НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Ярославской области от 11.10.2018 № А82-11412/17

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А82-11412/2017

15 октября 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2018 года . 

Полный текст постановления изготовлен октября 2018 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: Нестерова Л.Н., действующего на основании доверенности от 03.03.2017,

представителей ответчика: Таразановой У.И., действующей на основании доверенности от 09.01.2018, Дмитриевой Е.Н., действующей на основании доверенности от 23.08.2018,Радовской О.Г., действующей на основании доверенности от 09.01.2018,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

открытого акционерного общества «Яргортеплоэнерго»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2018 по делу №А82-11412/2017, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А.,

по заявлению открытого акционерного общества «Яргортеплоэнерго»

(ИНН: 7606047507, ОГРН: 1037600808046)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля (ИНН: 7606015992, ОГРН: 1047600816560),

о признании недействительным решения от 20.03.2017 № 10-17/1,

установил:

открытое акционерное общество «Яргортеплоэнерго» (далее - ОАО «Яргортеплоэнерго», Общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля (далее – Инспекция, налоговый орган)о признании недействительным решения от 20.03.2017 № 10-17/1.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ОАО «Яргортеплоэнерго» с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, обращая внимание апелляционного суда на следующие обстоятельства:

- в отношении установленных обстоятельств Инспекция  самостоятельно провела техническое исследование, тогда как должна была привлечь экспертов и специалистов.

- Суд первой инстанции не применил пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), тогда как налогоплательщику не была обеспечена возможность защиты своих интересов.

- Суд первой инстанции не назначил экспертизу. Доказательства Инспекции не являются допустимыми.

Общество также заявило ходатайство о назначении на основании части 2 статьи 268 АПК РФ по делу технической экспертизы.

- Выводы по результатам рассмотрения дела суд первой инстанции сделал только на основании показаний свидетеля Климовой Г.Г., которые не являются надлежащими доказательствами по делу. При этом суд первой инстанции не оценил показания свидетеля Ефремова Е.Н.

- О применении пониженной ставки по конкретным объектам Инспекция указала только в суде. Схемы территориального расположения объектов Инспекция не представила.

- На основании постановления Правительства № 504 наружные теплотрассы, тепловые сети и сети ГВС следует относить к трубопроводам.

- Вопрос о том, является ли сеть магистральной или распределительной, не исследовался. Инспекция применила СНиП 41-02-2003, что является неверным. При этом часть объектов расположена после ЦТП и может считаться распределительной. Все остальные сети являются индивидуальными тепловыми  пунктами. Подключение сетей к местным котельным подтверждает, что сети являются магистральными.

- В зданиях котельных производится и выработка, и передача электроэнергии. Инспекция же имеет в виду объекты, участвующие в генерации энергии.

- ЦТП является большим единым комплексом, включающим в себя здание, сооружения и оборудование и является частью тепловой сети. То есть относится к льготируемой категории.

- Газопроводы наружные, водопроводы и кабельные линии признаны Инспекцией участвующими в едином цикле производства энергии, тогда как  они могут быть отнесены к кодам ОКОФ 14 2911090 и 12 4521010.

Соответственно, заявитель жалобы считает, что решение от 05.05.2018     подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, а также неверно оценил фактические обстоятельства дела.

Инспекция представила отзыв на жалобу, в котором против доводов налогоплательщика возражает, просит решение суда оставить без изменения.

Подробно позиции сторон изложены в жалобе и в отзыве на жалобу.

На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса судебное разбирательство по делу откладывалось до 10 часов 30 минут 11.10.2018.

В судебных заседаниях апелляционного суда 23.08.2018 и 11.10.2018, проведенных с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области, представители сторон изложили свои позиции по рассматриваемому спору.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2018 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией в отношении ОАО «Яргортеплоэнерго» проведена выездная налоговая проверка, в ходе которой доначислен налог на имущество в сумме 3770 238 руб. в связи с занижением налоговой базы в результате неправомерного  использования налоговой льготы, что отражено в решении № 10-17/1от 20.03.2017.

Общество с решением Инспекции не согласилось и обжаловало его в  УФНС России по Ярославской области.

Решением вышестоящего налогового органа от 23.06.2017 № 91 решение Инспекции оставлено без изменения.

Налогоплательщик с решением Инспекции не согласился и обратился с заявлением в суд.

Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь статьями 75, 111, 122, 372-374, 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, далее – ПБУ 6/01), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов» (далее – Постановление № 504), приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее – Приказ  № 115), Методическими рекомендациями по определению и обоснованию технологических потерь природного газа при транспортировке магистральным трубопроводным транспортом (утверждены  Министерством энергетики России 09.07.2012, далее - Методические рекомендации), СНиП 41-02-2003» (утвержден Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 280, далее - Свод правил), Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ), Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 № 2672-О, требования Общества признал неправомерными.

Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций, устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (пункт 1 статьи 374 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено данной статьей.

Пунктом 3 статьи 380 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) установлено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента.

Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов  утвержден Постановлением № 504.

Постановление № 504 содержит указание кода ОКОФ, наименование имущественного объекта, а также столбец «Примечание» с краткой характеристикой имущественных объектов. Из введения в ОКОФ следует, что он составлен с целью обеспечения расчета экономических показателей; в основу классификации положено назначение объекта, его связь с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.

Согласно пункту 6 ПБУ 6/01 инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированное на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Следовательно, технически сложный объект состоит из совокупности оборудования, устройств и установок, предназначенных для выполнения определенной работы.

Право на применение пониженной налоговой ставки по спорному налогу законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках).

Из введений в ОКОФ следует, что он составлен с целью обеспечения расчета экономических показателей; в основу классификации положено назначение объекта, его связь с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.

ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, указанного в Постановлении № 504, не означает, что налогоплательщик автоматически имеет право на применение льготы в отношении данного имущества.

Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно условий, согласно которым:

- имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ,

-  указание такого имущества в Постановлении № 504.

1. Здания котельной, мазутное хозяйство, оборудование котельных, газопроводы наружные и водопроводы к котельным.

Согласно Приказу № 115 котельная - это комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в том числе установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.  Котельные являются источником тепловой энергии системы теплоснабжения.

К оборудованию котельных Общества относятся насосы, котлы, газооборудование и газоходы котлов, автоматика безопасности и регулирования КИПиА и котлов, узлы учета тепла и газа, охранно-пожарная сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, газопроводы, водопроводы и технологические трубопроводы. Оборудование котельных находится внутри зданий котельных и участвует в процессе производства тепловой энергии.

Зданию котельной, находящемуся на балансе налогоплательщика, присвоен код ОКОФ 11 4521127 -  котельные районные.

Мазутному хозяйству - код ОКОФ 11 4521012 здания электрических и тепловых сетей.

Оборудование котельных отнесено к коду ОКОФ 14 2911090  «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)».

В соответствии с инвентарными карточками учета объекта основных средств, здание котельной (инв. № 08040), расположенное по адресу: г.Ярославль, ул. Мостецкая, 8а, используется для размещения котлов, основного и вспомогательного оборудования котлов, а также другого оборудования котельных, которое участвует в процессе производства. То есть оборудование котельных участвует в выработке, а не передаче теплоэнергии. Мазутное хозяйство также обеспечивает процесс производства теплоэнергии, а не её передачи.

В Постановление № 504 включено имущество с кодом                          ОКОФ 11 4521012 -  здания электрических и тепловых сетей. 

В графе «Примечание» к данному имуществу указано, что это – инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей и другие подобные сооружения, не схожие по назначению с котельными, вырабатывающими теплоту, а являющиеся неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи.

Кроме того, код ОКОФ 11 4521127 отсутствует в Постановлении № 504.    

У котельной № 29, расположенной по адресу: г. Ярославль, ул. Туговская, д.17, согласно схеме, тепловых сетей нет, а оборудование котельной участвует в процессе производства и снабжения тепловой энергией здания школы, которое находится непосредственно у здания котельной. 

Технические характеристики и функциональное назначение данного  имущества свидетельствуют о том, что оно не относится к линиям энергопередачи, и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, и не схоже с объектами, поименованными в Постановлении № 504.

Из инвентарных карточек учета объекта основных средств следует, что оборудование котельных (в том числе насосы, котлы, газооборудование и газоходы котлов, автоматика безопасности и регулирования КИПиА и котлов, узлы учета тепла и газа, охранно-пожарная сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, газопроводы, водопроводы и технологические трубопроводы)  необоснованно отнесено к коду по ОКОФ 14 2911090 «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)», так как по своему производственному назначению спорное оборудование имеет непосредственное отношение к работе котлов, производящих тепловую энергию. Функциональное назначение спорных объектов не совпадает с функциональным назначением оборудования, поименного в графе «Примечание» Постановления № 504  к имуществу с кодом ОКОФ 14 2911090. Оборудование котельных Общества не относится  к линиям энергопередачи и сооружениям, являющимся их необъемлемой частью.

