НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Ямало-Ненецкого АО от 13.02.2020 № А81-4350/19

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А81-4350/2019

Резолютивная часть постановления объявлена   февраля 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2020 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Сириной В.В.

судей                                                    Зиновьевой Т.А.

                                                             Севастьяновой М.А.

при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Совхоз Верхне-Пуровский»
на решение от 03.07.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретинова Н.М.) и постановление от 01.11.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу № А81-4350/2019 по заявлению общества
с ограниченной ответственностью «Совхоз Верхне-Пуровский» (629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский р-н, г. Тарко-Сале,
ул. Ленина, д. 17 «Б», ОГРН 1088911000309, , ИНН 8911023470)
к департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений
и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Матросова,
д. 29, ОГРН 1058900021861, ИНН 8901017195) о признании решения
об отказе в проведении аукциона незаконным, об обязании совершить определенные действия.

В заседании приняли участие представители:

от общества с ограниченной ответственностью «Совхоз Верхне-Пуровский» – Тимофеев Ю.М. по доверенности от 06.02.2020, Токмаков С.В.
по доверенности от 08.07.2019, Николаенко А.А. по доверенности
от 29.04.2019;

от департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений
и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа – Жолобов Е.О. по доверенности от 14.01.2020.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Совхоз Верхне-Пуровский» (далее – ООО «Совхоз Верхне-Пуровский», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением
к департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений
и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – департамент, заинтересованное лицо) о признании решения
от 11.04.2019 № 270117/8900 об отказе в проведении аукциона незаконным, обязании принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка.

Решением от 03.07.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением
от 01.11.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда,
в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Совхоз Верхне-Пуровский» обратилось с кассационной жалобой,
в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить полностью, принять новый судебный акт о признании решения заинтересованного лица от 11.04.2019
№ 270117/8900 об отказе в проведении аукциона незаконным, признать право общества на заключение с ним договора аренды земельных (лесных) участков, как с использованием процедуры аукциона по предоставлению таких земельных (лесных) участков, так и без проведения аукциона, сроком на 49 лет.

В обоснование жалобы приведены следующие доводы: суды первой
и апелляционной инстанций пришли к различным выводам относительно относительно права общества обратиться к департаменту с заявлением
о проведении аукциона; является неверным вывод судов об обязанности общества подготовить проектную документацию; статья 107 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) не действовала на момент вынесения решения судом первой инстанции; все 56 испрашиваемых лесных участков имеют смежные границы, обладают сходными характеристиками, примыкают друг к другу без создания вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.

В дополнении к жалобе кассатор указывает, что просительная часть жалобы, включающая в качестве результата ее рассмотрения признание судом кассационной инстанции права общества на предоставление ему
в аренду земельных (лесных) участков как с использованием процедуры аукциона, так и без проведения аукциона сроком на 49 лет, была сформулирована исходя из установленного статьей 9  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) права распоряжаться принадлежащими обществу правами по его усмотрению. На основании изложенного, представив с дополнением копию договора безвозмездного пользования участком лесного фонда от 19.02.2001 № 40, заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт, устанавливающий право общества на безвозмездное использование оленьих пастбищ для ведения обществом традиционной хозяйственной деятельности в границах особо охраняемой территории традиционного природного пользования.

В отзыве на кассационную жалобу департамент просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы
и возражения.

Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов
в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам
и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа
от 09.01.1998 № 10 «О проектах перераспределения земель традиционного хозяйственного использования в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа» и постановления губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.05.2000 № 321 «О внесении изменений
и дополнений в постановление губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.01.1998 № 10», между СПК «Верхне-Пуровский» (правопреемник – ООО «Совхоз ВерхнеПуровский») и Таркосалинским лесхозом заключен договор от 19.02.2001 № 40.

Согласно условиям указанного договора, Таркосалинский лесхоз передал, а СПК «Верхне-Пуровский» принял в безвозмездное пользование земельный участок лесного фонда общей площадью 4 394 064 га в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности по развитию традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера (оленеводство, побочное пользование лесом, в том числе сбор дикоросов, охотничий промысел и т.д.).

В связи с принятием Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ
«О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»,
в соответствии с приказом МПР РФ от 04.10.2007 № 258 «Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие
с Лесным кодексом Российской Федерации», а также на основании решения от 12.12.2008 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа
по делу № А81-4800/2008, между департаментом и обществом заключен договор аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда
от 16.03.2009 № 407/Л-08 сроком действия до 16.03.2019 (далее – договор аренды).

