НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 02.11.2023 № А46-17377/2022

108/2023-66279(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А46-17377/2022 

Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2023 года  Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2023 года 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:  председательствующего Шабановой Г.А. 

судей Дружининой Ю.Ф.   Черноусовой О.Ю. 

при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном  заседании с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) и системы веб- конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» кассационные  жалобы общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ВиТа»,  общества с ограниченной ответственностью «СК ИНЭК-Техполимер» на постановление  от 12.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю.,  Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу № А46-17377/2022 Арбитражного суда Омской области  по исковому заявлению Департамента городского хозяйства Администрации города  Омска (644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1, ИНН 5504061072, 

ОГРН 1035507001199) к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая  компания «ВиТа» (644001, город Омск, улица 6-я Линия, дом 97, квартира 122, 

ИНН 5507205195, ОГРН 1085543029110) о взыскании денежных средств.

Другое лицо, участвующее в деле, – общество с ограниченной ответственностью  «СК ИНЭК-Техполимер» (620010, город Екатеринбург, улица Торговая, дом 2, помещение  125, ИНН 6674352842, ОГРН 1106674006504). 

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного  суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовал представитель  Департамента городского хозяйства Администрации города Омска – Базылюк И.Ю.  по доверенности от 21.08.2023. 

Посредством использования системы веб-конференции информационной системы  «Картотека арбитражных дел» в судебном заседании в онлайн-режиме участвовала  представитель общества с ограниченной ответственностью «СК ИНЭК-Техполимер» –  Долганова А.В. по доверенности от 25.03.2021. 

Суд установил:

Департамент городского хозяйства Администрации города Омска (далее – департамент)  обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу 


с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ВИТА» (далее – ООО «УК  «Вита», общество) о взыскании 836 590 руб. субсидии, предоставленной на финансовое  обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной  ответственностью «СК ИНЭК-Техполимер» (далее – ООО «СК ИНЭК-Техполимер»). 

Решением от 11.04.2023 Арбитражного суда Омской области (судья  Солодкевич И.М.) в удовлетворении заявленного требования отказано. 

Постановлением от 12.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда,  решение суда первой инстанции отменено, заявленное требование удовлетворено. 

В кассационных жалобах, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского  округа, ООО «УК «Вита» и ООО «СК ИНЭК-Техполимер» просят отменить  постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции. 

По мнению подателей жалоб, совокупность обстоятельств, необходимых  для возврата субсидии, не доказана; ссылка апелляционного суда на положения части 1  статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) является  необоснованной, так как субсидии были предоставлены не на строительство, а на  проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;  суд апелляционной инстанции неправомерно приобщил к материалам дела акт проверки  департамента от 29.12.2020; обжалуемое постановление затрагивает права разработчика  локальных сметных расчетов – закрытого акционерного общества «Сибирский центр  ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике» (далее – ЗАО «СЦЦ») 

и общества с ограниченной ответственностью «Омскагропромстрой» (далее –
ООО «Омскагропромстрой»), проводившего их экспертизу.

В отзыве на кассационные жалобы департамент просит оставить постановление суда  апелляционной инстанции без изменения. 

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в  кассационных жалобах, отзыве на них и выступлениях присутствующего в заседании  представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для  отмены обжалуемого судебного акта. 

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Правительства  Российской Федерации от 23.02.2019 № 274-р «О выделении Минстрою России в 


реализацию мероприятий по содействию развития инфраструктуры субъектов Российской  Федерации на проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях  подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального  сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации в размере 

Во исполнение Закона Омской области «Об областном бюджете на 2019 год и  плановый период 2020 и 2021 годов», Государственной программы Омской области  «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и  жилищно-коммунальными услугами в Омской», утвержденной постановлением  Правительства Омской области от 16.10.2013 № 264-п, приказами Министерства  строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 07.05.2019 

 № 25-п, от 14.08.2019 № 8-п утверждены Порядки предоставления и распределения из  федерального бюджета в 2019 году бюджету Омской области иных межбюджетных  трансфертов бюджетам муниципальных образований Омской области, имеющих целевое  назначение на содействие реализации комплекса мероприятий по развитию  инфраструктуры муниципальных образований Омской области на проведение  капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях подготовки к проведению в  2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики  Казахстан и Российской Федерации (далее – Порядок № 25-п, Порядок № 8-п). 

