610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А82-10374/2021 |
15 сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен сентября 2022 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции:
-представителя заявителя – Мельникова Р.О., действующего на основании доверенности от 10.01.2022;
-представителей ответчика – Карагиной Д.О., действующей на основании доверенности от 24.09.2021, Успенской Г.В., действующей на основании доверенности от 02.03.2022.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения Углич Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.04.2022 по делу № А82-10374/2021,
по заявлению Администрации городского поселения Углич Ярославской области (ИНН 7612035130, ОГРН 1057602374543)
к Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области (ИНН 7604318215, ОГРН 1167627104050)
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, Чесноковой Светланы Владимировны, Беловой Анны Александровны, Парыгиной Ольги Ивановны, Абрамовой Галины Николаевны, Кузнецова Дмитрия Михайловича, Матусевич Татьяны Вячеславовны
о признании недействительным предписания,
установил:
Администрация городского поселения Углич Ярославской области (далее – заявитель, Администрация г. Углича, Администрация) обратилась в Угличский районный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области (далее – ответчик, КРИ Ярославской области, Инспекция, надзорный орган) № ИХ.44-0212/21 от 04.03.2021 недействительным.
Определением Угличского районного суда Ярославской области от 03.06.2021 административное дело по административному исковому заявлению Администрации передано на рассмотрение в Арбитражный суд Ярославской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Чеснокова Светлана Владимировна, Белова Анна Александровна, Парыгина Ольга Ивановна, Абрамова Галина Николаевна, Кузнецов Дмитрий Михайлович, Матусевич Татьяна Вячеславовна.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.04.2022 в удовлетворении заявленных Администрацией г. Углича требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель в апелляционной жалобе отмечает, что суд первой инстанции правильно установил, что ограничения, установленные частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) до вступления ее в силу, к возникшим в рамках настоящего спора правоотношениям не применяются. Вместе с тем Администрация не согласна с выводом суда о том, что при отсутствии с ее стороны доказательств проведения соответствующего зачета, а также доказательств определения рыночной стоимости изымаемых у граждан жилых помещений, КРИ Ярославской области на законных основаниях предъявлена к возмещению разница между стоимостью предоставляемых жилых помещений и покупной ценой изымаемых жилых помещений применительно к объектам, расположенным по адресу г. Углич, ул. 9 Января, д. 19, 2 комнаты в квартире № 2, квартиры № 3 и № 4. Администрация полагает, что включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 ЖК РФ (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019), Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019). В этой связи, по мнению заявителя, непроведение органом местного самоуправления оценки спорных квартир не имеет, в данном случае, правового значения, поскольку кроме зачета стоимости жилого помещения указанной выше нормой предусмотрена мена жилого помещения без каких-либо зачетов стоимости. Кроме того, заявитель жалобы полагает, что изложение в новой редакции статьи 32 ЖК РФ (редакция Федерального закона от 27.12.2019), не повлияло на права собственников на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения, поскольку данные изменения относились к иным способам расселения, предусматривающим денежное возмещение за изымаемое помещение.
Более подробно аргументы Администрации со ссылками на положения действующего законодательства, конкретные обстоятельства дела приведены в апелляционной жалобе.
КРИ Ярославской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу опровергает приведенные в ней доводы, просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 16.06.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 17.06.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Протокольным определением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 судебное разбирательство в порядке статьи 158 АПК РФ откладывалось до 07.09.2022 13 часов 00 минут.
07.09.2022 в судебном заседании объявлен перерыв до 14.09.2022 12 часов 45 минут.