По истечении срока действия договора аренды департаментом в адрес общества для подписания направлен акт приема-передачи лесного участка (письмо от 18.03.2019 № 2701-17/6464, входящий общества от 20.03.2019
№ 162), а также в адрес общества направлено требование о возврате арендованного лесного участка в срок до 20.04.2019 (письмо от 10.04.2019
№ 2701-17/8717).

В установленный срок арендованные лесные участки обществом
не возвращены.

ООО «Совхоз Верхне-Пуровский» 19.03.2019 обратилось в адрес департамента с заявлением от 07.03.2019 о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесных участков, которыми заявитель пользовался на основании договора аренды: 89:05:020503:1184, 89:05:020504:1341, 89:05:020505:5041, 89:05:020506:2625, 89:05:020507:2358, 89:05:020508:994, 89:05:020509:3011, 89:05:020602:2708, 89:05:020603:352, 89:05:020604:98, 89:05:020605:2321, 89:05:020606:60, 89:05:020607:54, 89:05:020608:1058, 89:05:020609:2631, 89:05:020610:3817, 89:05:020611:409, 89:05:030601:562, 89:05:030603:4119, 89:05:030603:4121, 89:05:030604:8415, 89:05:030605:3602, 89:05:030606:5275, 89:05:030607:9683, 89:05:030607:9684, 89:05:030608:5173, 89:05:030609:523, 89:05:030610:222, 89:05:030610:218, 89:05:030702:672, 89:05:030801:3640, 89:05:030802:3552, 89:05:030802:3553, 89:05:030803:6134, 89:05:030804:5273, 89:05:030901:4419, 89:05:030901:5195, 89:05:020612:924, 89:05:020612:932, 89:05:020612:934, 89:05:020612:935, 89:05:020612:942, 89:05:020603:394, 89:05:020603:395, 89:05:020603:396, 89:05:020603:398, 89:05:020201:2311, 89:05:030603:4333, 89:05:030603:4334, 89:05:030603:4335, 89:05:030603:4342, 89:05:030603:4343, 89:05:030603:4344, 89:05:030603:4346, 89:05:030603:4347, 89:05:030603:4348, расположенных
в Ямало-Ненецком автономный округе, Пуровском районе, с целью ведения сельского хозяйства (северное оленеводство), заготовки пищевых лесных ресурсов.

Заявителю 11.04.2019 направлено письмо исх. № 270117/8900, согласно которому организация аукциона в отношении испрашиваемых лесных участков для ведения сельского хозяйства (северного оленеводства)
и заготовки пищевых лесных ресурсов невозможна, в том числе с учетом части 3 пункта 6 статьи 78 ЛК РФ, на основании следующего:

– на всех испрашиваемых в пользование участках (56 единиц) расположены особо защитные участки леса (согласно пункту 2 части 2.1 статьи 107 ЛК РФ на особо защитных участках леса запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства);

– испрашиваемые в пользование лесные участки обременены правами пользования (пункт 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлен запрет на проведение аукциона в отношении лесного участка уже предоставленного
в пользование);

– лесные участки должны быть спроектированы из совокупности примыкающих друг к другу лесотаксационных выделов без создания вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы (пункт 9 Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, утвержденных приказом Минприроды России от 03.02.2017 № 54 (далее – Приказ № 54)).

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в арбитражный суд с требованием признать решение от 11.04.2019 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества, исходил из наличия у заинтересованного лица права на обращение с заявлением в уполномоченный орган лишь в двух случаях: на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины;
на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений; отсутствия обязанности у органа государственной власти по заявлению заинтересованного лица выставлять на аукцион лесные участки для ведения сельского хозяйства; невозможности предоставления участков для заявленных целей ввиду расположения на них особо защитных участков леса; предоставления испрашиваемых лесных участков или их частей
в пользование другим лицам; отсутствия подготовленной проектной документации, отвечающей требованиям Приказа № 54.

Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, руководствовался тем, что заинтересованное лицо обладает правом на обращение с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, однако действующим законодательством не предусмотрена обязанность для органа, уполномоченного в области лесных отношений, предоставить в аренду лесные участки для целей, испрашиваемых заявителем или по заявлению заинтересованных лиц, равно как и обязанность по проведению аукциона, кроме случаев проведения аукциона для заключения договора аренды в целях заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений. При этом судом было отмечено, что департамент не возражает против проведения аукциона при условии соблюдения требований, указанных в решение
от 11.04.2019.

