НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 31.10.2008 № А69-591/08-6-Ф02-4719/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

№А69-591/08-6-Ф02-4719/2008

31 октября 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Смоляк Л.И.,

судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,

представители сторон в судебном заседании участия не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва на решение от 20 июня 2008 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу №А69-591/08-6 (суд первой инстанции: Павлов А.Г.),

установил:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тывинский государственный университет» (далее – ТывГУ, Университет) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее – ТУ ФСФБН, Управление) от 27.12.2007 № 180.

Решением суда первой инстанции от 20 июня 2008 года заявленные требования удовлетворены.

Судом апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда по мотивам несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права.

Заявитель жалобы указывает на неправомерное использование средств федерального бюджета, выразившееся в том, что Университетом произведены доплаты к заработной плате руководителей ТывГУ за счёт средств федерального бюджета без разрешения вышестоящей организации, в нарушение Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 20.01.1994 № 2 «О порядке установления стимулирующих надбавок руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании», утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 20.01.1994 №6 (далее – Разъяснения о порядке установления стимулирующих надбавок), и пункта 5.10 трудового договора между Федеральным агентством по образованию и ректором ФИО1 (дополнение к трудовому договору от 25.08.2006 № 861), а также ежемесячная доплата к должностному окладу исполняющего обязанности ректора ТывГУ ФИО2 без разрешения вышестоящей организации, в нарушение пункта 2 Положения «О статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 695 (далее - Положение о статусе ректора).

Кроме того, заявитель жалобы не согласен с выводом суда о правомерности произведённых доплат за вредность (работу за дисплеем ЭВМ) в размере 12 % от должностного оклада.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, Управление ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.

В судебном заседании в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв с 27 октября до 31 октября 2008 года до 12 часов 00 минут. После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Тыва норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, протоколом заседания Ученого совета Университета № 2 от 25.12.1997 утверждено положение о материальной поддержке и выплатах стимулирующего характера для профессорско-преподавательского состава и сотрудников Университета, в соответствии с которым установлена выплата стимулирующего характера в виде надбавки 80% к должностному окладу ректора, источником выплаты указана экономия по фонду оплаты труда.

16.11.2004 заключен трудовой договор № 363 между Федеральным агентством по образованию и ФИО1, утвержденным в должности ректора ТывГУ приказом № 17-2-2/31 от 17.11.2004.

Приказом ТывГУ № 704 от 13.09.2007 на должность первого проректора принят ФИО2, с которым заключен трудовой договор №230-07.

Приказом № 18-02/197 от 14.09.2007 исполнение обязанностей ректора Университета возложено с 14.09.2007 на первого проректора ФИО2

В дополнение к данному приказу ФИО2 приказом от 20.09.2007 № 718 установлены доплаты, в том числе, в размере 50% к должностному окладу за статус ректора, 12% к должностному окладу за вредные условия труда, 80% к заработной плате на основании положения о материальной поддержке и выплатах стимулирующего характера.

Согласно выписке из протокола № 2 заседания ученого совета ТывГУ от 04.10.2007 решено производить доплату к заработной плате и.о. ректора Университета ФИО2 в размере 50%.

Приказом № 830 от 22.10.2007 с 04.10.2007 и.о. ректора ФИО2 установлены ежемесячные выплаты в виде заработной платы в размере 50% от начислений по бюджетной ставке из внебюджетных средств на основании решения Ученого совета от 04.10.2007.

Приказом № 927 от 28.11.2007 во изменение приказа № 718 от 20.09.2007 первому проректору ТывГУ ФИО2 установлена надбавка к должностному окладу в размере 13000 рублей за исполнение обязанности ректора с 14.09.2007 из экономии фонда заработной платы федерального бюджета (с перерасчетом заработной платы с 14.09.2007).

04.12.2007 на основании квитанции к приходному кассовому ордеру № 5030 ФИО2 произвел возврат зарплаты в размере 16185 рублей 39 копеек.

Федеральным агентством по образованию письмами от 12.12.2007, 26.12.2007 указано на наличие права Университета на установление надбавки проректору, исполняющему обязанности ректора, согласно статье 151 Трудового кодекса Российской Федерации, а также на отсутствие нормативных документов, устанавливающих, из каких средств (бюджетных или внебюджетных) производится данная доплата.

24.12.2007 утверждено Положение о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда работникам ТывГУ, в соответствии с пунктом 3 которого на работах с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда доплаты устанавливаются до 12% (включительно) должностного оклада, а на работах с особо опасными, особо вредными и особо тяжелыми условиями труда до 24% включительно, а также утвержден перечень работ с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, на которых устанавливается доплата.

Управлением в соответствии с поручением Прокуратуры Республики Тыва от 22.10.2007 №7/16-28-07 проведена проверка начисления и выплаты заработной платы ректору Университета и приобретения квартир для работников за период с 01.01.2007 по 01.11.2007.

