НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Ярославской области от 10.11.2021 № А82-13802/20

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А82-13802/2020

12 ноября 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2021 года .   

Полный текст постановления изготовлен ноября 2021 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Чернигиной Т.В.,

судей Барьяхтар И.Ю., Щелокаевой Т.А. ,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.

при участии в судебном заседании представителей:

истца – Ильина А.А., по доверенности от 09.01.2020, Пеуновой С.В., по доверенности от 09.01.2020, Близняковой А.В., по доверенности от 26.07.2021,  

ответчика – Роздовой Е.В., по доверенности от 31.01.2020,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика – департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, ИНН 7604040739, ОГРН 1027600689621

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.03.2021 по делу №А82-13802/2020

по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» (ИНН 7604049153 ОГРН 1027600680744)

к департаменту финансов Ярославской области (ИНН 7604002902 ОГРН 3102760069536, департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН 7604040739 ОГРН 1027600689621),

третьи лица: Федеральная антимонопольная служба России, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области,

о взыскании убытков в виде неполученного дохода,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» (далее – Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к департаменту финансов Ярославской области (далее – Департамент финансов, ответчик 1), департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее – Департамент ЖКХ, ответчик 2, заявитель) о взыскании   109 252 700 руб. убытков.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная антимонопольная служба России, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.03.2021 иск удовлетворен.

Не согласившись с принятым решением, ответчик 2 обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней заявитель считает неправильным подход к расчету убытков, так как в расчете отсутствуют фактически полученные доходы Общества. Помимо факта незаконности приказа об установлении тарифа на 2019 год, истец должен доказать, что у него в результате неправильного тарифного регулирования возникли убытки. Заявитель считает, что не установлен сам факт наличия убытков; документально данными бухгалтерской отчетности заявленные убытки не подтверждены. Истцом подтверждены только понесенные расходы, полученные доходы определены гипотетически.При расчете Обществом не учитывались направления использования газа; в расчете доходов использовались усредненные цены, порядок их определения судом не проверялся. На территории Ярославской области оснащенность приборами учета составляет примерно 35% от общего количества газифицированных квартир и домовладений, порядка 65% абонентов оплачивают поставленный природный газ, исходя из нормативов потребления природного газа. Проведенный анализ показывает, что абонент оплачивает газ, исходя из нормативов в большем объеме, чем фактически ему поставлено Обществом, то есть фактически отпущенный объем газа отличается от того объема газа, исходя из которого выставлялись счета населению и формировалась выручка организации по бухгалтерской отчетности.Отказ суда в удовлетворении ходатайства об обязаниии истца представить первичные бухгалтерские документы, подтверждающие выручку организации за 2019 год, повлек ограничение процессуальных прав ответчика и нарушение принципа состязательности сторон в арбитражном процессе. В отсутствие запрашиваемых документов (учетной политики истца, данных бухгалтерского учета, содержащих сведения о фактической выручке, полученной от потребителей, оплативших фактически поставленный, а не плановый объем газа) департамент ЖКХ был лишен возможности получения доказательств, подтверждающих (исключающих) факт образования убытков у истца, а также возможности сформировать контррасчет размера возможных убытков.

Кроме того, с 01.07.2019 подлежали применению розничные цены, установленные приказом департамента от 27.06.2019 №66-г/пр, который не был оспорен истцом в установленном законом порядке, обоснованность данных цен ФАС России не проверялась. При этом решение принято о взыскании убытков за оба полугодия 2019 года. Заявитель считает, что отношения истца по газоснабжению населения по заниженному тарифу схожи с отношениями по поставке ресурсов для обеспечения коммунальными услугами населения по льготным тарифам, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации в целях сдерживания роста платы граждан за коммунальные услуги. Заявитель полагает, что к данным правоотношениям по аналогии необходимо применять правовой подход по определению размера убытков, сформированный правоприменительной практикой. Величина объема отпущенного газа является одним из составляющих элементов формулы расчета размера платы граждан и, соответственно, выручки поставщика ресурса. Без величины объема поставленного газа невозможно определить размер фактических убытков Общества. Истец не оспаривает, что компенсация разницы между стоимостью газа, реализованного по уменьшенному тарифу, и стоимостью газа, рассчитанной по обоснованному тарифу, является недополученным доходом Общества (упущенной выгодой). Соответственно, для определения размера упущенной выгоды необходимо доказать объем реализованного населению газа. При этом, как установлено Правилами №549, данный объем определяется по ИПУ, а при их отсутствии - по нормативам. Истцом не доказан объем реализованного газа населению, за который выставлялись счета населению. Без данной величины невозможно определить размер фактических убытков - недополученных доходов Общества.Первичные бухгалтерские документы, подтверждающие объем транспортировки газа и размер выручки, полученной от реализации газа населению по направлениям использования, истец ответчику не представлял, бухгалтерская отчетность разбивку по направлениям использования газа не содержит. Представить документы, подтверждающие размер выручки (соответствующий объему газа, за который выставлялись счета населению), Общество отказалось. Таким образом, отсутствует единый подход к обоснованию размеров фактического объема газа, транспортированного и поставленного, используемых для расчета убытков.В ходе судебного заседания 22.12.2020 представитель истца подтвердила наличие положительного разбаланса (сверхприбыль) от реализации природного газа в связи с применением нормативов.

Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, указал, что Департамент признал установленные факты нарушений, допущенные при установлении тарифов. Довод о недоказанности факта и размера убытков, возникших в результате неправильного тарифного регулирования, данными бухгалтерской отчетности и имеющимися фактическими доходами, является необоснованным. Лицо, нарушившее право, обязано возместить не только реальный ущерб, но и неполученные доходы (упущенную выгоду).Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец не получил какую-либо компенсацию разницы между стоимостью природного газа, реализованного по уменьшенному тарифу, и стоимостью этого природного газа, рассчитанной по обоснованному тарифу. Сумма убытков Общества за 2019 год составила           109 252 700 руб., методика расчета убытков не оспорена, контрасчет в материалы дела не представлен. Установление розничных цен на газ с нарушением законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения, неисполнение приказа ФАС России от 24.06.2019 № 823/19, является доказательством причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Департамента и заявленными к возмещению убытками Общества, напрямую затрагивает права и интересы Общества, непосредственно связано с исполнением Обществом обязанности по начислению абонентам платы за поставленный газ. Допущенное Департаментом нарушение стало единственным препятствием, которое не позволило истцу получить упущенную выгоду в размере недополученных доходов.Довод Департамента о том, что убыток определяется по окончании отчетного периода путем сравнения понесенных издержек и полученных поступлений и должен быть подтвержден данными бухгалтерской отчетности, не основан на нормах права, относится к реальному ущербу, а не к упущенной выгоде.Довод Департамента о действии обоснованного тарифа во втором полугодии 2019 года не имеет правового значения.Довод Департамента о нарушении его прав отказом суда в удовлетворении ходатайства об истребовании от Общества дополнительных документов не соответствует действительности.Департамент располагал материалами и сведениями Общества, обосновывающими образование недополученных доходов; имел возможность и достаточное время для представления дополнительных доказательств по делу, в том числе контрасчета, поскольку судебные заседания неоднократно откладывались, в том числе с предложением Департаменту представить контрасчет убытков. Просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Более подробно позиция изложена письменно.

Сторонами также представлены возражения, контротзывы и расчеты в обоснование своих позиций.

Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 05.05.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 06.05.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы. Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ярославской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.

Приказами Департамента ЖКХ от 19.12.2017 №282-г/пр и от 19.12.2018 №280-г/пр установлены розничные цены на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению, на 2018 и 2019 годы, соответственно.

Приказом ФАС России от 24.06.2019 №823/19 «Об отмене приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.12.2018 №280-г/пр «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению, на 2019 год» установлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения при установлении розничных цен.

Департамент ЖКХ признан нарушившим подпункт «а» пункта 4, пункты 13, 15, 17, 23 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом ФСТ России от 27.10.2011 №252-э/2, при установлении розничных цен на природный газ на 2018 и 2019 гг. приказами от 19.12.2017 №282-г/пр «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению, на 2018 год», от 19.12.2018 №280-г/пр «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению, на 2019 год» (в ред. от 18.06.2018).

Приказ Департамента ЖКХ от 19.12.2018 №280-г/пр «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению, на 2019 год» отменен с 01.07.2019.