Оборудование котельных (в том числе и трубопроводы) располагается в помещении источника (в зданиях котельных), следовательно, относится к самому источнику тепла, участвует в едином цикле производства энергии, то есть является технологической частью производства, а не передачи теплоэнергии и не предназначено для транспортировки пара до тепловых пунктов.

Соответственно, оснований для применения пониженной налоговой ставки (пункт 3 статьи 380 НК РФ) в отношении спорных объектов (здание котельной, мазутное хозяйство и оборудование котельных) у Общества не имелось.

Газопроводы наружные и водопроводы к котельным (для газо- и водоснабжения котельных) необоснованно отнесены Обществом к трубопроводам (код по ОКОФ 14 2911090) раздела «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)», а кабельные линии от подстанций до котельных к коду по ОКОФ 12 4521010 раздела «Сооружения электроэнергетики».

По своему производственному назначению газопроводы и водопроводы      (инв. № 05973, инв. № 01807) к котельным (на входе в котельные) обеспечивают работу котельных и имеют непосредственное отношение к источнику тепловой энергии (котельным), относящемуся к производству тепловой энергии, и не относятся к оборудованию газоперекачивающих станций и тепловых сетей. Кабельные линии (инв. № 07736, инв. № 07276 и т.д.) также обеспечивают работу котельных. Таким образом, газопроводы, водопроводы и кабельные линии участвуют в едином цикле производства энергии, то есть является технологической частью производства, а не передачи теплоэнергии.

Газопровод наружный котельной № 216 (инв. № 08169), расположенный по адресу: Ярославская обл., пос. Туношна, санаторий «Ясные зори», а также  газопровод к котельной № 22 (инв. № 05973А), расположенный по адресу: г.Ярославль, ул. Вишняки, 34а, построены в связи с закрытием угольных котельных и строительством замещающего источника тепловой энергии в виде газовых котельных. Данные участки газопроводов только подключены к магистральным газопроводам, но не являются магистральными.

Диаметры данных газопроводов 80 мм и 50 мм, и, соответственно,  давление обоих газопроводов составляет 0,3-0,6 МПа.

Газопроводы к котельным Общества №№ 11, 24, 26, 29, 214 принадлежат             ООО «Газпроммежрегионгаз Ярославль».

Диаметры всех газопроводов к котельным Общества до 200 мм, давление – до 0,6 МПа  включительно (6 кгс/кв. см.). 

Согласно СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» (утвержден постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 № 30, с изменениями) под магистральными трубопроводами подразумеваются трубопроводы и ответвления от них условным диаметром до 1400 мм (включительно) с избыточным давлением среды свыше 1.2 МПа  (12 кгс/кв. см) до 10 МПа (100 кгс/кв. см) для транспортирования:

а) нефти, нефтепродуктов (в том числе стабильного конденсата и стабильного бензина), природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи (от промыслов), производства или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива, газораспределительных станций, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий и портов);

б) сжиженных углеводородных газов фракций С3 и С4 и их смесей, нестабильного бензина и конденсата нефтяного газа и других сжиженных углеводородов с упругостью насыщенных паров при температуре плюс 400С не свыше 1.6 МПа (16 кгс/кв. см) из районов их добычи (промыслов) или производства (от головных перекачивающих насосных станций) до места потребления;

в) товарной продукции в пределах компрессорных (КС) и нефтеперекачивающих станций (НПС), станций подземного хранения газа (СПХГ), дожимных компрессорных станций (ДКС), газораспределительных станций (ГРС) и узлов замера расхода газа (УЗРГ);

г) импульсного, топливного и пускового газа для КС, СПХГ, ДКС, ГРС, УЗРГ и пунктов редуцирования газа (ПРГ).

