Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А46-14805/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Есиповой А.Е.,рассмотрел кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 27.10.2021 (судья Ярковой С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 (судьи Иванова Н.В., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу № А46-14805/2021 по иску публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (117630, Московская область, город Москва, улица Академика Челомея, дом 5А, ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644007, Омская область, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 56, ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) о признании незаконными действий по исправлению технической ошибки и изменению сведений о категории земельного участка.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмет спора, Главное управление лесного хозяйства Омской области.
В судебном заседании приняли участие представители: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области – Терехова Е.В. по доверенности от 10.01.2022, Главного управления лесного хозяйства Омской области – Маслова О.А. по доверенности от 10.01.2022; акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - Обертасова Н.А. по доверенности от 29.10.2020 № 96-20.
Суд установил:
публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее - ПАО «ФСК ЕЭС», общество) обратилось
в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – управление Росреестра) о признании незаконными действий, выразившихся в исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и изменении в ЕГРН категории земельного участка с кадастровым номером 55:09:040601:172, расположенного на территории Кормиловского муниципального района Омской области в лесотаксационных выделах № 45 (ч), 49 (ч), 57 (ч), 58 (ч) квартала № 64 урочища «Георгиевское сельское поселение» Кормиловского сельского участкового лесничества Омского лесничества площадью 0,1337 га (1337 кв. м), с категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения на категорию - земли лесного фонда; обязании управления Росреестра
в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда внести
в ЕГРН сведения об изменении категории указанного земельного участка с земель лесного фонда на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее – управление Рослесхоза).
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.10.2021, оставленным
без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда
от 27.01.2022, заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия управления Росреестра, выразившиеся в исправлении технической ошибки в записях ЕГРН и изменении в ЕГРН категории земельного участка с кадастровым номером 55:09:040601:172, расположенного на территории Кормиловского муниципального района Омской области в лесотаксационных выделах № 45 (ч), 49 (ч), 57 (ч), 58 (ч) квартала № 64 урочища «Георгиевское сельское поселение» Кормиловского сельского участкового лесничества Омского лесничества, площадью 0,1337 га (1337 кв. м), с земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения на категорию земель: земли лесного фонда. На управление Росреестра возложена обязанность в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда внести в ЕГРН сведения об изменении категории земельного участка, расположенного на территории Кормиловского муниципального района Омской области в лесотаксационных выделах № 45 (ч), 49 (ч),
57 (ч), 58 (ч) квартала № 64 урочища «Георгиевское сельское поселение» Кормиловского сельского участкового лесничества Омского лесничества, площадью 0,1337 га (1337 кв. м) с кадастровым номером 55:09:040601:172, с земель лесного фонда на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения. С управления Росреестра
в пользу ПАО «ФСК ЕЭС» в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины взыскано 3 000 руб.
Не согласившись с решением и постановлением, управление Росреестра и управление Рослесхоза обратились с кассационными жалобами, в которых просят судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ПАО «ФСК ЕЭС» требований.
В обоснование своей жалобы управление Росреестра приводит следующие доводы: в отношении перевода земель лесного фонда предусмотрен особый порядок - перевод возможен при наличии согласования документации по планировке территории с уполномоченным федеральным органом, и поскольку на государственную регистрацию договора аренды ПАО «ФСК ЕЭС» не были представлены документы подтверждающие согласование изменения категории с Рослесхозом, то у управления Росреестра отсутствовали основания для изменения категории земельного участка из земель лесного фонда на категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, в связи с чем государственным регистратором исправлена техническая ошибка, допущенная при государственной регистрации договора аренды; суды не приняли во внимание положения пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и сделали ошибочный вывод о том, что применение положений статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее также – Закон № 341-ФЗ) не зависит от даты утверждения документации по планировке территории и наличия согласования указанной документации с органами государственной власти (если проведение указанного согласования не было предусмотрено законодательством, действовавшим на момента утверждения соответствующей документации по планировке территории), при этом судами также не учтено, что в Законе № 341-ФЗ не имеются указаний на то, что правом, предоставленным статьей 11 указанного Закона, можно воспользоваться на основании документации, прошедшей процесс согласования до введения этого Закона в действие.
Управление Рослесхоза в кассационной жалобе приводит доводы, аналогичные доводам кассационной жалобы управления Росреестра, ссылается на то, что в документации по планировке территории (далее также – ДПТ) должна содержаться информация о необходимости перевода категории участка, что может быть осуществлено не посредством согласования Рослесхозом уже утвержденной ДПТ, а посредством подачи заявителем проекта изменений в указанную документацию в управление Рослесхоза и после ее согласования последним путем направления ДПТ в Рослесхоз для согласования перевода. Кроме того, кассатор считает, что суды неправильно истолковали положения части 2 статьи 11 Закона № 341-ФЗ в связи с чем неправомерно объединили два юридических действия «перевод земельного участка осуществляется в упрощенном порядке без принятия соответствующего решения», в то время как первое действие – это оформление перевода участка из земель лесного фонда в земли других категорий в упрощенном порядке и оно осуществляется путем согласования документации по планировке территории в порядке, установленном частью 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), а второе действие – это внесение сведений о категории земель участка в ЕГРН при одновременной регистрации права на участок на основании утвержденной документации по планировке территории, которая уже согласована с Рослесхозом (если требуется перевод участков из земель лесного фонда) и для внесения этих сведений действительно не нужно отдельного решения о переводе. Таким образом, не перевод земель осуществляется без принятия решения, а для внесения сведений в ЕГРН одновременно с регистрацией права не требуется принятия отдельного решения о переводе.
