Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск
31 августа 2023 года
Дело № А33-31118/2022
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Левошко А.Н.
рассмотрев кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ТеплоСервис» на решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 марта 2023 года по делу № А33-31118/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2023 года по тому же делу,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ТеплоСервис»
(ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края (далее – служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 97-15.15.5-22 от 26.10.2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощённого производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 марта 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает, что в его деяниях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, поскольку объективную сторону данного правонарушения образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидии, в то время как возврат не использованной части субсидии с нарушением установленного срока не является условием ее предоставления.
Служба в отзыве на кассационную жалобу выразила согласие с обжалуемыми судебными актами.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству размещена Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в информационной системе «Картотека арбитражных дел» в сети «Интернет» 29.07.2023.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции» кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на неё, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления Администрации Богучанского района (далее – администрация)
от 05.03.2020 № 223-п в редакции постановления от 17.07.2020 № 733-п между администрацией и обществом (исполнитель коммунальных услуг) заключено соглашение № 4 от 22.07.2020 о предоставлении в 2020 году субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги на сумму 38 974 996 рублей с периодом предоставления с 01.06.2020 по 31.12.2020 (далее – Соглашение), по условиям которого исполнитель коммунальных услуг обязуется, в том числе соблюдать условия предоставления субсидии, установленные Соглашением, Законом Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» (далее – Закон № 7-2835), а также иными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение Закона № 7-2835 (пункт 2.3.1), представлять администрации ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о целевом использовании и потребности в средствах субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги по форме, согласно приложению № 2 к Соглашению, с приложением расчета потребности в средствах субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги с учетом неизменного набора и объема потребляемых коммунальных услуг за отчетный период по форме согласно приложению № 3 к Соглашению (пункт 2.3.2); обеспечить в установленном порядке возврат в доход районного бюджета остатков неиспользованных субсидий или средств субсидий, использованных не по целевому назначению, в срок до 30 января года, следующего за отчетным годом (пункт 2.3.4).
По итогам 2020 года обществом в администрацию предоставлен отчет о фактическом размере компенсации в сумме 38 639 144 рублей.
Средства субсидии, не подтвержденные фактическими объемами поставки населению коммунальных услуг, а также фактическим начислением компенсации гражданам за оказанные коммунальные услуги, в сумме 335 852 рубля возвращены обществом в местный бюджет платежными поручениями № 417 от 23.03.2021 на сумму 335 851 рубль 68 копеек и № 668 от 20.05.2021 на сумму 32 копейки, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.3.4 Соглашения, на 53 и 111 календарных дней соответственно.
Данные обстоятельства выявлены в ходе проведенной в отношении общества на основании приказа службы № 247п от 29.10.2021 встречной проверки в рамках проводимой на основании приказа № 235п от 22.10.2021 выездной проверки, темой которой являлось соблюдение целей, порядка и условий предоставления из бюджета публично-правового образования бюджету другого публично-правового образования субсидии или субвенции либо иного межбюджетного трансфера, имеющего целевое назначения. Результаты встречной проверки отражены в акте от 15.12.2021.
30.08.2022 главным контролером – ревизором отдела контроля за использованием межбюджетных трансферов службы в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, а 28.10.2022 руководителем службы вынесено постановление № 97-15.15.5-22, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением службы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности административным органом наличия в деяниях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствия существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, наличия оснований для привлечения общества к административной ответственности и применения правовых последствий, предусмотренных частью 4.1.1 КоАП РФ.
Из положений статьи 210 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 4); при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6).
Частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления.
Согласно статье 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1); субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2); в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1).
Статьей 2 Закона № 7-2835 предусмотрено, что в случае если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на текущий год в порядке, определенном законодательством (далее в целях настоящего Закона - плата за коммунальные услуги, рассчитанная по ценам (тарифам), превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса, производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги (пункт 1); размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса (пункт 2); компенсация части платы граждан за коммунальные услуги предоставляется исполнителям коммунальных услуг в форме субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг, за исключением ресурсоснабжающих организаций, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения и получивших компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду, а также исполнителей коммунальных услуг, предоставляющих коммунальные услуги населению и заключивших договоры теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения с такими ресурсоснабжающими организациями (пункт 3); условия предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются Правительством края в соответствии с настоящим Законом (пункт 6).
Постановлением Правительства Красноярского края от 09.04.2015 № 165-п «О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» утверждены, в том числе Порядок расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, Условия предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, Порядок и сроки перечисления средств компенсации части платы граждан за коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг (далее – Порядок № 165-п), Порядок возврата средств компенсации части платы граждан за коммунальные услуги.
Постановлением Администрации Богучанского района от 17.04.2015 № 431-п утвержден Порядок предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги на территории Богучанского района, контроля за соблюдением условий предоставления компенсации и возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления (далее – Порядок № 431-п).
В силу положений пункта 2.3 Порядка № 165-п, пункта 5.3 Порядка № 431-п на основании годового отчета о целевом использовании и потребности в средствах компенсации исполнителями коммунальных услуг осуществляется возврат остатка неиспользованных субсидий или средств субсидий, использованных не по целевому назначению, в районный бюджет в срок до 30 января года, следующего за отчетным годом.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что обществом в нарушение требований статьи 78 БК РФ, пунктов 2, 3, 6 статьи 2 Закона № 7-2835, пунктов 2.3, 2.4.3 Порядка № 165-п, пунктов 5.3, 5.4.3 Порядка № 431-п, пункта 2.3.4 Соглашения за 2020 год, устанавливающих в том числе условия предоставления и расходования субсидии, возврат остатка неиспользованной субсидии или средств субсидии, использованных не по целевому назначению, на сумму 335 852 рубля, произведен обществом позднее 30.01.2021; приняли во внимание наличие у общества возможности обеспечения соблюдения установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, непринятие последним всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения, при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, в связи с чем пришли к правильным выводам о наличии в изложенных деяниях общества состава вмененного административного правонарушения, в том числе вины в его совершении.
Доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», не входит в полномочия суда округа.
Судом округа не установлено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 4 статьи 288, часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 марта 2023 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2023 года по тому же делу в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 марта 2023 года по делу
№ А33-31118/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии
с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит обжалованию.
Судья
А.Н. Левошко