Согласно разделу 2 Методических рекомендаций газопровод магистральный – технологически неделимый, централизованно управляемый имущественный производственный комплекс, состоящий из взаимосвязанных объектов, являющихся его неотъемлемой частью, предназначенных для транспортировки подготовленной в соответствии с требованиями национальных стандартов продукции (природного газа) от объектов добычи и/или пунктов приема до пунктов сдачи потребителям и передачи в распределительные газопроводы или иной вид транспорта и/или хранения; газопровод  распределительный  высокого  давления  -  газопровод, обеспечивающий некомпримируемую подачу газа от магистрального газопровода в отводы или до ГРС крупных потребителей; отвод от газопровода магистрального - это часть газопровода магистрального, предназначенная для подачи газа от газопроводов магистральных до газораспределительных станций (ГРС) городов, населенных пунктов или отдельных потребителей; станция газораспределительная - сооружение с оборудованием, предназначенным для выполнения операций приема газа из магистрального газопровода, очистки газа от механических примесей и влаги, снижения давления до заданной величины, автоматического поддержания давления на заданном уровне, подогрева газа, одоризации газа, учета и измерения количества газа, распределения газа по потребителям.

Магистральный трубопровод представляет собой единый имущественный производственный транспортный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, иных технологических объектов и предназначенный для транспортировки продукции от пунктов ее приемки до пункта сдачи, технологического хранения или перевалки на другой вид транспорта.

Основанием для применения пониженной ставки по налогу на имущество   является наличие у организации магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Все газопроводы Общества с давлением среды до 1.2 МПа (12 гс/кв.см), проходят до котельных и не являются магистральными.  

Газопроводы, водопровод и кабельные линии от подстанций предназначены для снабжения газом, водой и электроэнергией котельных, участвуют в едином цикле производства энергии, то есть являются технологической частью производства теплоэнергии.

2. «Наружные» тепловые сети и теплотрассы.

По результатам проведенной проверки Инспекцией был сделан вывод о том, что «наружные» тепловые сети и теплотрассы Общества, а также сети горячего водоснабжения (далее - ГВС), находящиеся на балансе Общества до ноября 2014, необоснованно были отнесены к трубопроводам (код по ОКОФ 14 2911090) раздела «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)» Постановления №504, так как наименование объектов Общества и их функциональное назначение не соответствуют критериям, поименованным в Постановлении №504. В разделе «Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью» Постановления № 504 указан код ОКОФ 12 4521126 «Сеть тепловая магистральная». 

Согласно Постановлению № 504 к имуществу, в отношении которого применяется пониженная налоговая ставка по налогу на имущество, в целях применения пункта 3 статьи 380 НК РФ относятся только магистральные тепловые сети.

На основании пункта 5 статьи 2 Закона № 190-ФЗ тепловой сетью признается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Теплотрасса – элемент ряда систем теплоснабжения, расположенный между источником тепла и его потребителем и представляющий собой подземные и надземные трубопроводы.

В соответствии с пунктом 4.1 СНиП 41-02-2003 тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления от магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям. Разделение тепловых сетей устанавливается проектом или эксплуатационной организацией.

Согласно Своду правил  под магистральными тепловыми сетями понимают тепловые сети со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями, транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара (теплоноситель) от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах (пункт 3.6 Свода правил 124.13330.2012).

В разделе «Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью» Постановления № 504 имеется код ОКОФ 12 4521126, к которому относится    «сеть тепловая магистральная».

В графе «Примечание» к этому имуществу детализировано имущество (сооружения), относящееся к «магистральной тепловой сети» и являющееся его неотъемлемой частью: трубопровод и его детали с теплоизоляцией, камера с запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средствами автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажные насосные станции, дюкер и элементы сети тепловой магистральной.

Распределительные тепловые сети - тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от центрального теплового пункта до индивидуального теплового пункта (пункт 3.7 Свода правил 124.13330.2012).

Квартальные тепловые сети - распределительные тепловые сети внутри кварталов городской застройки (называются по территориальному признаку) (пункт 3.8 Свода правил 124.13330.2012).

Ответвление - участок тепловой сети, непосредственно присоединяющий тепловой пункт к магистральным тепловым сетям или отдельное здание и сооружение к распределительным тепловым сетям (пункт 3.9  Свода правил 124.13330.2012).

Тепловой пункт – сооружение с комплектом оборудования, позволяющее изменить температурный и гидравлический режимы теплоносителя, обеспечить учет и регулирование расхода тепловой энергии и теплоносителя (п. 3.12 Свода правил 124.13330.2012).

Индивидуальный тепловой пункт (ИТП) - тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок одного здания или его части (п. 3.13 Свода правил 124.13330.2012).

Центральный тепловой пункт (ЦТП) – то же, двух зданий и более (пункт 3.14 Свода правил 124.13330.2012).

