НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Ярославской области от 31.03.2021 № А82-23428/19

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru

Постановление

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров                                                                                              Дело № А82-23428/2019

05 апреля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена                                31 марта 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен                                          05 апреля 2021 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Великоредчанина О.Б.,

судей Хоровой Т.В. и Черных Л.И. 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кислицыной Н.Н.,

при участии в судебном заседании представителей:

акционерного общества «Ярославльводоканал» – ФИО1, действующего на основании доверенности от 28.12.2020 № Д-01/97,

Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля – ФИО2, действующей на основании доверенности от 13.01.2021 № 03-12/00163, и ФИО3, действующей на основании доверенности от 11.01.2021 № 03-12/00002,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.08.2020 по делу № А82-23428/2019

по заявлению акционерного общества «Ярославльводоканал» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о признании недействительным решения,

у с т а н о в и л :

акционерное общество «Ярославльводоканал» (далее – Общество, Налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области (далее – Суд) с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля (далее – Инспекция, Налоговый орган, Заявитель) от 12.09.2019 № 08-14/2/1306 (далее – Решение Инспекции), согласно которому Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2019 года (далее – Налог на прибыль), а также начислены соответствующие суммы пени за несвоевременную уплату названного налога вследствие того, что перечисленные Обществом некоммерческому партнерству «Футбольный клуб «Шинник» (далее – Клуб) в рамках целевой программы «Физическая культура и спорт в Ярославской области» (далее – Программа) денежные средства в сумме 19 000 000 руб. (далее – Денежные средства, Финансовая поддержка) не могут быть признаны уплатой в бюджет налога на имущество организаций (далее – Налог на имущество) и в связи с этим не подлежат учету в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по Налогу на прибыль.

Решением Суда от 14.08.2019 (далее – Решение Суда) указанное заявление Общества (далее – Заявление) удовлетворено.

Не согласившись с Решением Суда, Инспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (далее – Жалобы), в которой просит отменить Решение Суда и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении Заявления Общества.

Доводы, приведенные Заявителем в обоснование Жалобы (с учетом пояснений Налогового органа), сводятся к тому, что Финансовая поддержка не может учитываться в качестве расходов Налогоплательщика, уменьшающих налоговую базу по Налогу на прибыль, поскольку перечисленные Обществом Клубу в рамках Программы Денежные средства по своей природе не являются Налогом на имущество и такое перечисление Денежных средств не может рассматриваться в качестве способа уплаты Налога на имущество в связи с тем, что Финансовая поддержка не является обязательным платежом и носит благотворительный характер (характер добровольных пожертвований), Денежные средства не поступают в бюджетную систему Российской Федерации и не администрируются налоговыми органами, а в силу Закона Ярославской области от 15.10.2003 № 46-З «О налоге на имущество организаций в Ярославской области» (далее – Закон) уплата Денежных средств влечет лишь предоставление Налогоплательщику соответствующей льготы по уплате Налога на имущество (уменьшение подлежащей уплате суммы Налога на имущество в зависимости от суммы Финансовой поддержки).

При этом Инспекция представила и просила приобщить к материалам данного дела отсутствующие в нем копии письма Ярославской областной думы от 11.09.2020 № 01-07/995, а также заключения Комиссии по предоставлению налоговых льгот при Правительстве Ярославской области от 11.08.2020.

Согласно абзацу 1 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

Между тем, названные документы изготовлены уже после вынесения резолютивной части Решения Суда, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для принятия данных документов к рассмотрению в качестве дополнительных доказательств. 

Общество в отзывах на Жалобу (с учетом пояснений Налогоплательщика) просит оставить Решение Суда без изменения, а Жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Налогового органа просили удовлетворить Жалобу по изложенным в ней основаниям (с учетом пояснений Инспекции), а представитель Общества просил оставить Жалобу без удовлетворения по основаниям, которые указаны Налогоплательщиком в отзывах на Жалобу (с учетом пояснений Общества).

Законность и обоснованность Решения Суда проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 АПК РФ.

При этом суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность Решения Суда только в обжалуемой части.