Орган исполнительной власти Ярославской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения обязали установить и ввести в действие в срок до 01.07.2019 розничные цены на природный газ, реализуемый населению, в соответствии с действующим законодательством и настоящим приказом.

Приказом Департамента ЖКХ от 27.06.2019 №66-г/пр «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению, на 2019 год» были установлены розничные цены на природный газ в соответствии с действующим законодательством.

Приказ Департамента ЖКХ от 19.12.2018 №280-г/пр «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению, на 2019 год» признан утратившим силу.

Приказом Департамента ЖКХ от 28.06.2019 №69-ви о внесении изменений в приказ Департамента ЖКХ от 27.06.2019 №66-г/пр, внесены изменения, понижающие экономически обоснованный тариф, принятый во исполнение Приказа ФАС России №823/19.

Поскольку Департаментом ЖКХ принят тариф в нарушение установленного порядка формирования розничной цены на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области, истцу были причинены убытки в виде неполученного дохода за 2019 год.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.

В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органом, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующих закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В пункте 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) названных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов и возникшими убытками, а также размер последних. Истцом заявлены ко взысканию убытки, возникшие в связи с оказанием регулируемого вида деятельности, а именно поставкой газа.

Статьей 8 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон №69-ФЗ) к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения относятся осуществление государственного регулирования использования стратегических запасов газа, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности систем газоснабжения, государственного экологического надзора в области газоснабжения, а также федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения.

Цены на газ, в том числе розничные цены на газ, реализуемый населению на территории Российской Федерации, и тарифы на оказание услуг по его транспортировке по трубопроводам подлежат государственному регулированию. Розничные цены на газ, реализуемый населению для бытовых нужд утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 21 Закона №69-ФЗ, подпункт «е» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2000 №1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (вместе с «Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации»).

Согласно пункту 10 Основных положений №1021 регулирование розничных цен на газ, розничных цен на сжиженный газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 приказа ФСТ России от 27.10.2011 №252-э/2 «Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению» (далее – Методические указания №252-э/2) государственное регулирование розничных цен на газ осуществляется путем установления их фиксированного уровня исходя из возмещения поставщикам газа (газоснабжающим организациям) экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа.

В силу пункта 13 Методических указаний №252-э/2 в случае если структура и (или) уровень установленных на момент вступления настоящих Методических указаний в силу розничных цен на газ не соответствует их положениям, то они приводятся в соответствие с учетом необходимости соблюдения предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них.

Порядок отмены решений органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 №123 «Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию».

Приказом ФАС России от 24.06.2019 №823/19 приказ Департамента от 19.12.2018 №280-г/пр «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению, на 2019 год» отменен с 01.07.2019. Орган исполнительной власти Ярославской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения обязали установить и ввести в действие в срок до 01.07.2019 розничные цены на природный газ, реализуемый населению, в соответствии с действующим законодательством и настоящим приказом.

Доказательств того, что указанный приказ ФАС России был оспорен или отменен, в материалы дела не представлено.

Во исполнение Приказа ФАС России от 24.06.2019 №823/19 Департамент вынес приказ от 27.06.2019 №66-г/пр «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению, на 2019 год», которым были скорректированы тарифы на розничную цену на природный газ на 2019 год в сторону их увеличения.

Департамент в апелляционной жалобе, не отрицая факт установления цены в размере ниже экономически обоснованного уровня в целях сдерживания темпов роста платы граждан, оспаривает факт наличия убытков и их размер.

С учетом отказа суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства Департамента, по запросу суда апелляционной инстанции истцом в материалы представлены учетная политика Общества на 2019 год, рабочий план счетов на 2019 год (в разрезе субсчетов), данные бухгалтерского учета (карточка счета, журнал-ордер), отражающие выручку от реализации газа населению (по направления использования газа) в 2019 году, акты сверки с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, по начислению платы за услугу газоснабжение, оказанную населению в 2019 году, выписки из лицевых счетов с потребителями по прямым договорам, а также аудиторское заключение независимого аудитора ООО «Аудит-новые технологии» от 26.03.2020.