Третьи лица явку в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие третьих лиц.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Ярославской области от 08.04.2022 по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела, 31.05.2019 между Департаментом строительства Ярославской области и Администрацией г. Углича заключено Соглашение № ПС-05-19 о предоставлении субсидии (далее-Соглашение от 31.05.2019), предметом которого является осуществление совместных действий по реализации мероприятий региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2019 № 224-п, муниципальной адресной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда города Углича на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Администрации городского поселения Углич от 29.03.2019 № 114 в целях реализации на территории Ярославской области Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее-Закон № 185-ФЗ) по заявке 2019 года. Пунктом 2.1 названного соглашения предусмотрено финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в городе Угличе, в том числе за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее-Фонд ЖКХ) в размере 38 294 835 рублей. Расходование средств Фонда ЖКХ предусмотрено, в том числе, на приобретение жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда. При этом пунктом 2.1 Соглашения от 31.05.2019 предусмотрено, что дополнительно за счет средств бюджета Администрации финансируется превышение общей площади приобретаемых жилых помещений над площадью расселяемых жилых помещений. В соответствии с пунктами 3.2.9, 3.2.12 Соглашения Администрация заключает муниципальные контракты на приобретение жилых помещений, в том числе на вторичном рынке, и обеспечивает их финансирование. В дальнейшем сторонами заключались дополнительные соглашения к Соглашению от 31.05.2019, в том числе, дополнительное соглашение от 11.12.2019, в соответствии с приложением к которому в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан, был включен дом № 12 по Ленинскому шоссе в городе Угличе. Приложением к дополнительному соглашению от 15.06.2020 к Соглашению от 31.05.2019 в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан, был включен дом № 19 по улице 9 января в городе Угличе.
19.06.2020 между Департаментом строительства Ярославской области и Администрацией г. Углича заключено новое Соглашение № ПС-07-20 о предоставлении субсидии на указанные выше цели по заявке 2020 года.
На основании приказов от 02.12.2020 № 149-км, от 18.01.2021 № 3-к КРИ Ярославской области в отношении Администрации г. Углича проведена плановая выездная проверка по вопросам целевого и эффективного использования средств бюджета Ярославской области, направленных на реализацию региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
В ходе проверки Инспекций установлено нарушение требований пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее-Закон № 185-ФЗ), части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, подпункта 3.1 подраздела 3 раздела V Региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2019 № 2245-п (далее - Региональная программа), Соглашений о предоставлении субсидии от 31.05.2019 № ПС-05-19 и от 19.06.2020 № ПС-07-20, заключенных между Администрацией и Департаментом строительства Ярославской области. Инспекция пришла к выводу о том, что Администрацией г. Углича в 2020 году неправомерно произведены расходы за счет средств субсидии предоставленной из бюджета Ярославской области на приобретение жилых помещений для расселения четырех жилых помещений, право собственности на которые зарегистрировано гражданами после признания соответствующих жилых домов аварийными, сверх размера стоимости приобретения гражданами жилых помещений в таких домах после признания их аварийными, в общей сумме 4 388 189,85 рублей, в том числе:1 151 372,41 руб. на расселение жилого помещения по адресу г. Углич, ул. 9 Января, д.19, 2 комнаты в квартире № 2; 1 248 516,98 руб. на расселение жилого помещения по адресу г. Углич, ул. 9 Января, д.19, квартира № 3; 942 058,53 руб. на расселение жилого помещения по адресу г. Углич, ул. 9 Января, д.19, квартира № 4; 1 046 241,93 руб. на расселение жилого помещения по адресу г. Углич, Ленинское шоссе, д.12, квартира № 1. Указанные приобретенные Администрацией помещения были предоставлены гражданам, подлежащим расселению из перечисленных признанных аварийными жилых домов, на основании заключенных с ними договоров мены от 28.08.2020, 31.08.2020, 17.09.2020 и 25.11.2020.
По результатам проведенной проверки КРИ Ярославской области составлен акт выездной проверки от 01.02.2021, на основании которого Администрации г. Углича выдано предписание от 04.03.2021 №ИХ.44-0212/21 об устранении выявленного нарушения путем возмещения причиненного бюджету Ярославской области ущерба в сумме 4 388 189,85 в срок до 04.06.2021.
Не согласившись с указанным предписанием, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого предписания КРИ Ярославской области недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, поддержавших занятые по делу позиции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано статьей 32 ЖК РФ.
