610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А82-2062/2017 |
30 августа 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2017 года .
Полный текст постановления изготовлен августа 2017 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Кононова П.И., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя – Елистратовой Т.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2017,
представителей ответчика – Волковой Н.В., действующей на основании доверенности от 27.04.2017, Галыбиной Р.Р., действующей на основании доверенности от 23.03.2017.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ярославской таможни
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.06.2017 по делу №А82-2062/2017, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,
по заявлению акционерного общества «РН Холдинг» (ОГРН1047200153770; ИНН7225004092) к Ярославской таможне (ОГРН1027600677664; ИНН7604031332)
о взыскании процентов в размере 20 784 910 рублей 90 копеек,
установил:
акционерное общество «РН Холдинг» (далее – истец, Общество, АО «РН Холдинг») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к Ярославской таможне (далее – ответчик, Таможня) о взыскании процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.06.2017 заявленные требования удовлетворены, с Таможни в пользу Общества взыскано 20 784 910,90 рублей процентов.
Не согласившись с принятым судебным актом, Таможня обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы апеллянта сводятся к тому, что проценты на основании части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании) взыскиваются только в случае нарушения таможенным органом месячного срока, установленного для возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей; ответчик также считает, что в порядке искового производства требования о взыскании процентов в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, предъявляться не могут. Кроме того, по мнению Таможни, при расчете суммы процентов судом первой инстанции включены в базу для расчета суммы пеней, на которые в соответствии с частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании проценты не начисляются.
Подробно доводы таможенного органа изложены в апелляционной жалобе.
Общество представило письменный отзыв на жалобу, в котором опровергает заявленные в ней доводы, просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в мае 2010 года истец производил декларирование экспортных поставок нефтепродуктов в рамках процедуры временного периодического декларирования с уплатой соответствующих таможенных платежей.
19.04.2013 Общество обратилось к Таможне с заявлением № 360/1467и-ТХ о возврате излишне уплаченной суммы таможенной пошлины в сумме 20 352 167,30 рублей; заявление получено Таможней 30.04.2013.
Письмом от 13.05.2013 № 12-07/4903 Таможня возвратила заявление Общества без рассмотрения со ссылкой на статью 147 Закона о таможенном регулировании.
В июле 2013 года ответчиком осуществлена проверка правильности исчисления и уплаты Обществом таможенных пошлин, при подаче полных таможенных деклараций в период с 14.05.2010 по 26.12.2010.
По результатам проверки 18.07.2013 Таможня направила Обществу требования об уплате таможенных платежей №№ 173, 175, 177, 179, 181, 183, 185, 187, 189, 191, 193, 195, 197, 199, 201, 203, 205, 207, 209, 211, 213, 215, 217, 219, 221, 223, 225, 229, 243, 231, 233, 235, 237, 239, 241 на общую сумму 14 620 008,64 рублей и пени в размере 3 989 794,36 рублей. Платежными поручениями от 19.08.2013 №№ 52146, 52188, 52148, 52186, 52156, 52194, 52160, 52184, 52196, 52172, 52150, 52180, 52170, 52154, 52192, 52164, 52158, 52152, 52319, 52162, 52329, 52327, 52323, 52168, 52176, 52178, 52166, 52325, 52174, 52198 ,52321 Общество перечислило указанные суммы.
В октябре 2013 года Таможней осуществлена проверка правильности исчисления и уплаты Обществом таможенных платежей при подаче полных таможенных деклараций за период с 22.10.2010 по 10.03.2011, по результатам проверки ему доначислены таможенные платежи в сумме 115 313 089,15 рублей; выставлены требования об уплате таможенных платежей от 16.10.2013 №№ 457, 459, 461, 463, 465, 467, 469, 471, 473, 475, 477, 479, 481, 483, 485, 487, 489, 491, 493, 497, 499, 501, 503, 505, 507, 509, 511 и от 22.10.2013г.№№ 513, 515, 519, 521, 523, 525, 527, 529, 531, 533, 535, 537, 539 на общую сумму 115 313 089,15 рублей.Общество уплатило взыскиваемые суммы в полном объеме 08.11.2013 платежными поручениями №№ 68825, 68826, 68827, 68828, 68829, 68830, 68831, 68832, 68833, 68834, 68835, 68836, 68837, 68838, 68839, 68840, 68841, 68842, 68843, 68844, 68845, 68846, 68847, 68848.
