610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А82-15932/2021 |
28 марта 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен марта 2022 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.12.2021 по делу №А82-15932/2021
по заявлению Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области
(ОГРН: 1197627022416; ИНН: 7604360150)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля
(ОГРН: 1047600016056; ИНН: 7602017692)
о взыскании денежной суммы,
установил:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области (далее – Учреждение) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля о взыскании 3 961,46 руб. ущерба, возникшего в связи с излишней выплатой страховой пенсии Гуриной Любови Геннадьевне.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена Учреждения на его правопреемника: Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области (далее – Фонд, Отделение), а также Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля на ее правопреемника: Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Фонд указывает, что спорные денежные средства являются излишне выплаченными и получены выгодоприобретателем без предусмотренных законом оснований. По лицевому счету Гуриной Л.Г. сформировалась переплата, которая приводит к нарушению отчетности Пенсионного фонда при распределении федерального бюджета.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласна с доводами Фонда.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь статьями 30, 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), заявленные требования признал неправомерными.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В подпункте 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В связи со вступлением в силу положений Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 1 января 2017 года на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
Как следует из материалов дела, пенсионер Гурина Л.Г. являлась индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов.
Гурина Л.Г. умерла 30.12.2019.
Денежные средства, удержанные Фондом из пенсии Гуриной Л.Г. за январь 2020 года в сумме 3 961 рубль 46 копеек, в ходе исполнительного производства о взыскании налоговым органом с Гуриной Л.Г. недоимки по страховым взносам и пеней, были перечислены в погашение задолженности Гуриной Л.Г. по страховым взносам.
Фонд указывает, что данные денежные средства на «переплате Гуриной Л.Г.», данная ситуация приводит к нарушению отчетности Пенсионного фонда при распределении федерального бюджета.
Таким образом, денежные средства, перечисленные на соответствующие КБК, не получены и не сбережены непосредственно Инспекцией, а перечислены фактически в бюджет Пенсионного фонда в виде погашения задолженности по страховым взносам.
При таких обстоятельствах, отсутствует незаконность действий Инспекции и неосновательное обогащение Инспекции, не имеется правовых оснований для взыскания с Инспекции спорных денежных средств.
С учетом изложенного доводы Фонда о наличии у него затруднений в отчетности не могут быть приняты во внимание.
Решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.12.2021 по делу №А82-15932/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий Судьи | Л.И. Черных О.Б. Великоредчанин Е.В. Минаева |