Особенности правового регулирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрены Законом № 185-ФЗ.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 2 Закона № 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда-это принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32,86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ. Под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда понимается предоставление Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства целевых бюджетных средств на безвозвратной и безвозмездной основе, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона № 185-ФЗпереселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 16 Закона № 185-ФЗполученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться, в числе прочего, на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
Относительно применения при расселении граждан из домов, признанных аварийными, положений статьи 32 ЖК РФ в их соотношении с нормами Закона № 185-ФЗ, Верховный Суд Российской Федерации в пункте 41 Обзора судебной практики за 2019 год № 1 разъяснил следующее.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Системное толкование приведенных выше положений статьи 32 ЖК РФ и Закона № 185-ФЗ позволяет сформулировать следующие выводы.
1. Граждане, являющиеся собственниками жилых помещений в жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и включенных в соответствующую региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, имеют по своему выбору право на получение взамен таких помещений других равнозначных жилых помещений.
2. Предоставляемые указанным гражданам жилые помещения могут приобретаться соответствующими органами местного самоуправления за счет бюджетных средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
3. Приобретенные для указанных граждан за счет бюджетных средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства жилые помещения могут предоставляться на основании заключаемых с ними договоров мены.
Постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2019 № 224-п утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025 годы (далее Региональная программа). В соответствии с пунктом 1.1 пункта 1 раздела V Региональной программы мероприятия Программы реализуются в муниципальных образованиях области, участвующих в Программе, в том числе путем приобретения жилых помещений в многоквартирных домах для целей их последующего предоставления гражданам в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, в том числе по договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
Подпунктом 3.1 пункта 3 раздела V Региональной программы предусмотрено, что субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших из Фонда, и средств областного бюджета (далее - субсидии) предоставляются на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений в многоквартирных домах, строительства многоквартирных жилых домов, на выплату возмещения за жилое помещение в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд в соответствии со статьей 32 ЖК РФ.
Как было указано выше, 31.05.2019 между Департаментом строительства Ярославской области и Администрацией г. Углича было заключено Соглашение о предоставлении субсидии на цели, обозначенные в Региональной программе по заявке 2019 года.
Администрация г. Углича во исполнение условий Соглашения от 31.05.2019 на основании заключенных муниципальных контрактов от 22.06.2020 и от 26.10.2020 приобрела за счет предоставленной субсидии, в том числе, средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, жилые помещения, которые в дальнейшем были переданы гражданам на основании заключенных с ними договоров мены от28.08.2020, 31.08.2020, 17.09.2020 и 25.11.2020 в обмен на принадлежащие им жилые помещения, находящиеся в жилых домах, признанных аварийными и подлежащих сносу, расположенных по адресам: город Углич, ул. 9 Января, д.19, квартиры № 2-4, город Углич, Ленинское шоссе, д.12, квартира № 1.
КРИ Ярославской области по результатам проведенной в отношении Администрации проверки, усмотрела в указанных выше действиях заявителя нарушения положений частей 7, 8.2 статьи 32 ЖК РФ, пункта 3 статьи 2 Закона № 185-ФЗ, подпункта 3.1 подраздела 3 Раздела VРегиональной программы, пункта 1 Соглашений о предоставлении субсидии от 31.05.2019 и от 19.06.2020, которые, по мнению Инспекции, выразились в незаконном расходовании средств предоставленной субсидии на сумму превышения стоимости приобретенных для передачи гражданам по договорам мены жилых помещений над стоимостью передаваемых этими гражданами в обмен жилых помещений в аварийном жилищном фонде (раздел 3 акта выездной проверки от 01.02.2021). Разница в стоимости всех указанных выше обмениваемых жилых помещений составила 4 388 189, 85 рублей. В этой связи Инспекцией в адрес Администрации г. Углича выдано оспариваемое предписание от 04.03.2021, которым на Администрацию была возложена обязанность принять меры по возмещению бюджету Ярославской области ущерба в размере 4 388 189, 85 рублей.