В соответствии с Порядком № 25-п Мэром города Омска направлена в Минстрой  Омской области заявка на предоставление и распределение из федерального бюджета в  2019 году бюджету Омской области иных межбюджетных трансфертов бюджетам  муниципальных образований Омской области, имеющих целевое назначение на  содействие реализации комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры  муниципальных образований Омской области на проведение капитального ремонта 169  многоквартирных домов в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске  Форума (письмо от 16.05.2019 № исх-АГ/07-2267), в том числе с приложением перечня  многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, на  которых планируется выполнить капитальный ремонт. 

Данным перечнем предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту  (ремонт фасадов, крыш) 169 многоквартирных домов с прогнозной стоимостью  работ - 1 100 000 000 руб. 

Соглашением от 21.05.2019 № 52701000-1-2019-006 между Минстроем Омской  области и Администрацией города Омска предусмотрено предоставление в 2019 году  иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию  мероприятий по содействию реализации комплекса мероприятий по развитию  инфраструктуры муниципальных образований Омской области на проведение  капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях подготовки к проведению в  2019 году в городе Омске Форума, из бюджета Омской области бюджету городского  округа города Омск в сумме не более 1 100 000 000 руб. по КБК 0140501057015434F540  (дополнительным соглашением от 22.08.2019 № 52701000-1-2019-006/1 к cоглашению 


от 21.05.2019 № 52701000-1-2019-006 Минстрой Омской области заменен на Минэнерго  Омской области). 

Между Департаментом городского хозяйства Администрации города Омска и 

ООО «УК «Вита» в соответствии с Положением о предоставлении из бюджета города  Омска субсидии на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта  многоквартирных домов, утвержденным постановлением Администрацией города Омска  от 19.01.2018 № 40-п (далее – Положение № 40-п), заключены соглашения 

о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат  по проведению капитального ремонта многоквартирных домов от 04.06.2019 

 № 907-144/2019, № 907-146/2019 - № 907-155/2019, № 907-157/2019, № 907-158/2019,

от 06.06.2019 № 907-177/2019, № 907-176/2019. Предметом соглашений явилось  предоставление из бюджета города Омска в 2019 году финансового обеспечения в связи с  проведением капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам:  город Омск, Иртышская набережная, 17, 18, 19, 29, 27, 26, 24, 22, 28, проспект Карла  Маркса, 34 и 30, бульвар Победы, 1 и 3, улица Циолковского, 2 и 6. 

Во исполнение пункта 8 соглашений департаментом на счет ООО «УК «Вита»  перечислена субсидия. 

Управлением Федерального казначейства по Омской области (далее – управление)  в отношении департамента проведена внеплановая выездная проверка соблюдения  использования иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального  бюджета на реализацию мероприятий по содействию развития инфраструктуры субъектов  Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 274-р. 

В ходе проверки установлено, что департаментом в нарушение подпункта 3 пункта 2  статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее– БК РФ), части 1 статьи 8.3  ГрК РФ, пунктов 2.1, 4.12, 4.100, 4.100, 4.100.1-4.100.4 Методики определения стоимости  строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной и  введенной в действие постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (далее –  МДС 81-35.2004), подпункта 4 пункта 5 Положения № 40-п, пункта 4.3.6 соглашения от  21.05.2019 № 52701000-1-2019-006 в 2019 году на основании актов о приемке  выполненных работ (форма КС-2) неправомерно предоставлена субсидия управляющим  организациям на оплату услуг по утилизации строительного мусора; кроме того,  фактически утилизация строительного мусора управляющими организациями не  осуществлялась. 