В силу части 2 статьи 3<1> («Налоговые льготы») Закона сумма налога на имущество организаций (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащего уплате в областной бюджет за 2016 - 2019 годы, уменьшается организациям, осуществляющим финансовую поддержку профессиональных футбольных клубов, учредителями (участниками) которых является Ярославская область, участвующих в розыгрыше Чемпионата России по футболу среди команд клубов Премьер-Лиги, Первенстве России по футболу среди команд клубов Футбольной национальной лиги или в Первенстве России по футболу среди команд футбольных клубов Профессиональной футбольной лиги. При этом уменьшение суммы налога на имущество организаций (суммы авансовых платежей по налогу) осуществляется организациям на сумму фактически перечисленных в указанном налоговом (отчетном) периоде средств на финансовую поддержку в пределах объема средств на такую поддержку, предусмотренного государственной программой Ярославской области, умноженную на соответствующий коэффициент.

Из материалов дела следует, что в соответствии с заключенным Департаментом по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области, Обществом и Клубом в целях реализации Программы соглашением от 15.01.2019 № 15-05/45 о взаимодействии в сфере развития спорта в Ярославской области Общество оказало Клубу Финансовую поддержку, сумма которой, как часть Налога на имущество, учтена Налогоплательщиком в составе прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по Налогу на прибыль.

На основании акта от 26.07.2019 № 08-14/2/1306, составленного по результатам проведенной Инспекцией камеральной налоговой проверки налоговой декларации Общества по Налогу на прибыль за 1 квартал 2019 года, в связи с занижением Налогоплательщиком налоговой базы по данному налогу на сумму Финансовой поддержки вынесено Решение Инспекции, а апелляционная жалоба Налогоплательщика на Решение Инспекции оставлена без удовлетворения решением Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 05.11.2019 № 205.

Названные обстоятельства послужили основанием для обращения Налогоплательщика в Суд с Заявлением.

В соответствии со статьёй 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль, под которой для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных  статьей 265  НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, суммы налогов, начисленные в установленном НК РФ порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ.

При этом согласно пункту 1 статьи 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Таким образом, по смыслу названных положений НК РФ к расходам, уменьшающим в целях главы 25 НК РФ полученные налогоплательщиком доходы, относятся суммы налогов, которые начислены к уплате в соответствующий бюджет, что следует и из правовой позиции, изложенной, в частности, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2007 № 7379/07 и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 305-КГ16-10138.

В данном случае сумма Налога на имущество, указанная Налогоплательщиком в налоговом расчете по авансовому платежу по Налогу на имущество за 1 квартал 2019 года (далее – Расчет) в качестве подлежащей уплате в бюджет, составила 3 897 447 руб.

Оказанная же Обществом Клубу Финансовая поддержка не может быть квалифицирована в качестве Налога на имущество, так как не носит обязательного характера, перечислена не в бюджет, а Клубу и при этом такой способ уплаты Налога на имущество не предусмотрен ни НК РФ, ни Законом.

Напротив, уплата Денежных средств является основанием для предоставления льготы по Налогу на имущество, поскольку согласно указанных выше положений Закона влечет уменьшение суммы подлежащего уплате Налогоплательщиком в бюджет Налога на имущество (при этом из Расчета следует, что и сам Налогоплательщик квалифицировал сумму Финансовой поддержки в качестве льготы по уплате Налога на имущество).

Оснований считать, что расходы Общества по перечислению последним Клубу Денежных средств связаны с направленной на получение дохода экономической деятельностью Налогоплательщика, также не имеется.

Следовательно, уменьшение налоговой базы по Налогу на прибыль на сумму Финансовой поддержки не соответствует положениям статьи 252 и подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, в связи с чем сумма Денежных средств не подлежит учету в составе прочих расходов Налогоплательщика, уменьшающих базу по Налогу на прибыль, а доводы Общества об обратном не могут быть приняты во внимание.

Поэтому, заслушав представителей сторон, изучив доводы Жалобы (с учетом  пояснений Инспекции) и отзывов на неё (с учетом пояснений Общества), исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что Жалоба подлежит удовлетворению, Решение Суда подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 270 АПК РФ вследствие неправильного применения Судом норм материального права (неприменения подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ), а в удовлетворении Заявления Общества должно быть отказано.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьёй 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.08.2020 по делу № А82-23428/2019 отменить и принять по данному делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявления акционерного общества «Ярославльводоканал» о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля от 12.09.2019 № 08-14/2/1306 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий                                                                       О.Б. Великоредчанин

Судьи                                                                                                        Т.В. Хорова

         Л.И. Черных