НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 14.10.2010 № А75-5625/2010

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А75-5625/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего, судьи О.И. Антипиной,

судей В.И. Ильина,

Т.И. Отческой,

рассмотрел в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества «Сургутспецжелезобетонстрой» на решение от 03.08.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (судья Т.П. Кущева) по делу № А75-5625/2010 по заявлению открытого акционерного общества «Сургутспецжелезобетонстрой» к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

Суд установил:

открытое акционерное общество «Сургутспецжелезобетонстрой» (далее – ОАО «Сургутспецжелезобетонстрой», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (далее – административный орган, Региональное отделение) о признании незаконным постановления от 05.05.2010 № 62-10-268/ПН о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявленные требования мотивированы малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Решением от 03.08.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в удовлетворении требований Общества отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, просит решение отменить и принять новый судебный акт.

ОАО «Сургутспецжелезобетонстрой» полагает, что суд необоснованно не применил к данному правонарушению статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отзыве на кассационную жалобу административный орган по доводам Общества возражает, просит решение оставить без изменения.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Из материалов дела следует, что 15.02.2010 административным органом в адрес Общества направлено предписание о представлении документов для раскрытии информации, обязанность которой устанрвлена Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (л.д.105).

Указанное предписание необходимо было исполнить путем: 1) обеспечения доступа на странице в сети Интернет к следующим документам Общества: годовым отчетам Общества за 2007, 2008 г.г.; годовой бухгалтерской отчетности Общества за 2007, 2008 г.г., состоящей из форм ф. 1,2,3,4,5, пояснительной записки, аудиторского заключения; 2) представления в Региональное отделение следующих документов: информационного письма, содержащего адрес станицы в сети Интернет, на которой обеспечен доступ к вышеуказанным документам, скриншота страницы в сети Интернет, подтверждающего обеспечение доступа к вышеуказанным документам.

Предписание получено Обществом 25.02.2010 (уведомление о вручении № 62099323185586).

Нарушения законодательства необходимо было устранить в течение 10 дней с мрмента получения настоящего Предписания.

При проведении мероприятий по контролю за исполнением Предписания, административным органом было выявлено: информационное письмо, содержащее адрес страницы в сети Интернет, на которой Обществом обеспечен доступ к указанным в Предписании документам, а также скриншот страницы в сети Интернет, подтверждающий обеспечение доступа к указанным в Предписании документам в Региональное отделение представлены 26.04.2010, а также 26.04.2010 обеспечен доступ в сети Интернет.

В отношении Общества 26.04.2010 составлен протокол об административном правонарушении № 62-10-292/пр-ап и возбуждено дело об административном правонарушении по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 98-100).

На дату рассмотрения дела об административном правонарушении было установлено, что информационное письмо, содержащее адрес страницы в сети Интернет, на которой Обществом обеспечен доступ к указанным в Предписании документам, а также скриншот страницы в сети Интернет, подтверждающий обеспечение доступа к указанным в Предписании документам в Региональное отделение представлены с нарушением срока.

Руководителем Регионального отделения 05.05.2010 принято постановление № 62-10-288/ПН о назначении административного наказания, в соответствии с которым за нарушение части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на заявителя наложен административный штраф в размере 500 000 руб. Факт совершения административного правонарушения Обществом не оспаривается.

По указанному факту была проведена служебная проверка, в ходе которой установлено, что главный бухгалтер ФИО1 отнеслась недобросовестно к выполнению предписания административного органа.

Не согласившись с решением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что технические трудности, возникшие у Общества, а также место его нахождения не могут свидетельствовать об отсутствии у него вины в совершенном административном правонарушении.

Часть 9 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.

Данная норма введена в действие Федеральным законом от 09.02.2009 № 9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг».

Согласно статье 30 Закона о рынке ценных бумаг порядок и сроки раскрытия информации о существенных фактах определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах) утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества относится к компетенции общего собрания акционеров общества.

