Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-12415/2009
резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2010 года
постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2010 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего, судьи В.И. Новоселова,
судей В.И. Ильина,
Т.Я. Шабалковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителей сторон:
от заявителя – закрытого акционерного общества «Стройиндустрия»: ФИО1, генеральный директор общества на основании прав по должности, трудовой договор от 13.08.2008; ФИО2 на основании доверенности от 07.05.2010;
от заинтересованного лица – Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе представители не явились, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Стройиндустрия» на решение от 23.12.2009 Арбитражного суда Тюменской области (судья О.А. Минеев) по делу № А70-12415/2009 по заявлению закрытого акционерного общества «Стройиндустрия» к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
закрытое акционерное общество «Стройиндустрия» (далее – ЗАО «Стройиндустрия», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее – РО ФСФР в Уральском округе) о признании незаконным и отмене постановления от 15.10.2009 № 62-09-411/ПН о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 500 000 руб.
Решением от 23.12.2009 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.03.2010 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований. При этом арбитражный суд при рассмотрении вопроса о привлечении Общества к административной ответственности, исходил из наличия события административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ и факта совершения вменяемого административного правонарушения заявителем, отсутствие правовых оснований для признания данного правонарушения малозначительным.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда от 23.12.2009, которое оставлено без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.03.2010 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на нарушение судом норм материального и процессуального права, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также не принятие во внимание при производстве по данному делу об административном правонарушении доводов заявителя о применении статьи 2.9 КоАП РФ. Более подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу от РО ФСФР в Уральском округе до начала судебного заседания не представлен.
В судебном заседании представители заявителя кассационной жалобы поддержали доводы кассационной жалобы, указывая на отмену принятых по делу судебных актов и направления данного дела на новое рассмотрение, при этом указывая на техническую ошибку указания адреса месторасположения Общества при заполнении документов, представляемых в регистрирующий орган.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей заявителя кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобы и заявленных требований, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Из фактических обстоятельств дела, установленных арбитражными судами следует, что 12.08.2008 заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией ФНС России № 14 по Тюменской области за ОГРН <***> в организационно-правовой форме закрытого акционерного общества (ЗАО «Стройиндустрия»).
При осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумагах РО ФСФР в Уральском округе установлен факт незавершения заявителем (эмитентом) процедуры эмиссии ценных бумаг, выразившиеся в не прохождении государственной регистрации выпуска акций, размещенных при создании Общества, и государственной регистрации отчета об итогах выпуска акций.
ЗАО «Стройиндустрия» представлены 26.02.2009 в регистрирующий орган заявление на государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг и отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещенных при учреждении вышеуказанного Общества, с приложением документов, подтверждающих соблюдение эмитентом требований законодательства на рынке ценных бумаг.
Приказом РО ФСФР в Уральском округе от 25.03.2009 № 62-09-444/пз-н была приостановлена эмиссия обыкновенных именных бездокументарных акций заявителя, о чем регистрирующий орган направил по адресу: 625002, <...>, указанный заявителем, уведомление от 25.03.2009 № 62-09-СК-06/2960 заказным письмом № 62000007022944 (л.д. 48). В данном уведомлении ЗАО «Стройиндустрия» указывалось на недостатки в оформлении полноты представленных на государственную регистрацию документов, и устанавливался срок для их устранения - до 30.04.2009.
Однако, вышеуказанное уведомление от 25.03.2009 было возвращено регистрирующему органу и не было получено заявителем, ввиду того, что по адресу, которое указано заявителем и по которому было направлено заказное письмо № 62000007022944 (625002, <...>), Общество не значится (л.д. 48, оборот листа).
В связи с неустранением ЗАО «Стройиндустрия» замечаний регистрирующего органа по полноте оформления представленных на регистрацию документов, приказом РО ФСФР в Уральском округе от 01.07.2009 № 62-09-1051/пз-н заявителю было отказано в государственной регистрации обыкновенных именных бездокументарных акций, о чем регистрирующий орган направило заявителю по вышеуказанному адресу уведомление от 01.07.2009 № 62-09-АК-06/6700 (л.д. 49), которое получено представителем Общества - 02.10.2009.
