НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 02.04.2009 № Ф04-1877/2009

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 апреля 2009 года

Дело № Ф04-1877/2009 (3465-А81-31)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего И.В. ФИО4а

судейО.И. ФИО1

ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителей сторон:

от ООО «Газпром добыча Ямбург»: ФИО3 по доверенности от 03.12.2008 № 1/01-13/8839;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу: представители не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;

кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ямбург» на решение от 28.08.2008 (судья Д.П. Лисянский) Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 10.12.2008 (судьи: Н.Е. Иванова, Е.П. Кливер, О.Ю. Рыжиков) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-2617/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ямбург» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Ямбург» (далее –Общество, ООО «Газпром добыча Ямбург») обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее –Территориальное управление), выразившегося в уклонении от передачи фонда разведочных и поисковых скважин, пробуренных в пределах горного отвода за счет средств государственного бюджета (включая ставки ВМСБ), на баланс ООО «Газпром добыча Ямбург» в соответствии с условиями лицензии СЛХ 02083 НЭ и обязании передать на баланс ООО «Газпром добыча Ямбург» весь фонд разведочных и поисковых скважин, пробуренных в пределах горного отвода за счет средств государственного бюджета (включая ставки ВМСБ) в соответствии с условиями лицензии СЛХ 02083 НЭ.

Решением арбитражного суда от 28.08.2008, оставленным без изменения постановлением от 10.12.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления Обществу отказано.

В кассационной жалобе Общество, полагая, что при вынесении судебных актов судами были неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда полностью и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя жалобы, именно Положением о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий установлена обязанность ответчика по передаче фонда поисковых и разведочных скважин. Указанное Положение является частью законодательства о недрах и является обязательным для всех лиц, являющихся участниками регулируемых Положением отношений, в т.ч. для ответчика.

В нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу Общества от Территориального управления не поступил.

В судебном заседании представитель Общества поддержал свои доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, ООО «Газпром добыча Ямбург» осуществляет пользование недрами Заполярного нефтегазоконденсатного месторождения для целей добычи углеводородов и геологического изучения с последующей разработкой новых залежей на основании лицензии СЛХ 02083 НЭ.

Общество неоднократно обращалось к Территориальному управлению с просьбой обеспечить выполнение лицензионных соглашений и передать на баланс ООО «Газпром добыча Ямбург» весь фонд разведочных и поисковых скважин, пробуренных в пределах горного отвода за счет средств государственного бюджета.

Письмом от 06.04.2005 № 1043-КТ Территориальное управление сообщило Обществу, что работа Территориальной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа по передаче скважин глубокого бурения, пробуренных за счет государственных средств, приостановлена по причине проводимой административной реформы и реструктуризации органов исполнительной власти, в том числе организаций, принимавших участие в работе комиссии и являвшихся ее членами (л.д. 22).

В письме от 14.08.2007 № ЗИ-64/4853 Общество обратилось к Территориальному управлению с предложением вернуться к рассмотрению вопроса о передаче на свой баланс всего фонда поисково-разведочных скважин, пробуренных в пределах лицензионных участков (л.д. 25-26).

В ответном письме от 07.09.2007 № 2268-МЛ Территориальное управление вновь указало Обществу, что работа комиссии по передаче скважин глубокого бурения, пробуренных за счет государственных средств, приостановлена в связи со структурными изменениями исполнительных органов государственной власти и реорганизацией министерств и ведомств. Существующими полномочиями Территориальное управление вправе передавать имущество федеральной собственности только на правах аренды. За разъяснением пунктов лицензионного соглашения о принятии на баланс фонда скважин Обществу было предложено обратиться в орган, выдавший лицензию на недропользование (л.д. 23-24).

Общество, считая, что бездействия Территориального управления нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, отказывая в удовлетворении требований заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок реализации скважин глубокого бурения установлен Положением о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий, утвержденным Госкомимуществом Российской Федерации, Роскомнедра, Минтопэнерго Российской Федерации и Госгортехнадзором Российской Федерации (зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации от 25.09.1995 № 953).