Оценив законность указанного предписания КРИ Ярославской области, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее-БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Согласно Постановлению Правительства Ярославской области от 22.12.2016 № 1320-п КРИ Ярославской области является органом исполнительной власти области, уполномоченным на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. В этой связи в силу положений части 1 статьи 269.2 БК РФ Инспекция уполномочена на осуществление контроля за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В соответствии с частью 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении указанного контроля КРИ Ярославской области вправе проводить в отношении объектов контроля проверки, по итогам которых направлять в их адрес представления и предписания.
Согласно части 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
По смыслу приведенных выше положений БК РФ орган внутреннего финансового контроля вправе выдать органу местного самоуправления предписание в случае установления в его действиях нарушения бюджетного законодательства-бюджетного нарушения, в целях его устранения.
В соответствии с положениями статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное, в том числе, местной администрацией:
1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
2) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Одним из видов бюджетных нарушений является нецелевое использование бюджетных средств.
Согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В акте выездной проверки от 01.02.2021 и в оспариваемом предписании КРИ Ярославской области от 04.03.2021 Администрации г. Углича вменяются нарушения положений частей 7, 8.2 статьи 32 ЖК РФ, пункта 3 статьи 2 Закона № 185-ФЗ, подпункта 3.1 подраздела 3 Раздела VРегиональной программы, пункта 1 Соглашений о предоставлении субсидии от 31.05.2019 и от 19.06.2020.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в вышеуказанных действиях Администрации г. Углича по приобретению и передаче на основании договоров мены квартир гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, перечисленных нарушений нормативных правовых актов и условий Соглашения от 31.05.2019 и от 19.06.2020 в связи со следующим.
1. По нарушению части 7 статьи 32 ЖК РФ.
Нормы части 7 статьи 32 ЖК РФ устанавливают правила определения размера возмещения собственнику жилого помещения, которое подлежит у него изъятию. Соответственно положения части 7 статьи 32 ЖК РФ подлежат применению только в случае изъятия у гражданина жилого помещения и выплаты ему за это помещение компенсации. В рассматриваемом в рамках настоящего дела случае Администрация г. Углича не изымала у граждан, являющихся собственниками жилых помещений в аварийном жилищном фонде, расположенных по адресам: город Углич, ул. 9 Января, д.19, квартиры № 2-4, город Углич, Ленинское шоссе, д.12, квартира № 1, данные помещения с последующей выплатой соответствующей компенсации, а использовала механизм предоставления их владельцам новых жилых помещений на основании заключенных с ними договоров мены. В этой связи апелляционный суд не усматривает в действиях Администрации нарушения требований части 7 статьи 32 ЖК РФ.
2. По нарушению части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.
Во-первых, статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2 Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» (далее – Федеральный закон № 473-ФЗ), вступившим в силу с 28.12.2019. В этой связи на основании правила, предусмотренного частью 1 статьи 6 ЖК РФ, положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ не подлежат применению в отношении лиц, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции до 28.12.2019. Следовательно, норма части 8.2 статьи 32 ЖК РФ не подлежала применению Администрацией г. Углича в отношении жилых помещений, перечисленных в оспариваемом предписании Инспекции, а именно, в доме № 19 по улице 9 Января в городе Угличе (квартиры № 2-4), которые были приобретены гражданами на основании соответствующих договоров до 28.12.2019 (10.03.2017, 18.10.2018, 29.05.2019).
Во-вторых, норма части 8.2 статьи 32 ЖК РФ предусматривает право граждан, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи ЖК РФ. Следовательно, правило, установленное частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ, относится к случаям возмещения указанным гражданам стоимости приобретенных ими в аварийном жилищном фонде жилых помещений и не подлежит применению к случаям, когда такие помещения, обмениваются на новые на основании соответствующих договоров мены. В этой связи, в рассматриваемом случае Администрация г. Углича не обязана была руководствоваться нормой части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, в том числе и в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: город Углич, Ленинское шоссе, д.12, квартира № 1, приобретенного после 28.12.2019 (03.11.2020).