При этом истец дополнительно пояснил, что размер предъявленных к возмещению убытков, рассчитанный Обществом исходя из установленных розничных цен на 2019 год и обоснованного тарифа, не относится к реальному ущербу и не должен быть подтвержден данными бухгалтерской отчетности по окончании отчетного периода путем сравнения понесенных издержек и полученных поступлений. Общество просит взыскать доказанную упущенную выгоду, полагая, что применение нормативов потребления газа при определении размера платы за газ не отражает фактически потребленный объем природного газа населением при отсутствии приборов учета газа (может быть скорректирован при наличии оснований для его перерасчета (отсутствие проживающих, снятие начислений исходя из объема среднемесячного потребления и/или нормативов потребления в отсутствие показаний прибора учета газа и другое)).Департамент фактически пытается оспорить нормативы потребления коммунальных услуг и ограничить право Общества на применение законодательно допускаемого метода расчета платы за газ. Применение правильно рассчитанного тарифа не связано лишь с измерением объемов по прибору учета, но должно производиться и на объем, определенный исходя из нормативов потребления. Представленные в апелляционный суд дополнительные документы, не связанные с предметом и основанием иска о взыскании недополученных доходов, подтверждают убыточную деятельность Общества за 2019 год по виду деятельности «газоснабжение населения» и не лишают Общество права требовать возмещения упущенной выгоды. Размер убытков по виду деятельности «газоснабжение населения» с учетом доли управленческих расходов (12 294 418,08 руб.) составляет 140 591 327,06 руб., который отражен в регистре бухгалтерского учета «Анализ счета 90 (Продажи)» (файл «Регистр бухгалтерского учета Анализ счета 90 (Продажи).pdf»). Показатели выручки (без НДС), себестоимости продаж, коммерческие расходы по указанному виду деятельности отражены обособленно в форме бухгалтерской (финансовой) отчетности «Отчет о финансовых результатах за 12 месяцев 2019 г.» (коды строк 211011, 212011, 221011), входящей в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, достоверность которой подтверждена аудиторским заключением независимого аудитора ООО «Аудит-новые технологии». Доля управленческих расходов, приходящаяся на вид деятельности «газоснабжение населения», входит в состав общей строки 2220 указанной выше формы. В связи с этим, если исходить из логики Департамента о доказывании реального ущерба, таковой имеется в отношении вида деятельности «газоснабжение населения» в размере, превышающем заявленные 109 252 700 руб.

В опровержение расчета истца Департамент произвел расчет убытков на основании подтвержденных Обществом данных о произведенных расходах и полученной выручке. При расчете применены цены и тарифы, утвержденные ФАС России и Департаментом.

Из расчета следует, что в 2019 году транспортировано 301 055,21  тыс.куб.м. газа для реализации населению.

Начислено населению было за поставленный газ в объеме 319 874,30 тыс.куб.м.

По направлениям использования на основании данных Общества объем фактически поставленного населению газа составил:

-на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа) - 54 965,36 тыс.куб.м;

-на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа - 227,74 тыс.куб.м;

-на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) - 27 777,74 тыс. куб.м;

-на отопление или отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах) - 214 824,76 тыс. куб.м;

-на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах -   3 259,61 тыс. куб.м.

Объем по направлениям использования газа определен на основании данных, представленных Обществом в Департамент письмом от 17.12.2020 №03/3985.

Учитывая, что общий объем транспортировки, отраженный в указанном письме и подтвержденный актами сдачи-приемки оказанных услуг, не соответствует данным, представленным в суд, Департаментом объем газа по каждому направлению уменьшен пропорционально разнице между представленным в Департамент и подтвержденным в суде.

Согласно приказу Департамента от 27.06.2019 №66-г/пр «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению, на 2019 год», принятого в связи с решением ФАС России о признании незаконным приказа Департамента от 19.12.2018 №280-г/пр «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению, на 2019 год» размер экономически обоснованного уровня розничных цен на природный газ на первое полугодие должен был составлять:

-на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа) - 7772,60 руб.;

-на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) - 7772,60 руб.;

-на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) - 6642,13 руб.

-на отопление или отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах) - 5285,57 руб.

-на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах - 5285,57 руб.

При расчете Департаментом использована величина экономически обоснованного тарифа, которая подлежала бы применению в первом полугодии, то есть без учета применения Департаментом индекса роста цен на газ, предусмотренного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, а также предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемого на федеральном уровне в среднем по субъекту Российской Федерации.