В соответствии с данным Положением при выдаче лицензии на право пользования участком недр расположенные на нем скважины глубокого бурения подлежат передаче владельцу лицензии на условиях настоящего Положения для обеспечения наблюдения за скважинами и их сохранности.

Реализация скважин глубокого бурения на нефть и газ организациям, получившим лицензию на право пользования недрами с целью добычи полезных ископаемых, осуществляется на основании решения Государственного комитета по управлению государственным имуществом Российской Федерации или комитета по управлению имуществом, наделенного правами территориального агентства Госкомимущества России, в соответствии с законодательством Российской Федерации по восстановительной стоимости. Восстановительная стоимость скважин определяется с учетом фактически произведенных затрат на сооружение реализуемых скважин.

Вопросы, связанные с приемом - передачей скважин, решаются и согласовываются комиссией, создаваемой решением Госкомимущества России, с обязательным включением в ее состав представителей Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Федерального горного и промышленного надзора России и представителей Администрации субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены передаваемые скважины.

Указанная комиссия рассматривает фонд пробуренных скважин, определяет скважины, подлежащие реализации нефтегазодобывающим организациям, определяет восстановительную стоимость скважин.

Реализация скважин осуществляется на основании соответствующих двусторонних актов приема - передачи или договоров купли - продажи в соответствии с действующим законодательством.

Общество, как следует из материалов дела, осуществляет пользование недрами Заполярного нефтегазоконденсатного месторождения для целей добычи углеводородов и геологического изучения с последующей разработкой новых залежей на основании лицензии СЛХ 02083 НЭ.

Пунктом 11.9 лицензионного соглашения, заключенного между ООО «Газпром добыча Ямбург» (владелец лицензии) и Управлением по недропользованию по Ямало-Ненецкому автономному округу (распорядитель недр), установлена обязанность владельца лицензии принять на свой баланс весь фонд разведочных и поисковых скважин, пробуренных в пределах горного отвода за счет средств государственного бюджета (включая ставки ВМСБ) на основании Положения о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий, утвержденного Госкомимуществом Российской Федерации, Роскомнедра, Минтопэнерго Российской Федерации и Госгортехнадзором Российской Федерации (зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации от 25.09.1995 № 953) (далее - Положение о порядке реализации и использования скважин).

Таким образом, ООО «Газпром добыча Ямбург» (владелец лицензии) обязано принять на свой баланс весь фонд разведочных и поисковых скважин, пробуренных в пределах горного отвода за счет средств государственного бюджета (включая ставки ВМСБ).

При этом лицензией, как обоснованно указал арбитражный апелляционный суд, не предусмотрено прав ООО «Газпром добыча Ямбург» на получение на баланс указанных скважин, как и Положением о порядке реализации и использования скважин не предусмотрена обязанность Территориального управления по передаче на баланс владельца лицензии всего фонда разведочных и поисковых скважин, пробуренных в пределах горного отвода за счет средств государственного бюджета (включая ставки ВМСБ), соответственно не предусмотрен и срок такой передачи.

Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в материалах дела доказательствами, обе судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что невозможность исполнения Обществом в результате оспариваемого бездействия Территориального управления пункта 11.9 лицензионного соглашения, заключенного между ООО «Газпром добыча Ямбург» (владелец лицензии) и Управлением по недропользованию по Ямало-Ненецкому автономному округу (распорядитель недр), не может служить основанием для признания незаконным оспариваемого бездействия, поскольку отсутствуют нормы, обязывающие Территориальное управление осуществить указанное действие.

Таким образом, арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.

При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, влекущих отмену или изменение принятых по делу судебных актов, судами не допущено, и у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Государственная пошлина, уплаченная при подаче кассационной жалобы, относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.08.2008 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 10.12.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-2617/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу –без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ПредседательствующийИ.В. ФИО4

С. ФИО1

ФИО2