06.02.2014 решением Арбитражного суда Ярославской области по делу №А82-10955/2013 действия Таможни по оставлению без рассмотрения заявления Общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей признаны незаконными.Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 подтверждена незаконность действий Ярославской таможни в части возврата заявления, апелляционный суд обязал Таможню рассмотреть заявление и принять по нему решение. Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа отменено постановление Второго арбитражного апелляционного суда в части возложения на Таможню обязанности рассмотреть заявление, суд обязал Ярославскую таможню возвратить Обществу 20 352 167,30 рублей излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 03.04.2014 по делу А82-14125/2013, оставленным без изменения Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда и Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа признаны недействительными требования Ярославской таможни от 18.07.2013 в части начисления пени в размере 3 989794,36 рублей.
19.09.2014 Таможней возвращены излишне начисленные пени в сумме 3 989 794,36 рублей платежным поручением №842.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.09.2014 по делу № А82-194/2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 и Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.03.2015, признаны недействительными требования Ярославской таможни от 16.10.2013 на общую сумму 115 313 089,15 рублей.
03.03.2014 ответчиком осуществлен возврат таможенных платежей в сумме 3 515,93 рублей. 22.09.2015г. платежными поручениями №№ 587, 827 осуществлен возврат 115 309 573,21 рублей.
Названные обстоятельства послужили основанием для начисления истцом на основании части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов, так за просрочку возврата излишне уплаченных таможенных пошлин в сумме 20 352 167,30 рублей начислены проценты в размере 2 626 684,17 рублей; за просрочку возврата излишне взысканных таможенных платежей в сумме 3 989 794,36 рублей начислены проценты в сумме 357 113,92 рублей; за просрочку возврата излишне взысканных таможенных платежей в сумме 115 309 573,21 рублей начислены проценты в сумме 17 801 112,81 рублей; всего начислено процентов – 20 784 910,90 рублей.
Общество обращалось к ответчику с соответствующими претензиями об уплате процентов от 22.09.2016 №№ 3-87, 3-88, 3-89; Таможня отказала истцу в перечислении процентов.
В феврале 2017Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением о взыскании процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей.
Суд первой инстанции при рассмотрении заявления Общества пришел к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Возврат таможенных платежей производится в силу статей 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза, части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании в заявительном порядке - то есть, по заявлению плательщика.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 названного Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 33постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» (далее - Постановление № 18), выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Если квалификация таможенных платежей как поступивших в бюджет излишне обусловлена внесением по инициативе плательщика соответствующих изменений в указанные в декларации сведения о товарах после их выпуска, предусмотренные частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании проценты начисляются не ранее дня, следующего за днем истечения срока рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей.
При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
Из анализа положений части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании с учетом правовой позиции, Верховного Суда Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3 (2015)) следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 № 503-О).
Таким образом, аргументы ответчика о том, что проценты на основании части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании взыскиваются только в случае нарушения таможенным органом месячного срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, являются несостоятельными. При этом таможенный орган не оспаривает арифметический расчет суммы процентов, что верно отметил суд первой инстанции в оспариваемом решении.
Ссылка таможенного органа на неправомерность начисления суммы процентов на сумму пеней, также является необоснованной, поскольку правило, установленное статьей 147 Закона о таможенном регулировании о начислении процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин и налогов, в силу пункта 12 статьи 151 названного закона, применяется при наличии у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) пеней и несвоевременном возврате суммы излишне взысканных пеней.
Кроме того, пунктом 31 Постановления № 18 установлено, что при несоблюдении установленного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока возврата таможенных платежей в том числе по причине отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривался ли в отдельном судебном порядке отказ (бездействие) таможенного органа в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не установлены особенности рассмотрения требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, указанное требование подлежит рассмотрению по правилам искового производства в силу части 1 статьи 189 и части 1 статьи 197 АПК РФ. Следовательно, соответствующие доводы апелляционной жалобы таможенного органа, в том числе связанные с тем, что в порядке искового производства требования о взыскании процентов, установленных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, предъявляться не могут, отклоняются апелляционным судом на основании вышеизложенного.
При таких обстоятельствах, требование о взыскании процентов, нормативно обоснованное положениями части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании удовлетворено арбитражным судом правомерно.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ярославской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации таможенный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.06.2017 по делу № А82-2062/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ярославской таможни – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий Судьи | Е.В. Минаева П.И. Кононов Т.В. Хорова |