По результатам проверки управлением в адрес департамента вынесено  представление от 16.02.2021 № 52-22-20/1283, в пункте 4 которого указано, что в 

 № КС-2) неправомерно предоставлена субсидия управляющим организациям на  выполнение работ по капитальному ремонту, не предусмотренных сборниками  федеральных единичных расценок (услуги по утилизации строительных отходов) на  общую сумму 3 665 492,60 руб. (законность подтверждена судебными актами по делу 

 № А46-5496/2021). Сумма субсидии, предоставленной по соглашениям на услуги по 


утилизации строительного мусора ООО «УК «Вита», составила 836 590,80 руб. 

Департаментом в адрес общества направлена претензия от 29.06.2022   № исх-ДГХ/01-11/2806 с требованием вернуть субсидию в размере 836 590,80 руб. 

Неисполнение ООО «УК «Вита» данного требования в добровольном порядке  послужило основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящим  иском. 

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции счел  доказанным факт несения ООО «СК ИНЭК-Техполимер» и ООО «УК «Вита» расходов на  утилизацию строительных отходов и признал указанные затраты соответствующими  целям предоставления субсидии. 

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковое требование,  апелляционный суд пришел к выводу о несоблюдении обществом условий  предоставления субсидии и наличии правовых оснований для ее возврата. 

Оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции, суд округа  исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого  дела. 

Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств, в том  числе и коммерческим организациям, регламентирован статьей 78 БК РФ

Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением  субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным  предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг  предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения  недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с  производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме  автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из  выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ,  оказанием услуг. 

В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением  субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных  в пунктах 6-8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также  физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из  федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской  Федерации – в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о  федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними  нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами  уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных  государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов  территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке,  предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта  Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах 


территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в  соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им  органов государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) из местного бюджета  – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа  муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним  муниципальными правовыми актами местной администрации или актами  уполномоченных ею органов местного самоуправления. 

Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты,  муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим  лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям),  индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям  товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным  Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии  отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных)  учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей  товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок  предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в  случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок  возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий,  предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством  (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в  отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах  суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии,  источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий  условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в  порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми  актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2  настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской  Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ). 

В соответствии с пунктом 2 Положения № 40-п субсидии предоставляются в целях  финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных  домов, в том числе на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту  общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого  жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по  капитальному ремонту общего имущества (далее - мероприятия по капитальному ремонту 


многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации,  проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской  области), а также многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в  городе Омске, на которых планируется выполнить капитальный ремонт в целях  подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального  сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации. 

Пунктом 10 Положения № 40-п предусмотрено, что предоставление субсидий  осуществляется на основании соглашения, заключаемого между департаментом и  получателем субсидии в соответствии с типовой формой соглашения между главным  распорядителем средств бюджета города Омска и юридическим лицом (за исключением  государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателем,  физическим лицом-производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из  бюджета города Омска на финансовое обеспечение затрат в связи с производством  (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, установленной  департаментом финансов и контроля Администрации города Омска. 

Субсидии в размере 30 процентов от суммы, определенной соглашением,  перечисляются в качестве аванса на расчетные или корреспондентские счета, открытые  получателям субсидий в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или  кредитных организациях, не позднее 10 рабочего дня с момента заключения соглашения  департаментом при условии зачисления на лицевой счет департамента соответствующего  объема финансовых средств (пункт 16 Положения № 40-п). 

Согласно пункту 22 Положения № 40-п департаментом, Департаментом финансов и  контроля Администрации города Омска, Контрольно-счетной палатой города Омска в  обязательном порядке проводятся проверки соблюдения получателями субсидий условий,  целей и порядка предоставления субсидий. 

В случае установления департаментом, Контрольно-счетной палатой города Омска,  Департаментом финансов и контроля Администрации города Омска факта (фактов)  нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидий департамент в  течении 3 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет  получателю субсидии требование о возврате субсидии (пункт 23 Положения № 40-п). 

Субсидии подлежат возврату в бюджет города Омска в течение 10 рабочих дней со  дня получения получателем субсидии требования и (или) уведомления о возврате  субсидии (пункт 26 Положения № 40-п); в случае нарушения получателями субсидий  срока возврата субсидий, установленного пунктом 26 Положения № 40-п, субсидии  возвращаются в бюджет города Омска в соответствии с действующим законодательством  (пункт 27 Положения № 40-п). 

