НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 16.11.2010 № А75-4262/2010

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А75-4262/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи О.И. Антипиной,

судей В.И. Новоселова,

Т.И. Отческой,

рассмотрел в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества «Государственная страховая компания «Югория» на решение от 18.05.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (судья А.Е. Федоров) и постановление от 20.08.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Л.А. Золотова, Е.П. Кливер, О.А. Сидоренко) по делу № А75-4262/2010 по заявлению открытого акционерного общества «Государственная страховая компания «Югория» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

Суд установил:

открытое акционерное общество «Государственная страховая компания «Югория» (далее – ОАО «ГСК «Югория», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлениями к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – Управление, ТУ ФБН, административный орган) о признании незаконным и отмене постановлений от 15.04.2010 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 711-10/096, № 711-10/097, № 711-10/080, № 711-10/126.

Заявленные требования мотивированы тем, что административный орган не освободил Общество от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необоснованно не применив положения статьи 2.9 указанного Кодекса.

Определениями суда от 27.04.2010 заявления приняты к производству с присвоением номеров делам: № А75-4262/2010, № А75-4263/2010, № А75 - 4264/2010, № А75 - 4265/2010.

Определением от 12.05.2010 дела № А75-4262/2010, № А75-4263/2010, № А75 - 4264/2010, № А75 - 4265/2010 объединены в одно производство с присвоением делу единого номера - № А75-4262/2010.

Решением от 18.05.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оставленным без изменения постановлением от 20.08.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований Обществу отказано.

В кассационной жалобе ОАО «ГСК «Югория», ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

Общество полагает, что совершенное им административное правонарушение является малозначительным, в связи с чем, суды, разрешая вопрос о правомерности привлечения Общества к административной ответственности, необоснованно не применил положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также часть 1 статьи 4.3 Кодекса.

В отзыве на кассационную жалобу административный орган по доводам Общества возражает, просит решение и постановление по делу оставить без изменения.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Из материалов дела следует, что между Страхователем - LOYAUTE INVESTISSEMENT (Нерезидент, Заказчик) и Страховщиком - Санкт-Петербургским филиалом ГСК «Югория» (Резидент, Исполнитель) 30.05.2009 заключен контракт (страховой полис) № 29-900016-00/09 по страхованию водного транспорта.

Паспорт сделки (ПС) № 09070004/1971 /0000/3/0 к контракту № 29-900016-00/09 открыт в ОАО «Ханты-Мансийский банк» - 06.07.2009.

Подтверждающие документы по контракту № 29-900016-00/09 (справка о подтверждающих документах от 01.07.2009 на сумму 5719,35 евро) резидентом представлены в уполномоченный банк - 01.07.2009.

Между Страхователем SONTOR MANAGEMENT INC (Нерезидент-Панама, Заказчик) и Страховщиком Краснодарским филиалом ГСК «Югория» (Резидент, Исполнитель) 27.07.2009 заключен контракт (страховой полис) № 70-0013312-12/09 по страхованию водного транспорта.

Согласно представленной ОАО «Ханты-Мансийский банк» ведомости банковского контроля ПС № 09080007/1971/0000/3/0 на счет Общества по контракту № 70-0013312-12/09 (далее – контракт) 28.07.2009 зачислен платеж в сумме 2 191,50 долларов США, следовательно, первая валютная операция совершена 28.07.2009.

ПС № 09080007/1971/0000/3/0 к указанному контракту от 27.07.2009 открыт в ОАО «Ханты-Мансийский банк» 07.08.2009.

Между Страхователем SONTOR MANAGEMENT INC (Нерезидент – Соединенное королевство, Заказчик) и Страховщиком Краснодарским филиалом ГСК «Югория» (Резидент, Исполнитель) 27.07.2009 заключен контракт (страховой полис) № 29-0013311-12/09 по страхованию водного транспорта. ПС № 0908006/1971 /0000/3/0 по контракту № 29-0013311-12/09 от 27.07.2009 открыт в ОАО «Ханты-Мансийский банк» - 07.08.2009.

Согласно представленной ОАО «Ханты - Мансийский банк» ведомости банковского контроля ПС № 09080006/1971/0000/3/0 на счет Общества по контракту от 27.07.2009 № 29-0013311-12/09 на следующий день зачислен платеж в сумме 2397 долларов США. Таким образом, первая валютная операция по этому контракту осуществлена 28.07.2009.

