НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 13.12.2023 № А45-4146/2023

311/2023-73357(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-4146/2023 

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2023 года  Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2023 года 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:  председательствующего Буровой А.А., 

судей Алексеевой Н.А.   Чапаевой Г.В. 

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел  кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования  Новосибирской области на решение от 26.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской  области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 24.08.2023 Седьмого арбитражного  апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу   № А45-4146/2023 по заявлению акционерного общества «Страховая Компания «СОГАЗ- Мед» (ИНН 7728170427, ОГРН 1027739008440) к Территориальному фонду обязательного  медицинского страхования Новосибирской области (ОГРН 1025402475020, 

ИНН 5406019019) о признании недействительным акта внеплановой выездной  тематической проверки от 29.11.2022. 

В судебном заседании приняли участие представители: 

от Территориального фонда обязательного медицинского страхования  Новосибирской области – Мусихин И.В. по доверенности от 09.01.2023; 

от акционерного общества «Страховая Компания «СОГАЗ-Мед» - Вегелина О.А.
по доверенности от 01.04.2023, Мирошникова К.О. по доверенности от 06.04.2023.

установил:

акционерное общество «Страховая Компания «СОГАЗ-Мед» (далее – общество,

АО «СК «СОГАЗ-Мед», страховая медицинская организация) обратилось в Арбитражный  суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного  медицинского страхования Новосибирской области (далее - фонд) о признании  недействительным акта внеплановой выездной тематической проверки от 29.11.2022 года. 

Решением от 26.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным  без изменения постановлением от 24.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного  суда, заявленное требование удовлетворено. 

Фонд, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился с 


кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, вынести  новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования или направить дело на новое  рассмотрение в суд первой инстанции. 

В обоснование кассационной жалобы фонд ссылается на неправильное применение  судами первой и апелляционной инстанции норм действующего законодательства;  указывает, что распределенные объемы медицинской помощи по территориальной  программе обязательного медицинского страхования не включали в себя мероприятия 

по углубленной диспансеризации лиц, переболевших новой коронавирусной инфекцией, 

а объемы финансового обеспечения в размере 1/2 (помесячно) на оплату таких  мероприятий на момент формирования и утверждения территориальной программы 

не были предусмотрены; полагает, что страховой медицинской организацией допущено  нецелевое использование средств в сумме 54 325,90 руб., поскольку оплата медицинской  помощи в рамках проведения углубленной диспансеризации произведена за счет средств  субвенции, а не за счет средств межбюджетного трансферта, предоставленного в целях  финансового обеспечения проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц. 

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции  проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой 

и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального  права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого  судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе  и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 17.11.2022 № 251 рабочей  группой фонда в период с 21 ноября 2022 года по 29 ноября 2022 года была проведена  внеплановая выездная тематическая проверка Новосибирского филиала 

страховой медицинской организации по вопросу предоставления недостоверных учетно-отчетных сведений, направленных в фонд за 2021 год, повлекших отражение  недостоверных данных годовой бухгалтерской отчетности фонда, установленные  выездной проверкой Управлением Федерального казначейства по Новосибирской области  от 25.05.2022. 

Результаты проверки фонда оформлены актом внеплановой выездной тематической  проверки от 29.11.2022 (далее - акт), согласно которому обществом допущено нарушение  пункта 2.13 договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского  страхования от 01.01.2012 № 2, поскольку денежные средства в размере 54 325, 90 руб.  использованы не по целевому назначению, что повлекло применение к страховой  медицинской организации мер ответственности в виде возврата средств, использованных  не по целевому назначению в сумме 54 325, 90 руб. и уплате штрафа в сумме 5 432,39 руб.  за счет собственных средств. 


необоснованными, указав на подтвержденную недостоверность направленной  информации обществом в 2021 году. 

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества
в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь Федеральным законом 

от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской  Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ, Закон об ОМС), постановлением Правительства  Российской Федерации от 18.06.2021 № 927 «О внесении изменений в Программу  государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на  2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Правилами предоставления в 2021  году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального  бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура,  источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования  резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового  обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура 

по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов  обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения  углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому  страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках  реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования,  утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 

 № 1125, Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом  Минздрава России от 28.02.2019 № 108н (далее – Правила ОМС), приказом Министерства  здравоохранения Российской Федерации от 27.04.2021 № 404н «Об утверждении порядка  проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных  групп взрослого населения», пришли к выводу о том, что фондом не доказано нецелевое  расходование страховой медицинской организацией денежных средств, перечисленных 

за оказанную медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного  медицинского страхования, и удовлетворили требование общества. 

 Оставляя судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит  из следующего. 

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -  БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются признаются  направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата  денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям,  определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной  росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором  (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления  указанных средств. 

В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд 


обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием  средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими  организациями и медицинскими организациями. 

Согласно пункту 4 части 4 статьи 38 Закона об ОМС в договоре о финансовом  обеспечении ОМС должны содержаться положения, предусматривающие обязанности  территориального фонда по осуществлению контроля за деятельностью страховой  медицинской организации, осуществляемой в соответствии с названным законом 

и договором о финансовом обеспечении ОМС.

