НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.02.2012 № А27-6745/2011

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А27-6745/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2012 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кокшарова А.А.

судей Поликарпова Е.В.

Чапаевой Г.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.07.2011 (судья Кузнецов П.Л.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2011 (судьи Кулеш Т.А., Скачкова О.А., Хайкина С.Н.) по делу № А27-6745/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Обогатительная фабрика «Прокопьевскуголь» (653000, Кемеровская область, город Прокопьевск, проспект Шахтеров, дом 43, ОГРН 1044223005485, ИНН 4223036696) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области (653039, Кемеровская область, г. Прокопьевск, улица Ноградская, дом 21, ОГРН 1044223025307, ИНН 4223008709)  о признании недействительным решения.

Другие лица, участвующие в деле: третье лицо – Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата по Кемеровской области (650070, город Кемерово, улица Тухачевского, дом 21, ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830).

В заседании приняли участие представители:

от общества с ограниченной ответственностью «Обогатительная фабрика «Прокопьевскуголь» - Чичендаева В.С. по доверенности от 03.03.2010.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Обогатительная фабрика «Прокопьевскуголь» (далее – Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области (далее - налоговый орган, Инспекция) от 28.03.2011 № 11-44/5 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.07.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2011, требования Общества удовлетворены в полном объеме.

Обратившись с кассационной жалобой, Инспекция, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение и постановление судебных инстанций и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций не полно выяснены и исследованы обстоятельства и доказательства, имеющиеся в деле.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласно в полном объеме.

Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), проверив законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что Инспекцией была проведена камеральная проверка налоговой декларации Общества по земельному налогу за 3 квартал 2009 года, по результатам которой составлен акт от 12.01.2011 № 11-44/11422.

На основании акта Инспекцией принято решение от 28.03.2011 № 11-44/5 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу предложено уплатить 76 854 руб. налога и 1 789,09 руб. пени в связи с применением Обществом заниженной налоговой ставки по земельному налогу по 8 земельным участкам.

Несогласие с вышеназванным решением налогового органа послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования налогоплательщика, исходили из того, что в проверяемом периоде спорные земельные участки были отнесены к 13 виду использования и подлежали обложению земельным налогом по ставке 0,5 процента.

Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования Общества, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем, отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.

Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости по каждому земельному участку, принадлежащему им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.

Из постановления Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 27.10.2005 № 131 «О земельном налоге на территории города Прокопьевска» (далее - постановление Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 27.10.2005 № 131) следует, что налоговые ставки земельного налога зависят от видов использования земельных участков и применяются в процентном соотношении от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. В приложении к постановлению Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 27.10.2005 № 131 указаны виды использования земельных участков на территории города Прокопьевска с размерами налоговых ставок.

Распоряжением администрации города Прокопьевска от 06.06.2007 № 1409-р «Об утверждении проектов границ земельных участков» (далее - распоряжение администрации города Прокопьевска от 06.06.2007 № 1409-р) спорные земельные участки отнесены к категории «земли населенных пунктов» с определением вида разрешенного использования «под объектами промышленного назначения».

Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество при расчете суммы земельного налога за 3 квартал 2009 года по спорным земельным участкам применило кадастровую стоимость по 13-му виду разрешенного использования, по которому в соответствии с постановлением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 27.10.2005 № 131 установлены две налоговые ставки: в размере 1% для земельных участков, предназначенных для разработки полезных ископаемых, и в размере 0,5% для других участков.

В соответствии с Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152, к 13 виду разрешенного использования согласно типовому перечню видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.

Согласно пунктам 10, 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» в отношении спорных земельных участков средняя стоимость земельных участков установлена в размере 1 556,57 руб. за квадратный метр, что соответствует 13 виду разрешенного использования.

Согласно письмам Управления Росреестра по Кемеровской области от 21.04.2011 № 21/04227 и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области от 29.04.2011 № 13-09/1590 спорные земельные участки также относятся к 13 виду разрешенного использования.

Инспекция произвела расчет налога по земельным участкам, исходя из постановлений Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» и от 27.11.2008 № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)», без учета сведений о разрешенном виде использования и кадастровой стоимости земельных участков, сообщенных Обществу письмами Управления Росреестра по Кемеровской области от 21.04.2011 № 21/04227 и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области от 29.04.2011 № 13-09/1590.

Из материалов дела следует, что при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков была допущена кадастровая ошибка в номере группы вида разрешенного использования (вид разрешенного использования определен как 9).

Указанная ошибка была исправлена 18.05.2011.

В соответствии со статьями 87, 101 НК РФ, согласно которым Инспекция должна проверять правильность исчисления налогоплательщиком налога с учетом налоговой базы и налоговой ставки, а также выявлять ошибки налогоплательщика и предлагать уплатить недоимку за соответствующий налоговый период, то есть начислять налог за тот период, к которому он относится, вне зависимости от того, была ли допущена Обществом ошибка в исчислении налога на землю (авансового платежа по налогу), Инспекция должна была проверить исчисленную сумму авансового платежа и другие данные, служащие основанием для исчисления и уплаты авансового платежа, в том числе и примененную ставку налога с указанием правильности либо неправильности ее применения, то есть при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган должен был установить действительные налоговые обязательства налогоплательщика за проверяемый налоговый период.

Довод кассационной жалобы о необходимости применения налоговой ставки как для 9-го вида разрешенного использования не может быть принят во внимание в рамках рассмотрения данного конкретного дела.

Невозможность применения Обществом ставки налога в 0,5% налоговым органом не была опровергнута.

Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования и признали недействительным решение инспекции от 28.03.2011 № 11-44/5.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Инспекции по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что выводы Арбитражного суда Кемеровской области и Седьмого арбитражного апелляционного суда подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Судебными инстанциями применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, статьи 287 АПК РФ правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.

При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.07.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2011 по делу № А27-6745/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий А.А. Кокшаров

Судьи Е.В. Поликарпов

Г.В. Чапаева