Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02 июня 2009 года
Дело №Ф04-3205/2009(7592-А81-32)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего О.И. Антипиной
судейИ.В. Макарова
Т.Я. Шабалковой
рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных в установленном законом порядке,
кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе на решение от 16.01.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Д.П. Лисянский) по делу № А81-5238/2008 по заявлению государственного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Ямало-Ненецкому автономному округу» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
государственное учреждение «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Ямало-Ненецкому автономному округу» (далее по тексту –Учреждение, Испытательная пожарная лаборатория) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту - ТУ ФБН) о признании недействительным пункта 1 предписания по устранению выявленных нарушений от 07.11.2008 № 45.
Заявленные требования мотивированы тем, что предписание в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, регламентирующего установление надбавки в форме начисления районного коэффициента к заработной плате работникам заявителя, нарушает их права.
Решением от 16.01.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа заявление удовлетворено, пункт 1 оспариваемого предписания от 07.11.2008 № 45 признан недействительным.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ТУ ФБН просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное толкование законов, отсутствие прямой причинной связи между конкретными обстоятельствами по конкретному делу и неправильное применение норм материального и процессуального права. Считает, что удовлетворение заявленных требований может привести к формированию правоприменительной практики, противоположной в системе судов общей юрисдикции.
Отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что в период с 23 по 28 октября 2008 года ТУ ФБН проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за период с 01.01.2007 по 31.12.2007, о чем составлен акт проверки от 28.10.2008.
Проверкой установлено незаконное, по мнению ТУ ФБН, использование средств федерального бюджета: начисление районного коэффициента работникам Учреждения производилось в размере 80%, то есть исходя из коэффициента - 1,8. Излишне начисленный, по мнению ТУ ФСФБН, в таком размере вместо 1,5 районный коэффициент составил сумму 390 117, 55 рублей.
По результатам проверки в отношении заявителя принято предписание от 07.11.2008 № 45, которым предложено принять меры к восстановлению неправомерно произведенных расходов средств федерального бюджета.
Не согласившись с пунктом 1 предписания, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворив требования, пришел к выводу, что заявителем требования норм законодательства соблюдались.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда, исходя из установленных обстоятельств по делу и следующих норм права.
Статьей 15 установлено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15). Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15). Общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.
Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента Российской Федерации от 21 января 1993 года № 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в редакции от 16.05.1997 № 490, от 13.08.1998 № 963).
Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, то в силу части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации суд обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.
Оценке на соответствие закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, нормативные акты руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).
Трудовое законодательство в силу части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частями 2 и 5 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй указанной статьи (часть 5). В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно части 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
О соотношении норм трудового законодательства и норм международного права имеется указание в статье 10 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (далее - Трудовой кодекс), согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации, и если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренное трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
В силу статьи 13 Трудового кодекса федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Целями трудового законодательства в силу положений статьи 1 Трудового кодекса являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений закреплено в статье 6 Трудового кодекса, согласно которой к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе: обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Статьей 148 Трудового кодекса предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу положений статьи 313 Трудового кодекса (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого Представления) государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации и работодателей.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Трудового кодекса).
Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со статьей 316 Трудового кодекса устанавливаются Правительством Российской Федерации, при этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств, соответственно, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых, соответственно, из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 4520-1 от 19 февраля 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С момента введения в действие Трудового кодекса и указанного Федерального закона и по настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе.
В соответствии со статьей 423 Трудового кодекса впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Суд кассационной инстанции считает, учитывая отсутствие правового регулирования данного вопроса, что арбитражный суд, исходя из требований статьи 423 Трудового кодекса, из вышеуказанных принципов, содержащихся в Конституции Российской Федерации и нормах международного права, правильно применил к рассматриваемым правоотношениям нормативные акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа, которыми сохранен единый районный коэффициент к заработной плате - 1,8.
Таким образом, в соответствии с частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд правомерно применил эти нормы права по аналогии закона и аналогии права.
Учитывая, что предписание в оспариваемой части не соответствует названным нормам международного права, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа, нарушает трудовые права сотрудников заявителя, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя, указал, что административным органом не доказана правомерность оспариваемого предписания.
Доводы, изложенные в жалобе, не принимаются судом кассационной инстанции в связи с тем, что направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и являлись предметом рассмотрения суда.
Судом нарушений норм материального и процессуального права по данному делу не допущено.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.01.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу № А81-5238/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.И. Антипина
СудьиИ.В. Макаров
Т.Я. Шабалкова