Из анализа положений пункта 3 статьи 380 НК РФ и Постановления № 504 следует, что пониженные налоговые ставки не применяются к распределительным, квартальным тепловым сетям - тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от центрального теплового пункта до индивидуального теплового пункта.

Технические паспорта тепловых сетей Общество не представило.

Из инвентарных карточек учета объекта основных средств и типовых схем размещения тепловых сетей следует, что находящиеся на балансе Общества тепловые сети и теплотрассы, в отношении которых применено льготное налогообложение, представляют собой участки сетей от тепловых камер до наружной стены жилых домов или зданий (до потребителя), от ЦТП до наружной стены зданий или от наружной стены одного жилого дома или здания до наружной стены другого здания, а также транзит по подполью домов.

Исключение составляет только теплотрасса по ул. Пионерской Дзержинского района г. Ярославля, которая является магистральной.

Таким образом, тепловые сети от ЦТП до зданий (то есть до ИТП, потребителя) и от тепловых камер до жилых домов относятся к распределительным тепловым сетям; тепловые сети Общества не относятся к магистральным тепловым сетям, а являются распределительными.        Фактически спорные объекты основных средств входят в систему коммуникационной инфраструктуры города и являются распределительными (квартальными) тепловыми сетями внутри кварталов городской застройки.

Сети ГВС (например, сети по ул. Пожарского 1, 1а, 1 корп.2, 3, 3а, 3б, 3в, 5а, 7б инв. № 05932) идут до жилых домов (до потребителей) и также являются распределительными.

В 2014 по договору мены от 30.11.2014  № 020300188/2014 теплотрассы и тепловые сети стоимостью 38 млн. руб. Общество передало МУП «Яргорэнергосбыт» в обмен на оборудование котельных. Таким образом, с ноября 2014 у Общества на балансе остались основные средства, используемые только для производства пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. Основные средства, участвующие в передаче тепла, переданы сторонней организации (МУП «Яргорэнергосбыт»).  

Свидетель Климова Галина Григорьевна (инженер 2 категории технического отдела МУП «Ярославский городской энергосбыт») сообщила   следующее:

- все принятые по договору мены от ОАО «Яргортеплоэнерго» тепловые сети являются квартальными (распределительными тепловыми сетями внутри кварталов городской застройки), кроме теплотрассы по ул. Пионерской. Все  тепловые сети проходят до потребителя, обеспечивая его. Если сети проходят от тепловой камеры до потребителя через другую тепловую камеру, от тепловой камеры до ЦТП или от ЦТП через тепловую камеру к потребителю (до наружной стены жилого дома или здания) они являются распределительными.

- Теплотрасса по улице Пионерская фактически проходит через тепловые камеры (от камеры до камеры) и является магистральной, не подходит к потребителям и проходит по границе микрорайона (внутрь района не заходит). Она была запроектирована для обеспечения теплоснабжением 4 микрорайона Дзержинского района. 

На вопрос: - От каких теплоисточников идут сети и имеются ли среди переданных по договору мены сетей магистральные? -  Климова Г.Г. сообщила, что тепловые сети Дзержинского района в основном идут от теплоисточника ТЭЦ -2 (ОАО «ТГК-2»), в районе поселка Октябрьский – от котельной ОАО «Ярославльводоканал», теплотрасса  по улице Менделеева от теплоисточника ТЭЦ-3 (ОАО «ТГК-2»).   Сетей, которые приняты от ОАО «Яргортеплоэнерго», и проходят от котельных ОАО «Яргортеплоэнерго» до ЦТП (то есть магистральных), нет (исключая теплотрассу по улице Пионерская»).

Следовательно, Инспекцией был сделан правильным вывод о том, что все принятые по договору мены от Общества  тепловые сети и сети ГВС, которые до ноября 2014 принадлежали налогоплательщику и использовались с 2003 по договору аренды МУП «Яргорэнергосбыт», являются квартальными (распределительными тепловыми сетями внутри кварталов городской застройки), кроме теплотрассы по улице Пионерской, которая является магистральной сетью.

Таким образом, применение Обществом пониженной налоговой ставки при исчислении налога на имущество (пункт 3 статьи 380 НК РФ) в отношении тепловых сетей и сети ГВС неправомерно.

3. Оборудование ЦТП.