В связи с неисполнением ЗАО «Стройиндустрия» требований Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее по тексту - Закона о рынке ценных бумаг), 07.07.2009 РО ФСФР в Уральском округе направило в адрес Общества предписание от 06.07.2009 № 62-09-СФ-06/6975 (л.д. 41) об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации путѐм представления в регистрирующий орган документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещенных при создании заявителя, оформленных в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг и Стандартами эмиссии ценных бумаг, утвержденными Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 № 07-4/пз-н и действующими на момент исполнения предписания. При этом срок для исполнения предписания был установлен - до 01.09.2009.
Данное предписание было получено ЗАО «Стройиндустрия» 14.07.2009, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма (л.д. 42).
Однако ЗАО «Стройиндустрия» не исполнило предписание от 06.07.2009 № 62-09-СФ-06/6975 в установленный срок, при отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению данной обязанности.
Должностным лицом РО ФСФР в Уральском округе в присутствии представителя ЗАО «Стройиндустрия» был составлен 02.10.2009 протокол № 62-09-657/пр-ап об административном правонарушении (л.д. 32-33) о наличии в действиях (бездействиях) Общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 62-09-691/ап-19.5 исполняющим обязанности руководителя РО ФСФР в Уральском округе в присутствии представителя Общества (адвоката Фомичева И.С.) 15.10.2009 вынесено постановление № 62-09-411/ПН о привлечении ЗАО «Стройиндустрия» к административной ответственности по части 9 статьей 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Копия постановления была направлена в адрес Общества 20.10.2009 и получена заявителем - 29.10.2009.
Общество, не согласившись с постановлением регистрирующего органа о привлечении к административной ответственности от 15.10.2009 № 62-09-411/ПН, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии события административного правонарушения и факта совершения заявителем вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
С данными выводами арбитражного суда первой инстанции согласился арбитражный суд апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций сделаны правильные выводы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерным обществом признается коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное количество акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Согласно статьи 143 Гражданского кодекса Российской Федерации акция отнесена к числу ценных бумаг.
Статьей 19 Закона о рынке ценных бумаг установлена процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, которая включает в себя следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона о рынке ценных бумаг государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента. К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг.
Пунктом 3.2.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР РФ от 25.01.2007 № 07-4/пз-н (далее - Стандарты), определено, что документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества. При этом при учреждении акционерного общества государственная регистрация выпуска акций и государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций осуществляется одновременно (пункт 3.2.1 Стандартов).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317 «Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является Федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно пункту 5.3.7 настоящего Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
В силу пункта 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» федеральные органы исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг предписания, которые являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что в связи с тем, что в установленные законом сроки Общество не завершило процедуру эмиссии, 06.07.2009 в адрес Общества было вынесено предписание № 62-09-СФ-06/6975 об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации путем представления в регистрирующий орган документов на государственную регистрацию выпуска акций и отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещенных при создании Общества, оформленных в соответствии с требованиями действующего законодательства. Данное предписание было получено Обществом - 14.07.2009 со сроком исполнения - до 01.09.2009.
Однако в указанный регистрирующим органом срок Общество не исполнило предписание.
Согласно части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции, применив положения статьей 65, 67, 68, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу о том, что ЗАО «Стройиндустрия», располагая достаточным временем, не предприняла соответствующие и достаточные действия для исполнения предписания регистрирующего органа, что свидетельствует о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Факт неисполнения Обществом в установленный предписанием срок требований о предоставлении документов подтверждается материалами дела и Обществом по существу не оспаривается.
Доводы Общества о том, что его действия следует признать малозначительным, были предметом рассмотрения арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, и исходя из положений статей 2.9, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды не нашли оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований.
С учетом изложенного, доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как направленные по существу на переоценку установленных судами по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.12.2009 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 23.03.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-12415/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий В.И. Новоселов
Судьи В.И. Ильин
Т.Я. Шабалкова