Кроме того, судом апелляционной инстанции было установлено, что ООО «Совхоз Верхне-Пуровский» является коммерческой организацией, осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную
на систематическое получение прибыли от разведения северных оленей. Как указывает общество, стадо северных оленей превышает 11,5 тысяч голов,
из которых 3 тысячи голов оленей являются оленями родовых общин. Таким образом, в рамках именно коммерческой деятельности истцом задействовано 8,5 тысяч голов оленей.

Ссылки заявителя на закон Ямало-Ненецкого автономного округа
от 02.11.1998 № 46-ЗАО «Об оленеводстве» были признаны апелляционной коллегией ошибочными, поскольку данный закон утратил силу в связи
с принятием Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.06.2016
№ 34-ЗАО «Об оленеводстве в Ямало-ненецком автономном округе» (далее – Закон № 34-ЗАО).

Руководствуясь статьями 1, 8, пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона
№ 34-ЗАО, частью 1 статьи 12, частью 1 статьи 87 ЛК РФ, так как земельные (лесные) участки для оленеводства представляются в соответствии
с федеральным законодательством и законодательством автономного округа, лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, ввиду того, что Лесохозяйственным регламентом Таркосалинского лесничества установлены параметры разрешенного использования лесов для ведения сельского хозяйства, в том числе для пастьбы скота (северные олени) – 100 га/гол, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что заявитель с учетом количества находящихся в его владении голов оленей не обосновал испрашиваемую в аренду площадь лесных участков – более 4 500 000 га,
в то время как таковая может составлять 850 000 га.

С выводами суда первой инстанции о том, что общество не может претендовать на лесные участки, которые отнесены к особо защищенным участкам леса, суд апелляционной инстанции согласился, отклонив доводы общества о невыяснении судом обстоятельств наличия особо защитных участков леса на всех лесных участках, поскольку действующие границы особо защитных участков леса установлены приказом Рослесхоза
от 12.10.2017 № 541 «О выделении особо защитных участков лесов
на территории Красноселькупского, Надымского, Ноябрьского, Таркосалинского лесничеств Ямало-ненецкого автономного округа
и установлении их границ», помимо этого в материалы дела представлены схемы размещения границ испрашиваемых лесных участков, из которых усматриваются границы особо защитных участков леса.

Согласно приказу Рослесхоза от 12.10.2017 № 541 «О выделении особо защитных участков лесов на территории Красноселькупского, Надымского, Ноябрьского, Таркосалинского лесничеств Ямало-Ненецкого автономного округа и установлении их границ»; перечню особо защитных участков леса (ОЗУ), расположенных в границах лесного участка с кадастровым номером 89:05:020611:409 (Таркосалинское участковое лесничество); схеме размещения границ испрашиваемого лесного участка 89:05:020611:409
от 19.06.2019; перечню особо защитных участков леса (ОЗУ), расположенных в границах лесного участка с кадастровым номером 89:05:030802:3553 (Пурпейское участковое лесничество); перечню особо защитных участков леса (ОЗУ), расположенных в границах лесного участка
с кадастровым номером 89:05:030802:3553 (Муравленковское участковое лесничество); схеме размещения границ испрашиваемого лесного участка 89:05:030802:3553 от 20.06.2019 (Пурпейское и Муравленковское участковые лесничества; перечню особо защитных участков леса (ОЗУ), расположенных в границах лесного участка с кадастровым номером 89:05:020607:54 (Уренгойское участковое лесничество); схеме размещения границ испрашиваемого лесного участка 89:05:020607:54 от 18.06.2019 (Уренгойское участковое лесничество), в соответствии с материалами лесоустройства
на всех испрашиваемых в пользование участках расположены особо защитные участки леса, которые имеют особый режим пользования.

Доводы общества о том, что ни один из земельных участков не передан в пользование юридическому или физическому лицу, суд апелляционной инстанции признал несостоятельными, поскольку они противоречат представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН.