В силу части 1 статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого  с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,  определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых  включены в федеральный реестр сметных нормативов, сведения о которых включены в  федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. 


Основные положения по применению элементных сметных норм и расценок, а также  лимитированных и прочих работ и затрат, предусмотренных сметно-нормативной базой  ценообразования в строительстве 2001 года, приведены в МДС 81-35.2004. 

Согласно поручению Правительства Российской Федерации от 27.11.2003

 № ВЯ-ПЮ-14161 приведенные в МДС 81-35.2004 положения распространяются на все  предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении  стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического  перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения  ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования,  осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на  строительную продукцию и расчетах за выполненные работы. 

Исходя из пункта 2.1 МДС 81-35.2004 действующая система ценообразования и  сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные  нормативы и другие сметные нормативные документы, необходимые для определения  сметной стоимости строительства. 

Сметные нормативы - обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и  цен, объединяемых в отдельные сборники; с правилами положениями, содержащими в  себе необходимые требования, служат основой для определения сметной стоимости  строительства. 

Согласно подпункту 4 пункта 5 Положения № 40-п одним из условий  предоставления субсидии является наличие проектно-сметной (сметной) документации на  капитальный ремонт, составленной в соответствии с требованиями действующего  законодательства и нормативно-технических документов, прошедшей соответствующую  экспертизу сметной документации в лицензированной организации, в том числе с учетом  федеральных единичных расценок. 

В соответствии с пунктом 7 Положения № 40-п получатель субсидии для получения  субсидии предоставляет в департамент, кроме прочего, проектно-сметную (сметную)  документацию на капитальный ремонт, составленную в соответствии с требованиями  действующего законодательства и нормативно-технических документов. 

Пунктами 4.12, 4.100, 4.100.1-4.100.4 МДС 81-35.2004 определены средства,  предусматриваемые за итогами сводных и локальных сметных расчетов, в числе которых  отсутствуют услуги по утилизации строительных отходов. 

Согласно пункту 4.85 МДС 81-35.2004 в главу 9 (7) «Прочие работы и затраты»  сводного сметного расчета на строительство (ремонт) рекомендуется включать средства  на основные виды прочих работ и затрат в текущем уровне цен с использованием  приложения № 8. 

В приложении № 8 к МДС 81-35.2004 также отсутствуют услуги по утилизации  строительных отходов. 

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам  статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что ООО «УК «Вита» при  предоставлении локальных сметных расчетов в составе проектно-сметной документации 


на капитальный ремонт многоквартирных домов изначально неправомерно включило в  них услуги по утилизации строительных отходов, отсутствующие в сборниках  федеральных единичных расценок; доказательств осуществления в рамках договора 

от 08.12.2018 № 75/2019 ТМ именно утилизации отходов, образовавшихся при  капитальном ремонте многоквартирных домов, то есть их повторного использования  (переработки), обществом не представлены; затраты на захоронение отходов, не  относящихся к твердым коммунальным отходам, по договору № 75/2019 ТМ не  соответствуют цели предоставления субсидии. 

Принимая во внимание, что ООО «УК «Вита» допущено расходование средств  субсидии с нарушением условий ее предоставления, апелляционный суд обоснованно  отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требование департамента. 

Ссылки ООО «СК ИНЭК-Техполимер» на не привлечение к участию в деле

ЗАО «СЦЦ» и ООО «Омскагропромстрой» несостоятельны, поскольку обжалуемое  постановление не содержит выводов о правах и обязанностях указанных лиц. 

Вопреки позиции подателей жалоб принятие судом апелляционной инстанции  дополнительных доказательств не может служить безусловным основанием для отмены  вынесенного им постановления. 

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего  законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют  о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права. 

Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в  соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского  округа 

постановил:

постановление от 12.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу   № А46-17377/2022 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения,  кассационные жалобы – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в  порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Председательствующий Г.А. Шабанова

Судьи Ю.Ф. Дружинина 

 О.Ю. Черноусова