3. По нарушению пункта 3 статьи 2 Закона № 185-ФЗ, подпункта 3.1 подраздела 3 Раздела VРегиональной программы, пункта 1 Соглашений о предоставлении субсидии от 31.05.2019 и от 19.06.2020.
Суд апелляционной инстанции не усматривает в действиях Администрации г. Углича по предоставлению гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, новых жилых помещений на основании договоров мены, противоречия норме пункта 3 статьи 2 Закона № 185-ФЗ, определяющей понятие переселения граждан из аварийного жилищного фонда со ссылкой, в том числе на статью 32 ЖК РФ, поскольку данная норма предусматривает различные варианты переселения указанных граждан. Более того, названные действия Администрации согласуются и с пунктом 1 части 6 статьи 16 Закона № 185-ФЗ, согласно которому переселяемым из аварийного жилищного фонда гражданам могут предоставляться жилые помещения на основании договоров мены.
Апелляционный суд не усматривает также в указанных действиях Администрации г. Углича и нарушения условий использования средств предоставленной заявителю субсидии, предусмотренных подпунктом 3.1 подраздела 3 Раздела VРегиональной программы, пунктом 1 Соглашений о предоставлении субсидии от 31.05.2019 и от 19.06.2020. Как уже отмечалось выше, в соответствии с условиями данных документов, а также пунктом 1 части 6 статьи 16 Закона № 185-ФЗ допускается использование выделяемых в качестве субсидии бюджетных средств на приобретение жилых помещений для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, и передачи последним таких помещений на основании заключаемых с ними договоров мены. При этом ни названной нормой Закона № 185-ФЗ, ни Региональной программой, ни Соглашениями от 31.05.2019 и от 19.06.2020 не предусмотрены условия заключения с гражданами соответствующих договоров мены, в том числе не установлено требование о недопустимости оплаты за счет средств выделенной субсидии разницы в стоимости представляемых гражданам жилых помещений и получаемых от них взамен жилых помещений, находящихся в аварийном жилищном фонде.
Кроме того, ни в акте выездной проверки от 01.02.2021, ни в оспариваемом предписании КРИ Ярославской области от 04.03.2021 не указаны нормы бюджетного законодательства, которые были нарушены Администраций г. Улича при использовании средств выделенной ей субсидии на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. В данных документах не приведено со ссылкой на положения БК РФ или иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, обоснование возложения на Администрацию обязанности возместить причиненный бюджету Ярославской области ущерб на сумму 4 388 189,85 рублей.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что КРИ Ярославской области в ходе проведения в отношении Администрации г. Углича проверки, результаты которой зафиксированы в акте от 01.02.2021, не установлено нарушений действующего бюджетного законодательства и условий соглашений о предоставлении средств бюджета (соглашений о предоставлении субсидий от 31.05.2019 и от 19.06.2020). В этой связи у Инспекции отсутствовали достаточные правовые основания для выдачи Администрации оспариваемого предписания от 04.03.2021. Доказательств обратного ответчик в нарушение части 5 стать и 200 АПК РФ не представил.
Таким образом, предписание КРИ Ярославской области об устранении выявленных нарушений от 04.03.2021 № ИХ.44-0212/21 не соответствует приведенным выше положениям статей 269.2, 270.2, 306.1 БК РФ, статьи 32 ЖК РФ, статьи 16 Закона № 185-ФЗ и незаконно возлагает на заявителя обязанность по возмещению причиненного бюджету Ярославской области ущерба в размере 4 388 189,85 рублей. В этой связи имеются предусмотренные частью 2 статьи 201 АПК РФ основания для признания оспариваемого предписания КРИ Ярославской области недействительным.
При указанным обстоятельствах апелляционная жалоба Администрации г. Углича подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.04.2022 по делу № А82-10374/2021-отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации городского поселения Углич удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.04.2022 по делу №А82-10374/2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным предписание Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области об устранении выявленных нарушений от 04.03.2021 № ИХ.44-0212/21.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | П.И. Кононов |
Судьи | С.С. Волкова Е.В. Минаева |