На второе полугодие экономически обоснованный уровень розничных цен на природный газ, реализуемый населению на территории Ярославской области, не утверждался.

Для расчета убытков Департаментом произведен расчет экономически обоснованного уровня розничных цен на природный газ на 2-е полугодие 2019 года в соответствии с экспертным заключением от 07.06.2019 № 19-э/г/п.

Экономически обоснованный уровень розничных цен на природный газ, реализуемый населению на территории Ярославской области, на второе полугодие 2019 года составил:

-на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа) - 7962,24 руб.;

-на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) - 7962,24 руб.;

-на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа) - 5 909,00 руб.;

-на отопление или отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах) - 5175,70 руб.

-на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах - 5175,70 руб.

Таким образом, по расчету Департамента, в 2019 году исходя из объема фактически транспортированного газа населению и экономически обоснованного уровня тарифов по каждому направлению, доход Компании должен был составить 1 458 780 381,76 руб. без учета НДС.

Из документов, представленных истцом в соответствии с определением суда, фактически населению было начислено 1 458 598 567,88 рублей без учета НДС.

В связи с произведенным расчетом убыток Общества в 2019 году составил 181 813,87 руб. (1 458 780 381,76 - 1 458 598 567,88).

Истец утверждает, что размер убытков по виду деятельности «газоснабжение населения» с учетом доли управленческих расходов составляет 140 591 327,06 руб.

Регулирование розничных цен на природный газ, реализуемый населению Ярославской области, осуществляется в соответствии с Постановлением №1021, Методическими указаниями №252-э/2.

В основе розничной цены лежит оптовая цена на газ, к которой добавляется региональная составляющая, а именно тарифы на услуги по транспортировке газа, плата за снабженческо-сбытовые услуги поставщика, а также НДС.

В соответствии с действующим законодательством все составляющие розничной цены на природный газ для населения утверждаются на федеральном уровне - ФАС России.

Анализ сч.90 (продажи) за 2019 год отражает фактические расходы организации, вместе с тем, это не означает их обоснованность с точки зрения тарифного регулирования.

Понесенные расходы по деятельности «газоснабжение населения» включают:

Себестоимость продаж - приобретение газа у оптового поставщика, с целью последующей реализации населению.

Управленческие расходы по реализации газа населению (общехозяйственные расходы) и издержки обращения по реализации газа.

В соответствии с приложением 10 к приказу Общества № 215 от 29.12.2018 «Об учетной политике на 2019 год» на счете 44.21 «издержки обращения по реализации газа населению» отражаются расходы на услуги по транспортировке природного газа по газораспределительным сетям, расходы на отключение-включение газоснабжения, расходы на услуги сторонних организаций (в том числе по сбору денежных средств), расходы на информационные услуги кредитных организаций по переводам денежных средств; расходы на содержание абонентских служб, расходы по социальному страхованию и обеспечению указанных работников, арендная плата за помещения абонентских служб, коммунальные расходы, амортизационные отчисления по объектам основных средств, используемых абонентскими службами, плата за негативное воздействие на окружающую среду, налоги (на имущество, транспортный) и иные расходы, связанные с содержанием абонентских служб.

Таким образом, все расходы, учтенные на сч.44.21 (за исключением расходов на услуги по транспортировке природного газа по газораспределительным сетям), а также общехозяйственные расходы сч.26 представляют собой затраты организации на оказание снабженческо-сбытовых услуг, размер которых определен приказом ФАС России от 04.08.2017 № 1021/17.

Плата за снабженческо-сбытовые услуги рассчитывается в соответствии с методическими указаниями по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 №412-э/8 (далее – Методические указания № 412-э/8).

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний №412-3-/8 расчет размера платы за снабженческо-сбытовые услуги произведен исходя из возмещения экономически обоснованных расходов, относимых на себестоимость услуг по регулируемому виду деятельности.

Таким образом, затраты организации на оказание снабженческо-сбытовых услуг являются обоснованными только в пределах утвержденного ФАС России размера.

Суд апелляционной инстанции признает обоснованной позицию заявителя о том, что Департамент не может отвечать за расходы Общества, которые привели к возникновению убытков за пределами тарифного регулирования.

Возмещению подлежит только разница между фактическими затратами Общества в пределах принятых ФАС России тарифных решений в связи с осуществлением деятельности по газоснабжению населения и полученной от этой деятельности выручки.