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках
и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельного участка кадастровым номером 89:05:020611:409 от 20.06.2019 (Таркосалинское участковое лесничество); выписке из ЕГРН об основных характеристиках
и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельного участка кадастровым номером 89:05:030802:3553 от 20.06.2019 (Пурпейское участковое лесничество); выписке из ЕГРН об основных характеристиках
и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельного участка кадастровым номером 89:05:030802:3553 от 20.06.2019 (Муравленковское участковое лесничество); выписке из ЕГРН об основных характеристиках
и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельного участка кадастровым номером 89:05:020607:54 от 20.06.2019 (Уренгойское участковое лесничество)), испрашиваемые лесные участки или их части предоставлены в пользование другим лицам.

В отношении возможности многоцелевого использования лесных участков судебная коллегия апелляционного суда пришла к выводу, что многоцелевое использование возможно только в случае если лесной участок уже предоставленный гражданину или юридическому лицу предоставляется другому лицу в аренду без торгов (например, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов).

Исходя из положений пункта 2 статьи 3, статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), части 1 статьи 3, статьи 70.1 ЛК РФ, поскольку при предоставлении в аренду лесного участка должна быть подготовлена проектная документация, данная процедура является самостоятельной и не относится к порядку организации
и проведения аукциона, обществом проектная документация департаменту
не представлена, что входит в его обязанности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии обоснованности требований заявителя.

Кроме того, в нарушение пунктов 2, 9 Приказа № 54, согласно представленным в материалы дела схемам испрашиваемых лесных участков, выписок из ЕГРН, из обзорной схемы лесных участков следует, что контур участка является многогранным, обладает изломанными границами, вклиниваниями, вкрапливаниями, поглощает лесные участки, предоставленные в аренду иным лицам. Так, например, земельный участок
с кадастровым номером 89:05:020609:2631 состоит из 255 контуров, земельный участок с кадастровым номером 89:05:030802:3553 состоит из 278 контуров, земельный участок с кадастровым номером 89:05:020505:5041 состоит из 254 контуров, земельный участок с кадастровым номером 89:05:030803:6134 состоит из 500 контуров, земельный участок
с кадастровым номером 89:05:030605:3602 состоит из 300 контуров, земельный участок с кадастровым номером 89:05:030603:4121 состоит
из 49 контуров, земельный участок с кадастровым номером 89:05:020608:1058 состоит из 106 контуров.

Обратного обществом в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказано.

Доводы заявителя об отсутствии у департамента полномочий
на распоряжение земельными участками, находящими в собственности Российской Федерации, апелляционный суд посчитал несостоятельными, поскольку департамент осуществляет государственную функцию
по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в аренду, то есть департамент уполномочен на принятие решений о предоставлении земель лесного фонда, находящихся в пределах границ Ямало-Ненецкого автономного округа, в пользование заинтересованным лицам или о прекращении прав пользования ими.

Судебная коллегия апелляционного суда отметила возможность проведения аукциона в случае соблюдения совхозом предусмотренных законодательством требований.

Суд кассационной инстанции полагает, что судами первой
и апелляционной инстанций принято по существу спора правильное решение на основании следующего.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8
«О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие
их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

При этом часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию
и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается
на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.

В силу части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные
с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.

Согласно статье 7 ЗК РФ по своему целевому назначению земли
в Российской Федерации подразделяются на категории, к числу которых,
в числе прочих, отнесены земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда (подпункты 1, 5 пункта 1).

В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя
из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами
и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством (пункт 2 статьи 101 ЗК РФ).

Частью 1 статьи 8 ЛК РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Право предоставления земельных участков в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в силу статьи 83 ЛК РФ.

Земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются
в обороте (пункт 5 статьи 27 ЗК РФ).

Согласно статье 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением
их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (части 1 и 2 статьи 12 Кодекса).

При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий
по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (пункт 5 статьи 12 ЛК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ЛК РФ лесное законодательство
и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе, на следующих принципах: обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах
и лесных ресурсах.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.01.1998 № 1-П, лесной фонд – ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества
в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов – представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода
и имеет специальный правовой режим.

Нормы статьи 38 ЛК РФ допускают возможность использования лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (часть 1). Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков (часть 3).

Таким образом, допускается использование лесов для целей ведения сельского хозяйства, в том числе северного оленеводства, но исключительно на основании условий, предусмотренных ЛК РФ и ЗК РФ.

Полномочиями по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации, а также полномочиями по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование наделены органы государственной власти субъекта Российской Федерации (статьи 82, 83 ЛК РФ).

Согласно частям 1, 4 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся
в государственной или муниципальной собственности, предоставляются заинтересованным лицам на основании договоров аренды, к которым применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При этом объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 ЛК РФ).

