НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 31.03.2022 № А58-683/2021

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

31 марта 2022 года

Дело № А58-683/2021

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Ананьиной Г.В.,

рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2021 года по делу № А58-683/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2021 года по тому же делу,

установил:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - Детский сад № 10 «Туллукчаан» Городского округа «Город Якутск» (ОГРН 1021401068644, ИНН 1435124187, далее – учреждение, Детский сад) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) о признании незаконными и отмене постановления № 1/15.14-2020/384 от 03.12.2020 по делу об административном правонарушении/

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2021 года, заявленное требование удовлетворено.

Не согласившись с указанными судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов кассационной жалобы Министерство указывает, что учреждение являлось получателем средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и им были использованы на оплату труда средства субвенции, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в связи, с чем Министерство обладало полномочиями и основаниями на проведение проверки в отношении учреждения и его привлечения к административной ответственности в связи с выявленными нарушениями.

Отзыв на кассационную жалобу представлен не был.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений, установленных частью 5.1 статьи 211 и статьи 288.2 настоящего Кодекса.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа министерства № 01-04/0892 от 19.06.2020 «О назначении камеральной проверки в городском округе «город Якутск» за период 2018-2019 годы» Министерством в отношении органа местного самоуправления была проведена камеральная проверка использования средств, выделенных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций финансирование расходов муниципальных общеобразовательных организаций в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016-2022 годы и на плановый период до 2026 года» в городском округе «город Якутск». В рамках камеральной проверки на основании приказов № 01-04/0974 от 07.07.2020, № 01-04/0999 от 10.07.2020 назначено проведение встречных проверок муниципальных образовательных учреждений городского округа на предмет соблюдения условий соглашений, заключенных в целях исполнения соглашения о предоставлении средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе в отношении Детского сада.

При проведении встречной проверки Детского сада Министерством установлено нецелевое использование учреждением средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 135 620 рублей 10 копеек, а именно средства направлены на выплату ежемесячной стимулирующей выплаты (премии) заместителям руководителя в размере 14% от начисленной заработной платы, не предусмотренной Положениями об оплате труда.

По результатам встречной проверки составлен акт от 14.08.2020 о нецелевом использовании учреждением бюджетных средств.

По факту выявленного нарушения, Министерством в отношении учреждения составлен протокол от 27.11.2020 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Постановлением № 1/15.14-2020/384 от 03.12.2020 учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6 782 рубля.

Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением, учреждение оспорило его в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, исходили из того, что выводы административного органа основаны на доказательствах, полученных Министерством с нарушением норм бюджетного законодательства.

Суд округа полагает решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции не подлежащими отмене по следующим мотивам.

Статьей 15.14 КоАП РФ установлена ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В силу пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) могут являться как главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, так и государственные (муниципальные) учреждения.

Объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования (пункт 3 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Законные методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля определены статьей 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к ним отнесены проверки, ревизии, обследования.

Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки оформляются актом (пункт 2 статьи 267.1 указанного Кодекса).

Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки. Камеральные и выездные проверки проводятся в отношении объектов контроля, то есть лиц, чья финансовая деятельность проверяется. Встречные проверками проводятся в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля (пункт 3 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из приведенных норм следует, что предметом встречной проверки не может являться внутренняя финансовая деятельность лица, в отношении которого не проводится камеральная или выездная проверка, то есть данное лицо в рассматриваемых правоотношениях не выступает в качестве объекта контроля.

Аналогичные нормы о пределах встречной проверки предусмотрены также Порядком осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия) полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в Республике Саха (Якутия), утвержденным Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.04.2014 № 2557.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 № 152 утвержден Порядок расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка субвенции предоставляются в соответствии с соглашениями, заключенными между Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления муниципальных образований.

Согласно пункту 2.4 Порядка субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка субвенции направляются на финансирование расходов муниципальных общеобразовательных организаций в пределах объема нормативов, в том числе на расходы на оплату труда работников согласно Перечню должностей работников, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

Между Управлением образования Окружной администрации города Якутска и учреждением заключено соглашение № 8 от 17.01.2019, предметом которого выступает определение порядка и условий предоставления главным распорядителем бюджетных средств или уполномоченным органом, выполняющим функции учредителя, субсидии из бюджета городского округа «город Якутск» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работы).

Проверкой было установлено, что за счет средств предоставленной субсидии, Детским садом в 2019 году были произведены расходы в размере
135 620 рублей 10 копеек на выплату ежемесячных стимулирующих выплат двум заместителям заведующей детского сада в размере 14% от начисленной заработной платы, не предусмотренной Положениями об оплате труда.

Следовательно, учреждением денежные средства, полученные из бюджета на основании соглашения № 8 от 17.01.2019, частично направлены на цели, не связанные с оказанием услуг в соответствии с муниципальным заданием, что выразилось в направлении указанных средств на выплату ежемесячных стимулирующих надбавок, не предусмотренных системой оплаты труда работников муниципальных организаций образования г. Якутска и не входящих в состав нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в сфере образования. Положением об оплате труда, а иными вышеперечисленными документами, регулирующими порядок выплаты премии и иных стимулирующих выплат, заместителям руководителя учреждения не предусмотрена ежемесячная стимулирующая выплата в фиксированном размере 14% от заработной платы, которая не связана с оценкой результата работы.

Вместе с тем, судами установлено, что встречная проверка учреждения назначена в рамках камеральной проверки муниципального образования, которому предоставлены межбюджетные субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной образовательной программы. Однако в нарушение пункта 3 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предметом проверки обозначена деятельность Детского сада, не являющегося объектом контроля в рамках назначенной камеральной проверки.

При таких обстоятельствах, суды обоснованно и мотивированно признали, что Министерством в отношении учреждения в рамках встречной проверки осуществлен сбор доказательств нецелевого использования бюджетных средств с превышением полномочий административного органа.

Основанием возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения учреждения к административной ответственности послужили доказательства, собранные в ходе встречной проверки и обстоятельства, установленные на основании указанных доказательств, зафиксированные в акте по результатам ее проведения.

Вместе с тем, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Следовательно, в рассматриваемом случае доказательства совершения административного правонарушения по статье 15.14 КоАП РФ, полученные с превышением полномочий в рамках осуществленного мероприятия государственного финансового контроля, то есть с нарушением норм бюджетного законодательства, не могли быть положены в основание оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.

Исходя из изложенного, выводы судов о незаконности оспариваемого по делу постановления Министерства являются правомерными.

Аналогичный правовой подход поддержан Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 13 января 2022 года по делу № А58-334/2021.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае отсутствуют существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2021 года по делу № А58-683/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу –
без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.

Судья

Г.В. Ананьина