ПАО «ФСК ЕЭС» в отзыве на кассационную жалобу просит судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 АПК РФ, рассмотрена
в их отсутствие.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным
по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, исходя
из приведенных в кассационной жалобе доводов, суд округа приходит к выводу
об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между управлением Рослесхоза (арендодатель) и ПАО «ФСК ЕЭС» (арендатор) заключен
и зарегистрирован 10.03.2021 управлением Росреестра по Омской области договор аренды земельного (лесного) участка, находящегося в федеральной собственности, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 02.11.2020 №116д, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 55:09:040601:172 площадью 0,1337 га (1337 кв. м), категория земель - земли лесного фонда, расположенный на территории Кормиловского муниципального района Омской области в лесотаксационных выделах № 45 (ч), 49 (ч), 57 (ч), 58 (ч) квартала № 64 урочища «Георгиевское сельское поселение» Кормиловского сельского участкового лесничества Омского лесничества.
Земельный участок предоставлен для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (объект «ПС 500 кВ Восход с заходами ВЛ 500 кВ и 220 кВ (подъездная автодорога)») сроком на 49 лет.
В соответствии с нормами пункта 1, 2 статьи 11 Закона № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», пункта 170.4.1 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, одновременно с регистрацией договора аренды от 10.03.2021 № 116д в ЕГРН внесены сведения об изменении категории земельного участка с кадастровым номером 55:09:040601:172 с земель лесного фонда на категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения.
Уведомлением от 20.05.2021 управление Росреестра сообщило об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН, а именно об изменении сведений в регистрационной записи о категории земельного участка с кадастровым номером 55:09:040601:172, которая исправлена с записи, внесенной при государственной регистрации договора аренды - земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения (далее – земли промышленности) на запись - земли лесного фонда.
Ссылаясь на то, что при государственной регистрации договора аренды в ЕГРН правомерно изменена запись о категории арендованного земельного участка, который предоставлен обществу для эксплуатации линейного объекта, на то, что действия управления Росреестра нарушают права и законные интересы заявителя, так как возлагают на него дополнительные обязанности, предусмотренные для пользователей земельных участков лесного фонда, влекут увеличение арендной платы, которая за земли промышленности меньше, чем за аренду лесного участка, ПАО «ФСК ЕЭС» обратилось в суд с заявлением, рассмотренным в рамках настоящего дела.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями части 12.3 статьи 45 ГрК РФ, Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений
в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 342-ФЗ) и исходили из незаконности действий заинтересованного лица по самостоятельному внесудебному исправлению технической ошибки нарушает права арендатора, из отсутствия технической ошибки в записи об изменении категории земельного участка при совершении государственной регистрации договора аренды и в связи с этим отсутствии оснований для изменения сведений в ЕГРН о категории переданного обществу в аренду земельного участка, поскольку согласование с Рослесхозом документации по планировке территории при применении положений указанного Закона № 341-ФЗ требуется только в случае, если такая документация подготовлена после внесения предусмотренных названным Законом изменений в часть 12.3 статьи 45 ГрК РФ, и не требуется, если документация подготовлена до внесения указанных изменений, учитывая также, что действующее законодательство не предусматривает возможности согласования с Рослесхозом уже утвержденной документации по планировке территории.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
Согласно части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии со статьей 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав, в том числе, в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав
и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 61 Закона № 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в ЕГРН и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах,
на основании которых вносились сведения в ЕГРН, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки
в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих
при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Закона № 218-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11 Закона № 341-Ф3 предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом не допускается размещение таких линейных объектов в границах определенных земель, зон, на определенной территории. Одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, указанный в части 1 настоящей статьи, в ЕГРН вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
Одновременно с принятием Закона № 341-ФЗ, статьей 11 которого определены правило предоставления земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения, принят Закон № 342-Ф3, которым в том числе предусмотрены с 04.08.2018 изменения части 12.3 статьи 45 ГрК РФ. Так, данная норма дополнена правилом о согласовании документации по планировке территории, подготовленной применительно к землям лесного фонда, в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений,
а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
При этом редакция части 12.3 статьи 45 ГрК РФ до 04.08.2018 предусматривала согласование документации по планировке территории, подготовленной применительно к землям лесного фонда, только с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда.
