НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 02.12.2008 № А03-3311/08

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 декабря 2008 года

Дело № Ф04-7335/2008 (16681-А03-6)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                         В.П. Богатырёва

судей                                                         И.В. Макарова

                                                                  Т.Я. Шабалковой

рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителей сторон:

от заявителя – Е.Н. Буянова по доверенности от 08.10.2008

от заинтересованного и третьего лиц – представители не явились, стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания,

кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Больница «Медицинский центр «Интервал», г. Барнаул, на решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.05.2008 (судья М.В. Старцева) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 (судьи А.В. Холодилов,                  Е.А. Залевская, С.Н. Хайкина) по делу № А03-3311/08-4 (07АП-4261/08) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Больница «Медицинский центр «Интервал», г. Барнаул, к Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, г. Барнаул, и администрации Алтайского края, г. Барнаул, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, г. Барнаул, об оспаривании бездействия государственного органа,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Больница «Медицинский центр «Интервал», г. Барнаул, (далее – Центр) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности,   г. Барнаул,(далее – Управление), выразившегося в не рассмотрении заявки от 28.12.2007 о включении Центра в качестве исполнителя в Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи в 2008 году, и обязазании определить ему задание по реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи в 2008 году; об обязании администрации Алтайского края, г. Барнаул, (далее – Администрация) включить Центр в Перечень организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, являющийся приложением № 4 к Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи в 2008 году.

Определением арбитражного суда от 02.04.2008 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края, г. Барнаул, (далее – Территориальный фонд ОМС).

Решением арбитражного суда от 21.05.2008, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008, заявленные Центром требования оставлены без удовлетворения. Арбитражный суд исходил из того, что в материалах дела отсутствует и Центром не указано, какие конкретно права и законные интересы в сфере его деятельности нарушены бездействием Управления и Администрации.

В кассационной жалобе Центр просит отменить принятые по делу решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Центр указывает на то, что арбитражный суд не дал оценки доводу Администрации об отказе в допуске на участие по мотиву отсутствия объективной потребности населения. Центр полагает, что судом не установлена связь (взаимообусловленность) между бюджетным процессом (его параметрами) и заявками медицинских организаций на участие в системе обязательного медицинского страхования. Центр считает, что на него незаконно было возложено бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для оспариваемого бездействия.

В отзывах на кассационную жалобу Управление, Администрация и Территориальный фонд ОМС просят оставить без изменения судебные акты.

В судебном заседании представитель Центра поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 № 255 «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией» Управлением издано распоряжение от 15.01.2008 № 18 о создании комиссии для рассмотрения поданных организациями здравоохранения в Управление заявок на участие в сфере обязательного медицинского страхования.

17.01.2008 указанной комиссией было рассмотрено предложение Центра от 28.12.2007 по его включению в перечень организаций здравоохранения, участвующих в системе обязательного медицинского страхования на 2008 год, и составлен Протокол заседания комиссии по рассмотрению заявки на участие в сфере обязательного медицинского страхования от 17.01.2008.

Комиссия отказала Центру во включении его в систему обязательного медицинского страхования на очередной 2008 год в связи с тем, что предложение поступило после утверждения бюджетов Алтайского края и Территориального фонда ОМС, которые были приняты 14.11.2007 и 05.10.2007 соответственно.

Администрацией 25.01.2008 принято постановление № 35 «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи в 2008 году и порядка взаимодействия субъектов лекарственного обеспечения в системе обязательного медицинского страхования на территории Алтайского края». Приложением № 4 к настоящей Территориальной программе является Перечень организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, куда Центр не был включен.

Центр, не согласившись, с бездействием Управления и Администрации, выразившимся в отсутствии положительного рассмотрении его предложений от 28.12.2007 о включении Центра в качестве исполнителя в Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи в 2008 году, в невключении Центра в Перечень организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, являющийся приложением № 4 к Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи в 2008 году, обратился в арбитражный суд с заявлением.

Арбитражный суд, отказав Центру в удовлетворении заявленных требований, принял законное и обоснованное решение, исходя из следующих норм права и обстоятельств дела.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 № 5487-1, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования.

Согласно совместному разъяснению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 06.08.2007 № 5922-ВС/5784/20-н «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год» во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 286 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год», территориальная программа включает в себя перечни организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования и медицинских учреждений, финансируемых из бюджетов.

Порядок разработки и финансирования выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, а также контроля за их реализацией установлен Положением о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 №255 (далее – Положение).

В соответствие с пунктом 4 Положения разработка и установление заданий на уровне субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования и органами местного самоуправления в сфере здравоохранения.

Согласно абзацу 4 пункта 6 Положения иные организации здравоохранения, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, также могут направить предложения по разработке заданий в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения.

Пункт 7 Положения устанавливает порядок содержания предложений по разработке заданий.

Согласно пунктам 8, 10 Положения рассмотрение предложений по разработке заданий осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации специально создаваемыми органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения комиссиями по разработке заданий, в состав которых входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере финансов, территориального фонда обязательного медицинского страхования и органов местного самоуправления в сфере здравоохранения.

На уровне субъектов Российской Федерации комиссии определяют соответствие планируемых объемов медицинской помощи и расчетных объемов ее финансирования нормативам объемов и стоимости медицинской помощи, предусматриваемым в территориальных программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, и разрабатывают задания с учетом проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также проектов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на очередной год.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения устанавливают задания после утверждения бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на очередной год и доводят их до подведомственных организаций и иных организаций здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, одновременно с объемами бюджетных ассигнований и лимитами бюджетных обязательств.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения устанавливают задания по реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в организациях муниципальной системы здравоохранения и в иных организациях здравоохранения после предварительного согласования указанных заданий с органами местного самоуправления в сфере здравоохранения.

Таким образом, разработка и установление заданий поставлены законодателем в зависимость от утверждения бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной год.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Центр обратился в Управление с предложениями по разработке заданий 28.12.2007, в то время как бюджет Алтайского края на 2008 год уже был утвержден Законом Алтайского края от 14.11.2007 № 125-ЗС «О краевом бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», а бюджет Территориального фонда ОМС на 2008 год утвержден Законом Алтайского края от 05.10.2007 № 96-ЗС «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов».

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) могут быть признаны арбитражным судом незаконными при одновременном наличии двух условий:

1) несоответствия таких действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Центр не представил в материалы дела доказательства одновременного несоответствия оспариваемых действий (бездействия) Управления и Администрации закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при рассмотрении предложений по разработке заданий от 28.12.2007 и формировании Перечня организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, являющегося приложением № 4 к Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи в 2008 году.

Таким образом, арбитражный суд обоснованно отказал Центру в удовлетворении требований о признании незаконным бездействий Управления и Администрации.

Доводы кассационной жалобы Центра были предметом рассмотрения арбитражных судов первой и апелляционной инстанций и им дана правильная оценка.

Однако Центр не был лишен возможности в установленном порядке обратиться в соответствующий орган с предложением о включении в Перечень организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, в 2009 году. Представитель Центра в судебном заседании подтвердил, что в сентябре 2008 года с таким предложением они обратились.

Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований для отмены принятых по делу решения и постановления не имеется.

Поскольку кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Центр.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.05.2008 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу                                                 № А03-3311/08-4 (07АП-4261/08) оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                         В.П. Богатырёв

Судьи                                                                                                       И.В. Макаров

Т.Я. Шабалкова