Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А03-805/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Алексеевой Н.А.
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нигматулиной А.Ю. рассмотрел с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн - заседания)кассационную жалобу акционерного общества «Ревтон» на решение от 05.04.2022 Арбитражного суда Алтайского края
(судья Музюкин Д.В.) и постановление от 14.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу
№ А03-805/2022 по заявлению акционерного общества «Ревтон» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14
по Алтайскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения.
В судебном заседании в онлайн - режиме посредством использования информационной системы «Картотека арбитражных дел» присутствовали представители:
от акционерного общества «Ревтон» - ФИО2 по доверенности от 10.10.2021;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю – ФИО3 по доверенности от 23.12.2022.
Суд установил:
акционерное общество «Ревтон» (далее - Общество, заявитель) обратилось
в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 17.09.2021№ 1234 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 12.04.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным
без изменения постановлением от 14.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить
и принять по делу новый судебный акт.
Инспекция возражает против доводов жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой
и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе,
и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального
и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения
и постановления судов.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Обществу на праве собственности принадлежит нежилое здание «Гараж» с кадастровым номером 22:63:020222:48, площадью 336,5 кв.м, расположенное по адресу <...>, на земельном участке с кадастровым номером 22:63:020222:10 с видом разрешенного использования «для эксплуатации административного здания и гаража».
29.03.2021 Общество представило уточненную налоговую декларацию по налогу
на имущество организаций за 2020 год, в которой заявителем не учтен (не отражен) объект недвижимого имущества с кадастровым номером 22:63:020222:48 «Гараж», расположенный по адресу: <...>.
По результатам проведенной камеральной проверки представленной Обществом уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула принято решение от 17.09.2021 № 1234 об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности.
Данным решением Обществу доначислен налог на имущество организаций за 1-3 кварталы в общей сумме 126 420 руб., по итогам периода (12 месяцев 2020 года) установлено исчисление налога на имущество организаций в завышенном размере на 39 312 руб., предложено внести исправления в документы бухгалтерского
и налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю
от 28.10.2021 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения,
решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району
г. Барнаула - без изменения.
На основании приказа Федеральной налоговой службы от 09.08.2021 № ЕД-7-4/730 Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось
в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы налогового органа о занижении налоговой базы по налогу на имущество организаций на сумму 4 355 402 руб. в связи с неотражением заявителем в налоговой декларации объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 22:63:020222:48 «Гараж», расположенного по адресу: <...>.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 23, 54, 346.11, 372, 373, 374, 375, 378.2, 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Законом Алтайского края от 27.11.2003 № 58-ЗС «О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края» (далее – Закон № 58-ЗС), пришли к выводу о законности принятого налоговым органом решения.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит
из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ предусмотрено, что применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает, в частности,
их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций
(за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии
с НК РФ).
Из пункта 1 статьи 373 НК РФ следует, что налогоплательщиками налога
на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность
или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации
в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ (пункту 1 статьи 374 НК РФ).
В статье 375 НК РФ указано, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное
не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1). В отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению
с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ, пункту 4 статьи 1 Закона № 58-ЗС налоговая база определяется, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения
в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся
к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В пункте 2 статьи 378.2 НК РФ определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя
из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия закона Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества, переход
к определению налоговой базы в отношении указанных объектов недвижимого имущества как их среднегодовой стоимости не допускается.
Из анализа изложенных норм права следует, что объекты недвижимого имущества подлежат обложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости при условии, что эти объекты поименованы в законе субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, сведения по ним имеются
в Едином государственном реестре недвижимости и по ним определена кадастровая стоимость.
Судами установлено, что Обществу на праве собственности принадлежит нежилое здание «Гараж» с кадастровым номером 22:63:020222:48 площадью 336,5 кв.м, расположенное по адресу <...>, на земельном участке
с кадастровым номером 22:63:020222:10 с видом разрешенного использования
«для эксплуатации административного здания и гаража».
Сведения о данном объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от 11.10.2019 № 97 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края» кадастровая стоимость спорного объекта недвижимого имущества на 01.01.2020 составляет 4 355 402 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав изложенные выше нормы права, установив, что в отношении спорного объекта недвижимого имущества налоговая база должна определятся исходя из кадастровой стоимости, следовательно, применение упрощенной системы налогообложения не освобождает Общество
от обязанности по уплате налога на имущество организаций, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа соответствует действующему налоговому законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Доводы заявителя о том, что спорный объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется
как его кадастровая стоимость, так как не находится на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонены.
Из буквального содержания подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ следует,
что в отношении жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства налоговая база по налогу на имущество организации определяется исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от назначения земельных участков. Назначение земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства» учитывается только при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений и сооружений.
Иное толкование Обществом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права. Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения и постановления арбитражных судов, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 05.04.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 14.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-805/2022 оставить
без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.А. Бурова
Судьи Н.А. Алексеева
ФИО1