Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А27-7472/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Мартыновой С.А.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 10) на решение от 14.07.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 04.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Колупаева Л.А., Кривошеина С.В.) по делу № А27-7472/2011 по заявлению Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 10) (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 231 комбинированного вида (Кемеровская область, г.Новокузнецк, пр-кт Октябрьский, 11 «Б», ИНН 4220013108) о взыскании недоимки в размере 636,99 руб., пени в размере 0,99 руб. и штрафа в размере 9,86 руб.
Суд установил:
Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 10) (далее – Фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 231 комбинированного вида (далее – Учреждение) недоимки в размере 636,99 руб. пени в размере 0,99 руб. и штрафа в размере 9,86 руб.
Решением от 14.07.2011 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 04.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Фонд социального страхования обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт.
Фонд социального страхования считает, что судами сделан неправомерный вывод о том, что суммы ежемесячной компенсационной выплаты педагогическим работникам не могут быть признаны объектом обложения страховыми взносами. По мнению подателя жалобы, при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат теряется их компенсационный характер, и они подлежат обложению на общих основаниях.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение считает доводы Фонда социального страхования несостоятельными, а судебные акты – законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Фондом социального страхования проведена документальная выездная проверка Учреждения по вопросу начисления, уплаты страхователем взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта «е» части 2 статьи 9 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) не начислялись обязательные страховые взносы на сумму выплат за методическую литературу. Документального подтверждения целевого использования денежных выплат не имеется, в результате чего Учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 636,99 руб.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 28.02.2011 № 10000028осс/в и принято решение о привлечении Учреждения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в виде штрафа в размере 9,86 руб., начислены соответствующие суммы пени.
На основании указанного решения Фондом социального страхования выставлено требование от 12.04.2011 № 28осс/в об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа, которое в срок до 09 мая 2011 года Учреждением в добровольном порядке не исполнено.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Фонда социального страхования в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с Учреждения недоимки в размере 636,99 руб. пени в размере 0,99 руб. и штрафа в размере 9,86 руб. в судебном порядке.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ, пункта 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон «Об образовании»), с изменениями, внесенными в него Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (далее – Федеральный закон № 258-ФЗ), пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания обязательных платежей и санкций, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция считает данный вывод судов правильным, исходя из следующего.
Судами установлено, что проверяемым периодом по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования является период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
В соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ, действующим с 01.01.2010, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, являются объектом обложения страховыми взносами.
В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - организации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Пунктом 8 статьи 55 Закона «Об образовании» установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Размер такой компенсации составляет 150 руб. в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования и 100 руб. - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.
С 01.01.2008 в пункт 8 статьи 55 Закона «Об образовании» были внесены изменения Федеральным законом № 258-ФЗ, которые дополнили указанный пункт следующим: педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом данным органом, в муниципальных образовательных учреждениях компенсация выплачивается в размере, устанавливаемом органом местного самоуправления.
Как видно из вышеуказанного пункта, конкретный размер ежемесячной компенсации предусмотрен только для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений. Для остальных этот размер должен быть определен органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В пункте 8 статьи 55 Закона «Об образовании» не установлено каких-либо ограничений в отношении того, кому, на основании каких документов, в какие периоды выплачивается эта компенсация.
Денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам образовательных учреждений, состоящих в трудовых отношениях с этими учреждениями (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности и т.д.), а также работающим по совместительству при условии, что по основному месту работу они не имеют права на получение данной компенсации. Выплата денежной компенсации на книгопечатную продукцию педагогическим работникам образовательных учреждений должна производиться за счет средств соответствующих бюджетов.
Указанную выплату работодатель производит на основании пункта 8 статьи 55 Закона «Об образовании», независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
При этом данный Закон не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации, то есть законодательно не закреплен механизм выплаты компенсации, который содержал бы указание на определение условий и порядка ее выплаты каким-либо органом власти.
Указанной статьей органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право своими решениями определять только размер ежемесячной денежной компенсации для педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а органам местного самоуправления - для работников муниципальных образовательных учреждений.
Данная ежемесячная денежная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью - содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности.
Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ.
Исходя из изложенного, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций правильно отказали в удовлетворении требований Фонда социального страхования о взыскании с Учреждения недоимки, пени и штрафа.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и сводятся лишь к иному, чем у суда, неверному толкованию норм действующего законодательства, в силу чего не являются основанием для отмены по существу правильно принятых судами обеих инстанций судебных актов.
Нарушений судами норм процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах (а также с учетом определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2011 № ВАС-11571/11) оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 14.07.2011 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 04.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-7472/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий И.В. Перминова
Судьи С.А. Мартынова
Е.В. Поликарпов