорному периоду.
Кроме того, судом первой инстанции верно указано, что отсутствие сданной декларации, вопреки доводам предпринимателя, является достаточным основанием
для применения упрощенного порядка для начисления платы за негативное воздействие
на работу ЦСВ по пункту 123(4) Правил № 64, который не предполагает отбор проб
либо необходимость иным образом подтверждать негативное воздействие на работу ЦСВ.
Плата за негативное воздействие на работу ЦСВ начисляется без анализа отобранных ОВКХ проб сточных вод, в случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных
вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация,
и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев, предусмотренных пунктом 123(4) Правил № 644.
Такой подход к применению упрощенного порядка расчета платы за негативное воздействие на ЦСВ, предусмотренного пунктом 123(4) Правил № 644, изложен
в решении Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 № АКПИ20-722.
По существу, доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию
с выводами судов относительно фактов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление новых обстоятельств, отличных от установленных судами. Между тем полномочия суда округа по пересмотру дела должны осуществляться
в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу (статья 286 АПК РФ, пункты 1, 28, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении
дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального
и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.03.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление
от 25.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-20812/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.В. Хлебников
Судьи С.Д. Мальцев
ФИО1