Проверкой установлено неправомерное расходование средств федерального бюджета в виде переплаты заработной платы на общую сумму 245 754 рублей 80 копеек, из них ФИО2 – 51 512 рублей 88 копеек, ФИО1 – 194 241 рублей 92 копейки.

В ходе проверки возмещена и удержана переплата по заработной плате исполняющему обязанности ректора ФИО2 на общую сумму 36 198 рублей 20 копеек.

Результаты проверки отражены в акте № 243 от 06.12.2007, на основании которого ТУ ФСФБН вынесено предписание по устранению выявленных нарушений № 180 от 27.12.2007. Университету предписано принять меры по возмещению неправомерно использованных средств, из них 227 517 рублей 66 копеек, необоснованно выплаченных в качестве 80% доплаты «за должность ректора» ФИО2 - в размере 42 478 рублей 6о копеек, ФИО1 – в размере 185 039 рублей 06 копеек; 7 285 рублей 71 копейка, необоснованно выплаченных в качестве 50% доплаты «за сложность и напряженность и социальный режим работы (статус ректора)» ФИО2; 10 591 рублей 43 копейки, необоснованно выплаченных за счет средств федерального бюджета в виде доплаты к заработной плате в размере 12% за вредные условия труда при отсутствии заключения экспертной комиссии, из них ректору ФИО1 – 9 202 рубля 86 копеек, ФИО2 – 1 748 рублей 57 копеек, перечислить указанные денежные средства в доход федерального бюджета.

Полагая, что данное предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы, ТывГУ обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии в действиях Университета неправомерного использования средств федерального бюджета, посчитав, что спорные денежные выплаты производились Университетом в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем признал недействительным и отменил оспариваемое предписание. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, исходя из следующего.

Из содержания пунктов 1, 4, 5 Положения о федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06. 2004 № 278, а также пунктов 1, 5.14.1, 5.14.7 Положения о территориальных органах федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, следует, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом.

Согласно оспариваемому предписанию, выявленное нарушение представляет собой незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием.

Статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно, в том числе, на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников.

В силу части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из статьи 145 названного Кодекса оплата труда руководителей организаций, их заместителей в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки», действовавшего в период выплат спорных сумм, учреждения, организации и предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе Единой тарифной сетки.

Разъяснениями о порядке установления стимулирующих надбавок, предусмотрено, что стимулирующие надбавки к должностным окладам руководителей учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, устанавливаются решением вышестоящего органа управления применительно к порядку, определенному в соответствии с пунктом 5 вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 № 785.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников.

Частью 3 данной статьи установлено, что высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание высшего учебного заведения, и (или) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 18 подраздела V.9. раздела V Устава ТывГУ, утвержденного Министерством образования Российской Федерации 20.08.2002, определение размеров и порядка установления доплат и надбавок к должностным окладам всех категорий работников и служащих отнесено к полномочиям Учёного совета Университета.

Согласно статье 151 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 Кодекса).

В силу статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как установлено судом первой инстанции в соответствии с имеющимися в материалах дела доказательствами, спорные денежные выплаты произведены ректору ФИО1 и исполняющему обязанности ректора ФИО2 на основании трудовых договоров, приказов, решений Учёного совета и положений Университета. Данный факт заявителем кассационной жалобы не оспаривается.

При таких условиях действия Университета по использованию средств федерального бюджета в пределах полученных им денежных средств на оплату труда работников обоснованно признаны судом правомерными.

Выводы суда основаны на установленных по делу обстоятельствах, подтверждены имеющимися в деле доказательствами и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Учитывая изложенное, доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерности выплаты спорных денежных сумм несостоятельны.

Ссылка заявителя жалобы на пункт 5.10 трудового договора между Федеральным агентством по образованию и ректором ФИО1 (дополнение к трудовому договору от 25.08.2006 № 861), в силу которого по решению Учёного совета вуза ректору может быть установлена надбавка из внебюджетных средств, не влияет на выводы суда, поскольку данное положение не свидетельствует об установлении Университетом надбавок только из внебюджетных средств и не исключает применение названных выше норм, регулирующих выплаты материального стимулирования.

Довод относительно оспаривания вывода суда о правомерности произведённых доплат за вредность (работу за дисплеем ЭВМ) в размере 12 % от должностного оклада не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции. Указанная доплата предусмотрена утвержденными Приказом Гособразования СССР от 20.08.1990 № 579 (в редакции Приказа от 03.01.91 № 1) Положением о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда в учреждениях и организациях системы Гособразования СССР, Перечнем работ с неблагоприятными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты.

Выводы суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем у суда кассационной инстанции, учитывая положения статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции, отсутствуют правовые основания для их переоценки.

Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.

Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, а также выводов, сделанных судом по результатам рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах согласно пункту 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.

Руководствуясь статьями 274, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 20 июня 2008 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу №А69-591/08-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.И. Смоляк

Судьи

Л.А. Кадникова

М.М. Шелёмина

.