По результатам проведенной проверки Инспекция установила, что  оборудование ЦТП (подогреватели горячего водоснабжения, технологические трубопроводы) необоснованно отнесено к коду ОКОФ 14 2911090 «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)», который не соответствует его фактическому хозяйственному (производственному) назначению.

Из инвентарных карточек учета объекта основных средств следует, что оборудование ЦТП находится непосредственно в здании ЦТП и не относится к оборудованию тепловых сетей, фактическое наименование имущества и его функциональное назначение не позволяют отнести его к оборудованию, поименованному в графе «Примечание» к имуществу с кодом ОКОФ 14 2911090 «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей» в Постановлении № 504.

Согласно пункту 5 статьи 2 Закона № 190-ФЗ тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

В силу пункта 4.1 статьи 2 Закона № 190-ФЗ теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона № 190-ФЗ теплопотребляющая установка - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии.

Согласно пункту 3.12 Свода правил 124.13330.2012 тепловой пункт – сооружение с комплектом оборудования, позволяющее изменить температурный и гидравлический режимы теплоносителя, обеспечить учет и регулирование расхода тепловой энергии и теплоносителя.

Индивидуальный тепловой пункт (ИТП) – тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок одного здания или его части.

Центральный тепловой пункт (ЦТП) –  тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок двух зданий и более.

Такое имущество как «тепловой пункт» не поименовано в Постановлении № 504 ни под кодом ОКОФ 14 2911090 «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей», ни под кодом ОКОФ 11 4521012 «Здания электрических и тепловых сетей».

Кроме того, само назначение и функции ЦТП состоит не в передаче тепловой энергии, а в ее преобразовании (производстве). Передача и распределение тепловой энергии осуществляется не через тепловые пункты, а через магистральные тепловые сети. Сам тепловой пункт не предназначен для транспортировки теплоносителя до теплопотребляющих установок.  

Таким образом, Инспекция обоснованно произвела доначисление налога по спорному  имуществу, так как ЦТП не является передающим сооружением (как указывает налогоплательщик, ЦТП - часть линии энергопередачи), а предназначен для получения теплоносителя с заданными параметрами.

Довод Общества о самостоятельном проведении Инспекцией  технического исследования, тогда как должна была привлечь экспертов и специалистов, апелляционный суд не принимает, так как Инспекция не проводила такого исследования, а анализировала нормативно-правовые акты применительно к обстоятельствам хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика, установленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля.

Довод Общества о том, что суд первой инстанции не применил пункт 14 статьи 101 НК РФ, апелляционный суд признает несостоятельным.

Согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Доказательств совершения (несоверешения) Инспекцией действий, нарушивших права налогоплательщика применительно к требованиям названной нормы права Общество в материалы дела не представило.

Довод Общества о том, что свои выводы по результатам рассмотрения дела суд первой инстанции сделал только на основании показаний свидетеля Климовой Г.Г., не учитывая при этом показания свидетеля Ефремова Е.Н., апелляционный суд признает несостоятельным в силу его противоречия материалам дела и непосредственно тексту решения суда.

В данном случае апелляционный суд принимает во внимание, что Общество не представило доказательств наличия у Ефремова Е.Н., работающего в ОАО «Яргортеплоэнерго», специальных познаний в технической и правовой областях по спорному вопросу, тогда как Общество занимается исключительно производством, генерацией, выработкой теплоэнергии.  

При этом в должностные обязанности Климовой Г.Г. непосредственно  входит именно техническая эксплуатация как магистральных, так и распределительных (не магистральных) сетей, в том числе, распределительных сетей, ранее принадлежавших ОАО «Яргортеплоэнерго». Таким образом, Климова Г.Г. является компетентным специалистом в рассматриваемой технологической области, в связи с чем апелляционный суд не принимает также довод налогоплательщика о том, что показания Климовой Г.Г. не являются допустимым доказательством по делу.

Довод Общества о том, что о применении пониженной ставки по конкретным объектам Инспекция указала только в суде, а также об отсутствии схемы территориального расположения объектов, апелляционный суд не принимает, так как в решении Инспекция изложила информацию по всем объектам, сведения о которых Общество представило в ходе выездной налоговой проверки. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Общество согласилось с распределением объектов по четырем группам.

Схемы распределительных сетей, котельных Инспекцией представлены в материалы дела.

Ссылка Общества на судебную практику его позицию по делу не подтверждает, так как названные им судебные акты приняты судами по конкретным делам с учетом конкретных обстоятельств, поэтому не имеют  правового значения  для рассмотрения данного дела.