Судами установлено, что между фондом и открытым акционерным обществом  страхования компания «РОСНО-МС» заключен договор о финансовом обеспечении  обязательного медицинского страхования от 01.01.2012 № 2 (далее – договор). 

с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование (ООО ВТБ МС).
26.03.2020 ООО ВТБ МС реорганизовано в форме присоединения

к АО «СК «СОГАЗ-Мед», в связи с чем к последнему перешли все права и обязанности  реорганизованного лица. 

Согласно пункту 1 договора страховая медицинская организация обязуется оплатить  медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями,  установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования,  за счет целевых средств. 

В пунктах 2.11, 2.12 договора страховая медицинская организация обязуется  направлять целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и  оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, в рамках объемов  медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке  территориальных программ обязательного медицинского страхования, созданной в  субъекте Российской Федерации, по согласованным тарифам с учетом результатов  контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по  обязательному медицинскому страхованию и вернуть остаток целевых средств в  территориальный фонд в течение трех рабочих дней после завершения расчетов 

с медицинскими организациями за отчетный месяц.

В соответствии с пунктами 2.13, 2.19 договора установлена обязанность страховой  организации использовать полученные средства по целевому назначению; вести  раздельный учет собственных средств и средств обязательного медицинского  страхования, предназначенных для оплаты медицинской помощи. 

Согласно пункту 4.5 договора фонд обязуется вести учет заявок и направлять 

в страховую медицинскую организацию по поступившей от нее заявке: в течение пяти  рабочих дней со дня получения заявки на авансирование – средства на финансовое  обеспечение обязательного медицинского страхования в размере не более 70 процентов 

от среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи 


за последние три месяца либо с периода начала действия договора; в течение трех рабочих  дней со дня получения заявки на получение целевых средств – средства на финансовое  обеспечение обязательного медицинского страхования за отчетный месяц с учетом ранее  направленных средств на авансирование оплаты медицинской помощи в размере суммы  заявки на получение целевых средств, но не более суммы целевых средств, рассчитанной  исходя из количества застрахованных лиц и дифференцированных подушевых  нормативов. 

Признавая незаконными выводы фонда, суды первой и апелляционной инстанций  исходили из того, что в рассматриваемом случае целевое назначение расходования  средств обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией  определено договором, при этом производится оплата вне зависимости от условий, формы  и вида медицинской помощи, оказанной по обязательному медицинскому страхованию. 

Суды установили, что в предоставляемой в фонд отчетности по утвержденной форме  не предусмотрено разграничений по видам медицинской помощи, отдельных строк 

в части проведения углубленной диспансеризации также на 2021 год не содержалось.

Перечисление средств происходит по заявкам страховой организации, которые  соответственно формируются с учетом выставленных реестров счетов от медицинских  организаций. Оплата осуществляется с учетом утвержденных тарифов по подушевым  нормативам. Кроме того, согласно заключенному Тарифному соглашению в системе  обязательного медицинского страхования Новосибирской области в 2021 году,  межбюджетный трансферт предоставляется фонду, а не страховой медицинской  организации, и уже непосредственно фондом расходуется и перечисляется страховой  медицинской организации с учетом полученных реестров счетов, перевыставленных 

от медицинских организаций.
Принимая судебные акты, суды указали, что из анализа положений Правил ОМС

не следует обязанность страховой медицинской организации в акте сверки между ней  и медицинской организацией отражать средства субвенции и межбюджетного трансфера  в виде самостоятельных отдельных показателей. 

Сумма финансового обеспечения, полученного в спорном периоде, полностью была  перечислена медицинским организациям, доказательств обратного в материалы дела 

не представлено.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела  доказательства, доводы и возражения сторон, суды первой и апелляционной инстанций,  установив, что полученные целевые средства были использованы обществом на оплату  медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с заключенными  с медицинскими организациями договорами на оказание и оплату медицинской помощи,  остаток неиспользованных целевых средств полностью возвращен в фонд, пришли к  верному выводу о недоказанности факта нецелевого использования страховой  медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, в связи с  чем признали недействительным оспариваемый акт. 


Доводы подателя жалобы были предметом рассмотрения судов первой и  апелляционной инстанций и мотивированно отклонены как несостоятельные. Оснований  для иных выводов у суда округа не имеется. 

Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений действующего  законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют 

о неправильном применении судом норм права.

Несогласие фонда с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом  доказательств не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов в  суде кассационной инстанции. 

Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие  существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций  установлены, исследованы и получили надлежащую правовую оценку. Их переоценка  не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ). 

Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального  и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются  основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено. 

Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы фонда  не имеется. 

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате  государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы, однако  поскольку последний в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса  Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден, вопрос 

о ее взыскании не рассматривается.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Западно-Сибирского округа 

постановил:

решение от 26.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление

от 24.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-4146/2023  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,  в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Председательствующий А.А. Бурова

Судьи Н.А. Алексеева 

 Г.В. Чапаева