В силу пункта 1 статьи 92 Закона об акционерных обществах открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет Общества, годовую бухгалтерскую отчетность.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России № 06-117/пз-н от 10.10.2006 утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 8.1.1, пунктом 8.3.1 Положения Общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность.

Согласно пункту 8.3.3 Положения годовая бухгалтерская отчетность Общества должна содержать: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности Общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, пояснительную записку.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов, по реализации товаров (работ, услуг), состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; пояснительной записки.

На основании статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, подлежат обязательному аудиту.

В соответствии с пунктом 8.3.5 Общество обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13.06.2006 № 319-0 освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исключает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав, в том числе права получать информацию о деятельности акционерного общества.

Исходя из вышеизложенного, Общество обязано вести бухгалтерский учет в общеустановленном порядке, а также в соответствии с пунктом 8.3.5 Положения, Общество обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности в общеустановленном порядке (состоящей из ф. 1,2,3,4,5, пояснительной записки, аудиторского заключения) на странице в сети Интернет.

При этом пунктом 8.3.6 Положения установлена обязанность по обеспечению доступа на странице в сети Интернет к тексту годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества - в течение не менее трех лет с даты его опубликования в сети Интернет.

В силу пункта 8.1.1 Положения Общество обязано раскрывать годовой отчет акционерного общества.

В соответствии с пунктом 8.2.3 Положения годовой отчет Общества должен содержать: положение Общества в отрасли; приоритетные направления деятельности Общества; отчет Совета директоров Общества о результатах развития Общества по приоритетным направлениям деятельности; перспективы развития Общества; отчет о выплате дивидендов по акциям Общества; описание основных факторов риска, связанных с деятельностью Общества; перечень совершенных Обществом в отчетном году сделок; состав Совета директоров; сведения о лице, занимающим должность единоличного исполнительного органа Общества; критерии определения и размер вознаграждения лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа Общества, каждого члена коллегиального исполнительного органа Общества, каждого члена совета директоров или общий размер вознаграждения всех этих лиц, выплачиваемого по результатам отчетного года; сведения о соблюдении Обществом кодекса корпоративного поведения, иную информацию, предусмотренную уставом, иными внутренними документами Общества.

На основании пункта 8.2.4. Положения Общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.

При этом пунктом 8.2.5 Положения установлена обязанность по обеспечению доступа на странице в сети Интернет к тексту годового отчета акционерного общества - в течение не менее трех лет с даты его опубликования в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 1.6 Положения, если иное не установлено настоящим Положением, либо иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет (далее - страница в сети Интернет). При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации. Ссылка на раздел (разделы), содержащий информацию, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, либо ссылка на указанную ссылку должна быть размещена на главной (начальной) странице в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации.

Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.

На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судами установлено и материалами дела подтверждается факт совершенного административного правонарушения. Кроме того, у заявителя была возможность воспользоваться услугами третьих лиц для размещения в сети Интернет соответствующей информации.

Суд кассационной инстанции считает правомерным вывод суда об отсутствии оснований для применения норм о малозначительности совершенного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Особая общественная опасность административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ отмечена законодателем и с 13.04.2009, Федеральным законом от 09.02.2009 № 9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг» увеличен размер штрафа для юридических лиц за совершение данного правонарушения. Высокий размер санкций за нарушение законодательства на рынке ценных бумаг свидетельствует об особенном отношении государства к данной сфере экономической деятельности.

Неисполнение предписания свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению публично-правовых обязанностей. Последствием совершенного правонарушения является создание препятствий для осуществления государственного контроля на рынке ценных бумаг, залогом эффективности которого является оперативность и своевременность.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод, что открытое акционерное общество «Сургутспецжелезобетонстрой» правомерно привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб. и отсутствуют основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение от 03.08.2010 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа – Югры по делу № А75-5625/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Сургутспецжелезобетонстрой» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий О.И. Антипина

Судьи В.И. Ильин

Т.И. Отческая