610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А82-10098/2021 |
28 марта 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен марта 2022 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.12.2021 по делу №А82-10098/2021
по иску Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области
(ОГРН: 1197627022416; ИНН: 7604360150)
к обществу с ограниченной ответственностью «Продвижение»
(ОГРН: 1157627034839; ИНН: 7604291651)
о взыскании денежной суммы,
установил:
Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к обществу с ограниченной ответственностью «Продвижение» (далее – ООО «Продвижение», Общество, страхователь)о взыскании ущерба в размере 16 714,30 руб. в связи с излишней выплатой пенсии Комаровой Л.Н. за период с 01.02.2020 по 30.09.2020.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области на правопреемника: Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области (далее – Фонд, Отделение).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.12.2021 в иске отказано.
Отделение с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, указывая, что ненадлежащее выполнение Обществом обязанностей по предоставлению сведений по форме СЗВ-М за февраль и июнь 2020 года привело к излишней выплате пенсии. Истец также обращает внимание апелляционного суда, что в соответствии с действующим законодательством у территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации имеется месяц для того, чтобы проверить и внести на лицевые счета сведения о работе.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сведения по форме СЗВ-М за февраль 2020 года в отношении Комаровой Л.Н. Общество представило только 14.04.2020, то есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
В связи с отсутствием сведений о Комаровой Л.Н., как о лице, продолжающем трудовую деятельность за период с февраля 2020 года, 15.04.2020 Фонд принял решение о выплате Комаровой Л.Н. с 01.02.2020 страховой пенсии по старости с учетом индексации.
03.06.2020 Фонд принял решение об обнаружении ошибки в установленной пенсии по причине несвоевременного представления сведений за февраль 2020.
Сведения по форме СЗВ-М за июнь 2020 года в отношении Комаровой Л.Н. Общество представило только 17.08.2020, то есть также с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
При этом 17.08.2020 Фонд вынес решение о назначении пенсионеру к выплате пенсии с учетом индексации с 01.06.2020.
02.10.2020 Фонд принял решение об обнаружении ошибки в установленной пенсии по причине несвоевременного представления сведений за июнь 2020 года.
08.06.2020 и 23.10.2020 Фонд составил протоколы о выявлении излишне уплаченных пенсионеру сумм пенсии (8 348,88 руб. за период с 01.02.2020 по 31.05.2020 и 8 365,42 руб. за период с 01.06.2020 по 30.09.2020).
В добровольном порядке Общество излишне выплаченные суммы пенсии не возместило, поэтому Фонд обратился с иском в суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь Федеральными законами от 28.12.2019 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ), от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), требования Фонда признал необоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В части 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ работодатель ежемесячно представляет названные в этой норме права сведения и только на работающих у него граждан. Сведения об уволившихся лицах им не представляются.
В силу части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона № 400-ФЗ повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ). Согласно части 3 этой статьи в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что сведения по форме СЗВ-М в отношении Комаровой Л.Н. за февраль 2020 года Общество представило 14.04.2020, за июнь 2020 года – 17.08.2020.
Следовательно, у Фонда имелись сведения об осуществлении пенсионером работы в феврале 2020 года и в июне 2020 года, а Фонд после получения этих сведений увеличил пенсию Комаровой Л.Н. с 01.02.2020 и с 01.06.2020 как неработающему пенсионеру, тогда как пенсионер работал и сведения об этом были у Фонда.
Фонд объективно имел возможность не принимать таких решений и не производить выплату спорных сумм пенсии.
Таким образом, причинно-следственная связь между нарушением страхователем срока представления сведений и возникновением ущерба отсутствует, что исключает возможность признания требований Фонда обоснованными.
Довод Фонда о том, что сведения на лицевые счета застрахованных лиц разносятся в течение месяца со дня получения территориальным органом сведений, представленных страхователем, апелляционный суд не принимает, так как решение о повышении физическому лицу размера пенсии как неработающему пенсионеру Фонд принимал при наличии у него информации о трудовой деятельности Комаровой Л.Н.
При этом порядок проверки индивидуальных сведений и сроки внесения их на лицевые счета застрахованных лиц сами по себе не являются основанием для взыскания с Общества ущерба в виде излишне выплаченных сумм пенсии.
Иные доводы Фонда и ссылки на нормы материального права, приведенные им в жалобе, о незаконности обжалуемого судебного акта не свидетельствуют и выводы, сделанные судом первой инстанции, не опровергают.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.12.2021 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.12.2021 по делу №А82-10098/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий Судьи | Л.И. Черных О.Б. Великоредчанин Е.В. Минаева |