Между Страхователем ТОО «Страховой брокер Аксиом» (Нерезидент-Казахстан, Заказчик) и Страховщиком ОАО ГСК «Югория» (Резидент, Исполнитель) 13.01.2009 заключен контракт (страховой полис) № j50802213000 по перестрахованию авиа-каско, запасных частей и гражданско-правовой ответственности за причинение вреда.

Согласно представленной ОАО «Ханты-Мансийский банк» ведомости банковского контроля ПС № 090500/1971/0000/3/0 на счет Общества по контракту № j50802213000 (далее – контракт) 07.05.2009 зачислен платеж в сумме 3 581,66 долларов США. Следовательно, первая валютная операция была совершена 07.05.2009.

ПС № 09050012/1971/0000/3/0 к указанному контракту от 13.01.2009 открыт в ОАО «Ханты-Мансийский банк» 19.05.2009.

При проведении административным органом проверки соблюдения Обществом валютного законодательства установлено нарушение Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ), пункта 2.4 Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее – Положение № 258-П), а также нарушило установленное единое правило оформления паспорта сделки.

По фактам выявленных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества составлены протоколы об административном правонарушении от 06.04.2010 № 711-10/096, от 06.04.2010 № 711-10/097, от 06.04.2010 № 711-10/080, от 06.04.2010 № 711-10/126.

Территориальным управлением 15.04.2010 приняты, соответственно, постановления № 711-10/096, № 711-10/097, № 711-10/080, № 711-10/126 о привлечении Общества к административной ответственно в виде штрафа в размере 40 000 руб. по каждому постановлению.

Считая указанные постановления о привлечении к административной ответственности незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем суд первой инстанции, оценив характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения, признал невозможным применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи Закона № 173-ФЗ резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по совершаемым ими валютным операциям.

Пунктом 11 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. 2003

Согласно пункту 4 статьи 5 Закона № 173- ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

В силу пунктов 1, 3 статьи 20 Закона № 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядка учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее – Инструкция № 117-И) утвержден порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядка учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок.

Разделом 2 Инструкции № 117-И установлен порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции № 117-И, действие установленного настоящим разделом порядка оформления паспорта сделки распространяется на валютные операции, совершаемые между резидентом и нерезидентом, совершаемые в виде расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России.

Пунктом 3.3 Инструкции № 117-И предусмотрено, что в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям, указанным в пункте 3.1 настоящего раздела (далее – валютные операции по контракту (кредитному договору)) резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один паспорт сделки (далее – ПС) в одном банке ПС в порядке, указанном в приложении 4 к настоящей Инструкции, и в соответствии с требованиями настоящего раздела.

В пункте 3.4 Инструкции № 117-И определено, что в случае если резидент осуществляет все валютные операции по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, ПС оформляется в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации резидента (по месту регистрации - для физического лица).

В этом случае территориальное учреждение Банка России, в котором резидентом оформляется ПС, исполняет функции банка ПС.

В иных случаях ПС оформляется в уполномоченном банке, в котором через счета, открытые резидентом, осуществляются валютные операции по контракту (кредитному договору).

Согласно пункту 3.14 Инструкции № 117-И для оформления ПС резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.

Судами установлено, что Общество несвоевременно оформило паспорт сделки после поступления валютной выручки на счета в уполномоченном банке.

Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что Обществом:

- паспорт сделки № 09080007/1971/0000/3/0 к контракту от 27.07.2009 № 70-0013312-12/09 открыт 07.08.2009, первая валютная операция осуществлена 28.07.2009;

- паспорт сделки № 0908006/1971/0000/3/0 к контракту от 27.07.2009 № 29-0013311-12/09 открыт 07.08.2009, первая валютная операция осуществлена 28.07.2009;

- паспорт сделки № 090500/1971/0000/3/0 по контракту от 13.01.2009 № j50802213000 открыт 19.05.2009, первая валютная операция осуществлена 07.05.2009.

Установив, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ненадлежащем отношении к исполнению предусмотренных законом обязанностей, в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, наличие в действиях Общества состава данного правонарушения, суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для применения к заявителю положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

При таких обстоятельствах, оценив все представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды правомерно признали оспариваемое постановление в части меры ответственности ОАО «ГСК «Югория» в виде административного штрафа в размере 40 000 руб., законным.

Арбитражные суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.

Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов, им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.

По изложенным мотивам отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18.05.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и постановление от 20.08.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-4262/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Государственная страховая компания «Югория» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий О.И. Антипина

Судьи В.И. Новоселов

Т.И. Отческая