Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 июля 2009 года
Дело № Ф04-4028/2009 (10157-А75-6)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.П. Богатырёва
судей И.В. Макарова
Т.Я. Шабалковой
рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания; кассационную жалобу Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, г. Ханты-Мансийск, на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.02.2009 (судья Л.С. Истомина) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 (судьи Н.А. Шиндлер, А.Н. Лотов, О.А. Сидоренко) по делу № А75-136/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Славнефть-Торг», г. Мегион, к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, г. Ханты-Мансийск, об оспаривании действий государственного органа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Славнефть-Торг», г. Мегион, (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Фонд) о признании незаконным действия, выразившегося в отказе зачесть на цели обязательного социального страхования выплаты на социальные пособия за III квартал 2008 года, начисленные с районным коэффициентом 1,7.
Решением арбитражного суда от 02.02.2009, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009, заявленные Обществом требования удовлетворены, признано незаконным действие Фонда, выраженное в отказе зачета Обществу на цели обязательного социального страхования выплат на социальные пособия за III квартал 2008 года, начисленных с районным коэффициентом 1,7, с Фонда взыскано 2 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения судебные акты.
До начала судебного заседания Фонд и Общество заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Фондом по результатам проведенной камеральной проверки расчетной ведомости формы 4-ФСС за III квартал 2008 года, представленной Обществом, письмом от 07.11.2006 № 01/5722-10 отказано в принятии к зачету расходов на цели государственного социального страхования при начислении единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с применением районного коэффициента 1,7. По мнению Фонда, вместо районного коэффициента 1,7 следовало применять коэффициент 1,5, применяемый для работников непроизводственных отраслей.
Полагая, что данный отказ не основан на нормах действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворив требования Общества, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с действующим законодательством размеры государственных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременных пособий при рождении ребенка, ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с учетом этих коэффициентов.
Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом. Поскольку до настоящего времени такого закона не принято, судебные инстанции в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации обоснованно руководствовались нормами законодательства бывшего СССР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.
В соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со статьей 316 Трудового кодекса устанавливаются Правительством Российской Федерации, при этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением их коэффициентов.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 4520-1 от 19.02.1993 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С момента введения в действие Трудового кодекса и указанного Федерального закона и по настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно указал, что в данном случае подлежат применению следующие нормативные акты: пункт 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 «О мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» (с изменениями от 29.10.1992), Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.12.2004 № 76-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа», согласно которому лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, учащимся, студентам, получающим стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении автономного округа, и лицам, являющимся получателями ежемесячного пособия на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа, при исчислении заработной платы, стипендии и пособия установлен районный коэффициент в размере 1,7, Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями».
Ссылка кассационной жалобы на информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 № 1199-16, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 № 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке» не принимается кассационной инстанцией, поскольку данный документ не относится к нормативным актам и носит информационный характер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по единому социальному налогу учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты. К таким выплатам относятся и суммы районного коэффициента, которые учитываются в составе заработной платы. Заработная плата работникам Общества исчисляется с районным коэффициентом 1,7, следовательно, страховые взносы в Фонд исчисляются и уплачиваются с применением указанного коэффициента.
Таким образом, арбитражный суд сделал правильный вывод, что Общество правомерно выплачивало пособия в размере полного заработка с применением районного коэффициента 1,7, а формирование расходной части средств Фонда (на выплату социальных пособий) с применением районного коэффициента 1,5 является неправомерным.
Для работника Общества, получающего пособие, не имеет правового значения, кем установлен районный коэффициент, поскольку Общество уплачивает страховые взносы в Фонд социального страхования со всей заработной платы, исчисленной с районным коэффициентом 1,7.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.05.2007 № Ф04-2780/2007 (34039-А75-6). Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.08.2007 № 7898/07 Фонду отказано в передаче указанного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Доводы Фонда о неправомерном взыскании с него расходов, понесенных Обществом по уплате государственной пошлины, не состоятельны.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает возложение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.02.2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 по делу № А75-136/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий В.П. Богатырёв
Судьи И.В. Макаров
Т.Я. Шабалкова