Руководствуясь приведенными правовыми положениями, установив, что документация по планировке территории для размещения объектов энергетики федерального значения «ПС 500 кВ Восход», «заход ВЛ 500 кВ Барабинская-Таврическая на ПС 500 кВ Восход (с последующим образованием ВЛ 500 кВ Барабинская-Восход)», «заход ВЛ 500 кВ Барабинская-Таврическая на ПС 500 кВ Восход (с последующим образованием ВЛ 500 Восход-Таврическая)», «заход ВЛ 220 кВ Омская ТЭЦ- 4 -Татарская на ПС 500 кВ Восход (с последующим образованием ВЛ 220 кВ Омская ТЭЦ-4-Восход)», «заход ВЛ 220 кВ Омская ТЭЦ-4-Татарская на ПС 500 кВ Восход (с последующим образованием ВЛ 220 кВ Восход-Татарская)», «заход ВЛ 220 кВ Ульяновская-Московка на ПС 500 кВ Восход (с последующим образованием ВЛ 220 кВ Восход-Ульяновская)», «заход ВЛ 220 кВ Ульяновская-Московка на ПС 500 кВ Восход (с последующим образованием В Л 220 кВ Восход-Московка)» (далее – «ПС 500 кВ Восход» с заходами) утверждена приказом Минэнерго России 21.12.2017 после согласования со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с управлением Рослесхоза Омской области, которое на момент согласования согласно статье 45 ГрК РФ было наделено полномочиями по согласованию документации по планировке территории до вступления в силу изменений в часть 12.3 статьи 45 ГрК РФ, суд первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том, что согласования документации по планировке территории с Рослесхозом при государственной регистрации договора аренды не требовалось, в связи с чем, учитывая назначение использования земельного участка – для размещения линейного объекта федерального значения, при государственной регистрации договора аренды регистрирующим органом на основании норм Законов № 341-ФЗ, № 342-ФЗ правильно осуществлены действия по совершению в ЕГРН записи о категории арендованного обществом земельного участка.
Учитывая также вступление Закона № 341-ФЗ в силу с 01.09.2018, Закона № 342-ФЗ - с 04.08.2018, суд апелляционной инстанции также верно отметил, что при этом Закон № 341-ФЗ не предусматривает, что внесение в ЕГРН сведений о принадлежности земельного участка к категории земель промышленности осуществляется только в отношении земельных участков, предоставленных в соответствии с документами территориального планирования, утвержденными исключительно после вступления в силу данного закона или Закона № 342-ФЗ.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному заключению о том, что согласование с Рослесхозом документации по планировке территории при применении положений частей 1, 2 статьи 11 Закона № 341-ФЗ требуется только в случае, если такая документация подготовлена после внесения указанных изменений в часть 12.3 статьи 45 ГрК и не требуется, в случае если такая документация подготовлена до внесения указанных изменений в часть 12.3 статьи 45 ГрК.
Аналогичную позицию занимает также Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (письмо от 03.09.2021 № 14-12859/21).
Размещение федеральных объектов электроэнергетики осуществляется в целях обеспечения надежности энергоснабжения регионов и устойчивого развития территорий, удовлетворения потребности в снабжении электрической энергией населения, юридических лиц в масштабе Российской Федерации, ряда субъектов Российской Федерации или одного субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Судами верно отмечено, что внесение вышеуказанных изменений статьей 11 Закона № 341-ФЗ преследовало цель определять категорию земель, на которых размещены линейные объекты (в том числе перевода земельных участков лесного фонда в земли промышленности) без принятия решения о переводе земельного участка из одной категории в другую.
В соответствии с письмом Рослесхоза от 29.06.2020 № АВ-06-27/12157 в случае, если земельные участки из состава земель лесного фонда были образованы и поставлены на государственный кадастровый учет до вступления в силу Закона № 341-ФЗ, подготовка новой документации по планировке территории и наличие согласования указанной документации с органами государственной власти (проекта межевания территории) не требуется.
На основании вышеизложенного, установив, что изменение категории предоставленного обществу в аренду земельного участка с земель лесного фонда на земли промышленности при государственной регистрации договора аренды осуществлено правомерно, учитывая наличие утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории, а последующее самостоятельное изменение регистрирующим органом сведений в ЕГРН в отсутствие к тому правовых оснований и в нарушение прав и законных интересов общества, арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Все доводы управления Росреестра и управления Рослесхоза являлись предметом подробного исследования судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно ими отклонены с приведением правильных мотивов. Позиция заявителей основана на ошибочном толковании норм Законов № 341-ФЗ, № 342-ФЗ.
Доводов, опровергающих выводы судов, заявителями не приведено, а иное толкование ими применения норм, регулирующих с 01.09.2018 вопросы перевода земель лесной категории в категорию земель промышленности при предоставлении земельных участков для размещения линейных объектов, не является основанием для вывода об ошибочности принятых по делу судебных актов.
Мнение управления Рослесхоза о необходимости внесения изменений в ранее утвержденную документацию по планировке территории отклоняется, поскольку не основан на нормах права.
На основании вышеизложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 27.10.2021 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по делу № А46-14805/2021 оставить
без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий М.А. Севастьянова
Судьи Е.Ю. Демидова
Т.А. Зиновьева