Следовательно, земельный участок предоставляется по договору аренды лесного участка на основании положений ЛК РФ.

В силу части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса,
за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.

Согласно части 5 статьи 73.1 ЛК РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных
в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса.

Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося
в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 6 статьи 73.1 ЛК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ решение о проведении аукциона
на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося
в государственной или муниципальной собственности, либо
на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также – аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных
в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса, в том числе
по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии
с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса.

Часть 6 статьи 78 ЛК РФ устанавливает случаи отказа в проведении аукциона, в том числе:

1) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другому гражданину или юридическому лицу;

2) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесных насаждений, право собственности на которые уже передано другому гражданину или юридическому лицу;

3) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) заявление о проведении аукциона подано заявителем, с которым
в соответствии с настоящим Кодексом не может быть заключен договор купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона;

5) заявление о проведении аукциона не соответствует требованиям
к порядку и способам подачи или формату такого заявления, установленным в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи.

В случаях, когда заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным органом принимается решение
об отказе в проведении аукциона (пункт 3 части 6 статьи 78 ЛК РФ).

На основании положений указанных норм суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что общество обладает правом обратиться к департаменту с заявлением о проведении аукциона
на право заключения договора аренды лесного участка, но в то же время действующее законодательство, в том числе ЛК РФ, не предусматривают обязанности, а также каких-либо сроков ее исполнения для органа, уполномоченного в области лесных отношений, предоставить в аренду лесные участки для целей, испрашиваемых заявителем или по заявлению заинтересованных лиц, равно как и обязанности по организации проведения аукциона, кроме случаев проведения аукциона для заключения договора аренды для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм, а также
с учетом мнения Конституционного Суда Российской Федерации, выраженного в постановлении от 09.01.1998 № 1-П, департамент не может произвольно использовать свои полномочия по распоряжению лесными участками, осуществление указанной функции должно отвечать приведенным нормам об использовании лесов, а отказ в проведении аукциона должен быть мотивирован.

Традиционная деятельность лиц, относимых к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, защищается законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона № 34-ЗАО настоящий закон регулирует общественные отношения в сфере оленеводства в Ямало-Ненецком автономном округе в целях сохранения исконной среды обитания
и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера
в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – коренные малочисленные народы Севера, автономный округ).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Закона № 34-ЗАО под личным оленеводческим хозяйством следует понимать объединение лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, иных лиц, не относящихся
к коренным малочисленным народам Севера, постоянно проживающих
на территории автономного округа, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами
в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, связанных родством и (или) свойством, имеющих в собственности оленей, занимающихся оленеводством на основе личного участия, не являющихся членами общин коренных малочисленных народов Севера. Личное оленеводческое хозяйство может также состоять из одного лица.

Статьей 8 Закона № 34-ЗАО установлено, что земельные (лесные) участки для оленеводства предоставляются субъектам оленеводства
в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

В соответствии с частью 1 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

Согласно части 1 статьи 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества (часть 6 статьи 87 ЛК РФ).

Как установлено судом апелляционной инстанции, лесохозяйственным регламентом Таркосалинского лесничества, размещенным на официальном сайте правительства Ямало-Ненецкого автономного округа www.yanao.ru, предусмотрены параметры разрешенного использования лесов для ведения сельского хозяйства, в том числе для пастьбы скота (северные олени) –
100 га/гол. Соответственно, исходя из того, что общество обладает
8,5 тысячами оленей, то возможная площадь земельного участка может составлять 850 000 га. Вместе с тем, общество испрашивает в аренду лесные участки общей площадью более 4 500 000 га, однако обоснование такой площади в соответствии с законодательством не представлено.

В силу статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены
к защитным лесам.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 – 109 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 107 ЛК РФ особо защитные участки лесов выделяются в защитных лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах.

Частью 2.1 статьи 107 ЛК РФ предусмотрено, что на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи, запрещаются:

1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса;

2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения
и пчеловодства;

3) размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо
с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 ЛК РФ).

Из материалов дела следует и судами правильно установлено, что
на всех лесных участках расположены особо защитные участки леса, при этом общество занимается именно ведением сельского хозяйства в виде северного оленеводства, рыболовства и охоты, следовательно, исходя
из положений указанных норм, оно не вправе претендовать лесные участки, которые отнесены к особо защитным участкам леса.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним
из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Таким образом, по смыслу приведенной нормы права, лесные участки должны образовываться на основании проектной документации. Формирование лесного участка в соответствии со схемой расположения допускается только в случаях, не связанных с использованием лесов.