Таким образом, убытки Общества в размере 140 591 327,06 руб. - фактические убытки, возникшие в результате финансово-хозяйственной деятельности, не связаны с тарифным регулированием. Доказательств экономической обоснованности расходов, приведших к данным убыткам, не представлено, тогда как в качестве экономически обоснованных не могут быть приняты все затраты, понесенные Обществом и отраженные им в бухгалтерском учете.

В обоснование своей позиции Департаментом выполнен контррасчет размера убытков на основании данных, представленных Обществом в суд апелляционной инстанции.

Департамент рассчитал доход Общества, который оно получило бы при использовании экономически обоснованного уровня розничных цен, и разницу между этим доходом и размером фактически сложившейся выручки по итогам 2019 года.

Для расчета дохода Общества Департаментом применена составляющая объема, фактически отпущенного газа, так как счета населению выставлялись Обществом, в том числе, по нормативам начисления платы и не отражают фактический объем поставленного ресурса, в связи с чем Департаментом в контррасчете учтен объем транспортированного газа, поскольку объем ресурса больше отпущенного объема продать невозможно.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 №373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» постановлением Администрации Ярославской области от 09.10.2006 №227-а «О нормативах ежемесячного потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» в Ярославской области нормативы ежемесячного потребления газа установлены на минимальном значении.

В Дополнениях к возражениям от 14.09.2021 Общество использует величины объема транспортированного в 2019 году газа по полугодиям: 160,625 тыс. куб.м. и 140,431 тыс. куб.м.

Данные величины не соответствуют сведениям по полугодиям и итоговым, представленным Обществом в суд письмом от 23.06.2021 №12/1650 в рамках удовлетворения ходатайства департамента о представлении запрашиваемых документов.

В расчете Общества использована величина средней розничной цены на газ, однако данная величина при расчетах с населением не применяется. Расчет средней розничной цены на газ выполняется в соответствии с требованиями Методических указаний № 252-3-/2. Применение усредненной величины розничной цены, рассчитанной без учета величин розничных цен по направлениям использования, не отражает размер фактически полученного Обществом дохода и не соответствует требованиям осуществления регулируемого вида деятельности.

Кроме того, объем транспортированного газа и объем, за который выставлены счета населению, различны, что не оспаривается Обществом. Напротив, Обществом признан факт положительного разбаланса, связанного с получением сверхприбыли при рассматриваемых обстоятельствах.

Утверждение Общества о том, что размер прибыли, полученной Обществом от реализации объема, превышающего транспортированный объем газа, учитывается при установлении ФАС России оптовой цены на газ для Общества, не соответствует действительности, так как к полномочиям ФАС России отнесено регулирование оптовых цен на газ, а сверхприбыль Обществом получена от розничной реализации газа населению.

Более того, правильность корректировки НВВ при регулировании розничных цен на газ для Общества на величину излишне полученной выручки в результате применения нормативов подтверждена ФАС России в решении, отраженном в приказе от 30.10.2020 №1057/20 «Об отсутствии оснований для отмены приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 21.12.2019 №478-г/пр «Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый на территории Ярославской области населению, на 2020 год» (стр. 4 приказа ФАС России).

С учетом изложенного, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции признает обоснованным расчет ответчика (1 458 780 381,76 - 1 458 598 567,88) на сумму 181 813,87 руб. (без НДС), то есть 218 176 руб. 64 коп. (с НДС).

Оснований для взыскания с Департамента убытков в большей сумме суд апелляционной инстанции не усматривает.

Обжалуемое решение подлежит отмене в части с принятием нового судебного акта.

Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, возлагаются на стороны соответственно результатам судебного рассмотрения дела.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

апелляционную жалобу департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области удовлетворить частично.

Решение Арбитражного суда Ярославской области 26.03.2021 по делу №А82-13802/2020 отменить в части, принять по делу новый судебный акт, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» удовлетворить частично.

Взыскать с департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области за счет средств казны Ярославской областив пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ярославль» 218 176 руб. 64 коп. убытков, 399 руб. расходов по оплате госпошлины по иску.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий

Т.В. Чернигина

Судьи

И.Ю. Барьяхтар

Т.А. Щелокаева