НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 04.10.2011 № А46-4553/2010

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А46-4553/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2011 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Перминовой И.В.

судей Мартыновой С.А.

Чапаевой Г.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Газпромнефть – Омск» на решение от 08.02.2011 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) и постановление от 04.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Лотов А.Н.) по делу № А46-4553/2010 по заявлению открытого акционерного общества «Газпромнефть – Омск» (644043, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (644010, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения.

Суд установил:

открытое акционерное общество «Газпромнефть-Омск» (далее – ОАО «Газпромнефть-Омск», Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 28.01.2010 № 383 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления суммы авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2008 года в размере 4 142 434,32 руб. и внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет.

Решением от 08.02.2011 Арбитражного суда Омской области заявленные требования оставлены без удовлетворении.

Постановлением от 04.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению Общества, применение средних удельных показателей одного квадратного метра земель, утвержденных постановлением Правительства Омской области № 174-п в редакции от 19.12.2007 в отношении земельных участков заявителя, противоречит действующему законодательству, регулирующему порядок проведения государственной кадастровой оценки и определения кадастровой стоимости земельных участков.

Общество указывает, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, опубликованное в официальном издании «Омский вестник» 25.12.2007, вступает в силу с 01.01.2009, поэтому на налоговый период 2008 года действует указ Губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110, следовательно, по мнению Общества, земельный налог за 2008 год необходимо исчислять из кадастровой стоимости земельных участков Общества на основании указа Губернатора Омской области № 110.

Податель жалобы указывает на отсутствие недоимки по земельному налогу за 1 квартал 2008 года, в связи с чем считает незаконным оспариваемое решение Инспекции.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция считает доводы Общества несостоятельными, а судебные акты – законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.

Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что ОАО «Газпромнефть-Омск» 29.04.2008 представило в налоговый орган первичный налоговый расчет по земельному налогу за 1 квартал 2008 года в отношении 47 земельных участков, где кадастровая стоимость определена в соответствии с данными Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, согласно первичному налоговому расчету сумма авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2008 года составляет 9 032 316 руб.

Заявителем 01.09.2009 года была представлена в налоговый орган по месту учета уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 1 квартал 2008 года, согласно которой ранее начисленная по первичному расчету сумма уменьшена на 4 477 822 руб., в отношении 26 земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:070107:0056, 55:36:040105:3014, 55:36:070109:1503, 55:36:080116:0035, 55:36:160101:0024, 55:36:040116:0004, 55:36:040116:0210, 55:36:200102:0503, 55:36:000000:0073, 55:36:130101:0160, 55:36:030115:0009, 55:36:030801:0011, 55:36:120104:0002, 55:36:190138:0003, 55:36:150101:0011, 55:36:140106:0013, 55:36:070102:0027, 55:36:110210:0009, 55:36:060302:0001, 55:36:040105:0018, 55:36:110110:0030, 55:36:040112:0023, 55:36:040112:0025, 55:36:130127:0001, 55:36:030801:0001, 55:36:110223:0002.

По отношению к названным земельным участкам налогоплательщик применил кадастровую стоимость в соответствии с указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области».

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненного налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008 года, по результатам которой 15.12.2009 составлен акт камеральной налоговой проверки № 446 и принято решение от 28.01.2010 № 383 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому ОАО «Газпромнефть-Омск» на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации отказано в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в силу отсутствия события налогового правонарушения, так как неполная уплата авансового платежа по земельному налогу до окончания налогового периода не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанным решением ОАО «Газпромнефть-Омск» отказано в уменьшении (доначислено) суммы авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2008 года в размере 4 477 822 руб. и предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 18.03.2010 № 16-17/03511 решение Инспекции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением Инспекции, Общество оспорило его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций признали ошибочным довод заявителя о невозможности применения в целях налогообложения в 2008 году постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п.

Кассационная инстанция, поддерживая арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, исходит из обстоятельств, установленных судами, и следующих норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными законами и нормативными правовыми актами и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, в силу прямого указания статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, относятся к земельному законодательству Российской Федерации.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно подпункту 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ).

Таким образом, налогоплательщики земельного налога в 2008 году обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного налога подлежит доведению до налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, исходя из положений статей 391 и 396 Налогового кодекса Российской Федерации, не позднее 01.03.2008.

Согласно статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Постановление № 174-п касается вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) граждан и юридических лиц земель и не регулирует правоотношений, указанных в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации.

То обстоятельство, что утвержденная указанным постановлением кадастровая стоимость земель используется налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, само по себе не свидетельствует о том, что постановление № 174-п является нормативным актом о налогах и сборах.

Кроме того, кадастровая стоимость может использоваться также при определении цены земельного участка (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

В связи с чем суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали неправомерным доводы Общества о возможности применения постановления от 19.12.2007 № 174-п лишь по истечении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно Закону Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 08.02.2006 № 731-ОЗ к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).

Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» приняло Постановление № 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.

Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.

Суды установили, что результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного пользования, были утверждены Правительством Омской области 19.12.2007, то есть, до начала налогового периода 2008 года, и постановлением № 174-п были утверждены результаты кадастровой оценки земель по видам разрешенного пользования.

В статье 396 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель установил особые сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, отличные от сроков согласно статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации, что также является доказательством того, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвердившие кадастровую стоимость земель, не регулируют налоговые отношения.

В соответствии с указанным пунктом статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008).

В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации путем принятия постановления от 07.02.2008 № 52 установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона «О государственном земельном кадастре». Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Судами установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2008 опубликованы 29.02.2008 в газете «Третья столица» № 10(432) в соответствии с постановлением мэра г. Омска «Об утверждении порядка доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в г. Омске».

В связи с чем Общество, руководствуясь пунктом 3 статьи 391, пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, имело реальную возможность и должно было определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной постановлением № 174-п в редакции от 19.12.2007, а не на основании указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 № 110 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Омской области». Данная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 № 15932/10, принятого в целях единообразия применения судебной практики.

Доводы Общества о том, что способ определения кадастровой стоимости земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 допустим лишь для вновь образованных земельных участков или в случае изменения характеристик участка, был предметом исследования апелляционного суда и получил надлежащую правовую оценку.

Обоснованно не принята апелляционным судом в качестве основания для отмены оспариваемого решения Инспекции ссылка Общества на отсутствие недоимки по земельному налогу за спорный период, поскольку, как правильно указал суд, спорная сумма не была предложена Обществу к уплате, требование об уплате земельного налога в адрес заявителя не выставлялось, следовательно, не повлечет реального взыскания с Общества земельного налога и тем самым не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Общества по делу, не опровергают выводов судов, а направлены на их переоценку, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции является недопустимым.

Кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении спора с достаточной полнотой установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 08.02.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 04.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-4553/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий И.В. Перминова

Судьи С.А. Мартынова

Г.В. Чапаева