В силу части 7 статьи 70.1 ЛК РФ проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса.

Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 12 статьи 70.1 ЛК РФ).

Согласно пункту 2 Приказа № 54 подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

Постановлением губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа
от 21.04.2016 № 73-ПГ утвержден административный регламент департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений
и развития нефтегазового комплекса ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению государственной услуги «Проектирование лесных участков на землях лесного фонда».

Таким образом, общество не лишено возможности инициировать процедуру разработки и последующего утверждения проектной документации в отношении спорного участка в соответствии
с приведенными выше нормами лесного законодательства.

При этом суд округа отмечает, что в заявлении общества от 07.03.2019 не ставился вопрос о подготовке департаментом проектной документации
и ее утверждении. В рамках настоящего спора требований о возложении
на ответчика соответствующей обязанности общество не заявляло, в связи
с чем вопрос о лице, обязанном подготовить проектную документацию, находится за пределами спорных правоотношений.

Позиция общества о том, что департамент обязан разработать
и утвердить проектную документацию на стадии подготовки к проведению аукциона, нормативно не обоснована. Процедура формирования лесного участка путем подготовки проектной документации является самостоятельной (статья 70.1 ЛК РФ) и не относится к порядку организации и проведения аукциона по предоставлению лесных участков (статья 78
ЛК РФ).

Как следует из пункта 4 Приказа № 54, площадь проектируемого лесного участка определяется в текстовой части проектной документации,
в которой также отражается наличие на проектируемом лесном участке особо защитных участков лесов. Кроме того, вид (виды) разрешенного использования проектируемого лесного участка указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 ЛК РФ,
с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 7 Приказа
№ 54). Также, лесные участки проектируются из совокупности примыкающих друг к другу лесных кварталов или лесотаксационных выделов без создания вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы (пункт 9 Приказа № 54).

Таким образом, вопросы образования лесного участка, определение его площади и иных имеющих значение для его использования характеристик, разрешаются при подготовке проектной документации. Однако, как указано выше, обществом не ставился вопрос о подготовке проектной документации, который может быть им инициирован в соответствии с указанным выше административным регламентом.

Частью 1 статьи 25 ЛК РФ предусмотрены виды использования лесов,
в том числе ведение сельского хозяйства.

В силу части 2 статьи 25 ЛК РФ леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, лесное законодательство не содержит запрета
на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления различных (разрешенных) видов деятельности. При этом ограничение, как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей, возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно. Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной
в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 № 2111/10.

Многоцелевое использование лесного участка возможно в том случае, ели планируемые виды одновременного использования лесов не являются взаимоисключающими и могут быть осуществлены без ущемления законных прав и интересов нескольких лесопользователей.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций было правильно установлено, что часть лесных участков или их части предоставлены в пользование другим лицам, однако не была установлена невозможность одновременного многоцелевого лесопользования одним земельным участком.

Вместе с тем, учитывая наличие иных указанных выше оснований для отказа в проведении аукциона, данный вывод не привел к принятию неправильного судебного акта.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся
в материалах дела доказательства, учитывая, что заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юрдическому лицу в аренду в соответствии
с законодательством Российской федерации, уполномоченным органом правомерно было принято решение об отказе в проведении аукциона, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали
в удовлетворении заявленных требований.

Сформулированное в просительной части кассационной жалобы требование общества о принятии нового судебного акта, устанавливающего право общества на безвозмездное использование оленьих пастбищ для ведения обществом традиционной хозяйственной деятельности в границах особо охраняемой территории традиционного природного пользования,
не может быть удовлетворено судом кассационной инстанции в силу отсутствия полномочий, предусмотренных в статьи 287 АПК РФ. Такое требование не было заявлено ранее и по нему не было принято судебных актов, которые могут предметом кассационного обжалования.

Таким образом, доводы подателя жалобы не свидетельствуют
о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46
«О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» при обжаловании судебных актов
в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина
для юридических лиц составляет 1 500 руб.

На основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21
и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 03.07.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 01.11.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А81-4350/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Совхоз Верхне-Пуровский» из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 19.12.2019
№ 1160.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     В.В. Сирина

Судьи                                                                  Т.А. Зиновьева

                                                                            М.А. Севастьянова