Так, например, налогоплательщик ссылается на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2015 по делу №А81-621/2015. Однако в рамках данного дела суд оценивал магистральную сеть от источника тепла до теплового пункта, по которой идет теплоэнергия еще не «обработанная» до параметров, нужных потребителю. При этом в данном деле  имела место ситуация, когда функциональное назначение спорных объектов не совпадало с положениями примечаний к кодам ОКОФ, оборудование налогоплательщика использовалось для приема, преобразования и передачи электроэнергии на территории других промышленных предприятий, а сам налогоплательщик не осуществляет деятельности в сфере электроэнергетики.  

Довод Общества о том, что суд первой инстанции, не назначив экспертизу по делу, не получил единственное надлежащее доказательство, апелляционный суд признает несостоятельным и противоречащим положениям главы 7 АПК РФ. При этом апелляционный суд  учитывает следующее.

Из материалов дела усматривается, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Общество заявило ходатайство о проведении технологической судебной экспертизы в отношении 145 из 675 объектов в ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина».

Налоговый орган против предложенных Обществом кандидатур экспертов и экспертного учреждения отводов не заявлял.

По запросу суда первой инстанции от 20.11.2017 указанное  учреждение представило согласие на проведение технической экспертизы со сроком проведения 20 рабочих дней и стоимостью 170 000 руб.

Однако, по прошествии значительного времени, 01.01.2018 Общество   заявило ходатайство о замене экспертного учреждения на ООО «Ивановское бюро экспертизы» по причине возможной финансовой экономии на стоимости проводимой экспертизы (140 400 руб.). Документы, подтверждающие наличие у экспертов данной организации специальных познаний и опыта в области проведения такого рода судебных экспертиз Общество не представило.

На депозит суда первой инстанции Общество внесло только 140 400 руб.  Оставшуюся сумму (29 600 руб.) на депозит суда первой инстанции Общество не внесло.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 108 АПК РФ, пунктом 22 постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23, суд первой инстанции отказал в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы.

В силу пункта 5 статьи 159 АПК РФ арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления или ходатайства в случае, если они не были своевременно поданы лицом, участвующим в деле, вследствие злоупотребления своим процессуальным правом и явно направлены на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта, за исключением случая, если заявитель не имел возможности подать такое заявление или такое ходатайство ранее по объективным причинам.

В данном случае апелляционный суд считает обоснованным отказ в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы, поскольку поведение самого заявителя ходатайства привело к тому, что рассмотрение ходатайства о назначении экспертизы заняло 4 месяца, что, фактически свидетельствует о недобросовестном использовании Обществом своих процессуальных прав в качестве лица, участвующего в деле.

При этом в части объектов, не включенных в предмет экспертизы, суд первой инстанции в любом случае должен был рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам.

В силу части 3 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении указанных ходатайств на том основании, что они не были удовлетворены судом первой инстанции.

Отказывая в удовлетворении заявленного в суд апелляционной инстанции ходатайства о назначении судебной технической экспертизы, суд апелляционной инстанции, с учетом имеющихся в материалах дела документов, заявленных ОАО «Яргортеплоэнерго» требований по делу, учитывает, что налогоплательщик просит провести экспертизу только в отношении небольшой части объектов, тогда как обжалует решение налогового органа в отношении значительного количества объектов, подлежащих льготированию, не объясняя при этом, почему требуется экспертиза только в отношении именно 145 объектов (в суде первой инстанции также заявлял в отношении 145 из 675 объектов).

Также к ходатайству приложен ответ ООО «Ивановское бюро экспертизы» о возможности выполнить судебную экспертизу, датированное 26.12.2017, с момента написания которого прошел почти год, поэтому данное письмо не может быть расценено как безусловное согласие экспертного учреждения на проведение заявленной экспертизы в настоящее время на тех же условиях.

Поэтому суд апелляционной инстанции с учетом позиций сторон считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу по имеющимся в материалах дела документам.

На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2018  законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.

Оснований для удовлетворения жалобы ОАО «Яргортеплоэнерго» по изложенным в них доводам у апелляционного суда не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд   

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2018 по делу №А82-11412/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Яргортеплоэнерго» (ИНН: 7606047507, ОГРН: 1037600808046) – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий       

Судьи

Т.В. Хорова

О.Б. Великоредчанин

Л.И. Черных