НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 30.11.2017 № А19-5909/16

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

Дело № А19-5909/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2017 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

Председательствующего Кадниковой Л. А.,

судей:  Левошко А. Н., Шелёминой М. М.,

при участии в судебном заседании  представителей Государственного учреждения – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Зелент Н.А. (доверенность 20.02.2017 № 308); Управления Федеральной  антимонопольной службы по Иркутской области Тищенко В.А. (доверенность от 09.10.2017); общества с ограниченной ответственностью «Фармэкспресс» Олейниковой Е.А. (доверенность от 01.09.2017), учредителя общества Шабатуровой О.В. (паспорт),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Государственного учреждения – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2017 года по делу № А19-5909/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2017 года по тому же делу  (суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.; суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Басаев Д.В.,                         Сидоренко В.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Фармэкспресс» (г. Шелехов, ОГРН: 1023802254706, ИНН 3821011030, далее - ООО «Фармэкспресс», общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - антимонопольный орган, Иркутское УФАС России) о признании незаконным решения № РНП-38-15 от 03.02.2016  и об исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Шабатурова Оксана Владимировна, Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, Фонд).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2017 года заявленные требования удовлетворены: решение антимонопольного органа № РНП-38-15 от 03.02.2016 признано незаконным как несоответствующее действующему законодательству, на Иркутское УФАС России возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Фармэкспресс».

Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2017 года решение суда от  15 июня 2017 года оставлено без изменения.

 В кассационной жалобе Фонд социального страхования ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям не применения судами закона, подлежащего применению, частей 1, 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации  государственной услуги по  обеспечению инвалидов  техническими средствами реабилитации  и (или) услугами и отдельных  категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме  зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также  по выплате компенсации за  самостоятельно  приобретённые  инвалидами  технические средства реабилитации (ветеранами протезы   кроме  зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или)  оплаченные услуги и  ежегодной  денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утверждённого  приказом  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 23.09.2014 № 657н (далее – Административный регламент), несоответствия выводов судов  действующему законодательству  и сложившейся судебной практике.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суды в нарушение части 1 статьи 168, части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дали оценку ни одному доводу Фонда; просит  судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении  заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу ООО «Фармэкспресс» считает судебные акты законными, доводы кассационной жалобы необоснованными.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель  Фонда социального страхования поддержала доводы кассационной жалобы.

Представитель Иркутского УФАС России согласился с доводами кассационной жалобы учреждения.

Учредитель ООО «Фармэкспресс» и представитель общества возражали против доводов кассационной жалобы, просили оставить судебные акты без изменения.

Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 17.11.2015  по результатам электронного аукциона (извещение № 0234100000215000440) между ООО «Фармэкспресс» (поставщик) и Фондом социального страхования (заказчик) заключен государственный контракт № 658 на поставку технических средств реабилитации (абсорбирующего белья (пеленок)) для обеспечения ими в 2015 году инвалидов.

В связи с нарушением обществом сроков поставки товаров Фондом социального страхования 17.12.2015 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта № 658.

20.01.2016 в Иркутское УФАС России поступило обращение заказчика (Фонда социального страхования) о включении сведений в отношении ООО «Фармэкспресс» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

По результатам проведенной проверки комиссия Иркутского УФАС России приняла решение № РНП-38-15 от 03.02.2016 о включении сведений в отношении ООО «Фармэкспресс» в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года; сведений об учредителе ООО «Фармэкспресс» (Шабатуровой О.В.) и лице, исполняющем функцию единоличного исполнительного органа ООО «Фармэкспресс» (Шабатуровой О.В.), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

В соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8).

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9).

Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).

В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 6 статьи 104 Закона о контрактной системе).

В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).

Из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 № ВАС -116117/12 и от 12.07.2013 № ВАС-8371/13 усматривается, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Признавая незаконным  решение антимонопольного органа, суды  правомерно учли следующее.

17.11.2015 между ООО «Фармэкспресс» и Фондом социального страхования был заключен государственный контракт № 658 на поставку технических средств реабилитации (абсорбирующего белья (пеленок)) для обеспечения ими в 2015 году инвалидов.

Пунктом 2.1 государственного контракта предусмотрено, что поставщик обязуется поставить получателям (по месту их жительства) товар в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1), а заказчик обязуется оплатить фактически поставленный поставщиком товар получателям в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

Согласно Приложению № 1 (т. 2, л.д. 49) к государственному контракту «Техническое задание на поставку технических средств реабилитации (абсорбирующего белья (пеленок)) для обеспечения ими в 2015 году инвалидов» необходимо поставить 553 200 штук пеленок (абсорбирующего белья) на общую сумму 7 061 694 рублей.

Государственный контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и действует по 31.12.215 года.

В соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 государственного контракта товар доставляется получателям в срок до 15.12.2015 года; в случае если на 15.12.2015 года количество фактически поставленного товара и количество направлений, выданных филиалом заказчика, меньше количества товара, указанного в техническом задании, стороны обязаны расторгнуть контракт.

На основании пункта 5.1.3 государственного контракта не позднее чем через 2 календарных дня после получения Реестров получателей, нуждающихся в обеспечении техническими средствами реабилитации, поставщик обязан предоставить заказчику и филиалам заказчика график поставки товара по территории Иркутской области.

Письмами от 08.12. 2015 № 01-09/08/20111 и от 10.12.2015 № 01-09/04/20332  заказчик сообщил поставщику, что по состоянию на 08.12.2015 и на 10.12.2015 процент освоения по контракту составляет - 0%. Также указанными письмами заказчик потребовал от поставщика предоставления графиков поставки товаров.

Письмом от 08.12.2015 № 66, поступившим в Региональное отделение ФСС России 14.12.2015, поставщик представил график поставки товара по территории Иркутской области, согласно которому в зависимости от района Иркутской области поставка должна быть осуществлена в период с 25 ноября 2015 года по 21 декабря 2015 года, то есть с нарушением сроков поставки, предусмотренных государственным контрактом.

Посчитав, что имеет место неоднократное нарушение обществом сроков поставки товаров в соответствии с пунктами 9.3 и 9.4 государственного контракта, Фонд социального страхования 17.12.2015 принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта № 658.

С учётом вышеизложенных обстоятельств, суды двух инстанций признали, что  в рассматриваемом случае достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков не было: нарушение сроков исполнения государственного контракта вызвано задержкой доставки товара перевозчиками (в том числе по объективным причинам). Названное не зависело от воли поставщика и, следовательно, не может свидетельствовать о недобросовестном его поведении.

Кроме того, при заключении государственного контракта поставщик не имел точных сведений о получателях и адресах доставки по данному контракту (реестры получателей были предоставлены только 25-27 ноября 2015 года), в связи с чем общество не предполагало, что не сможет обеспечить своевременную доставку товара некоторым получателям по независящим от него причинам (погодные условия, забастовки перевозчиков, отдаленность районов доставки, позднее открытие ледовых переправ через реки и т.д.).

В силу пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, орган социального страхования обязан выслать (выдать) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия).

Судами было установлено, что направления лицам, имеющим право на получение технических средств реабилитации, филиалами Фонда социального страхования фактически не выдавались.

Как признали суды, названные обстоятельства, свидетельствующие о неисполнении заказчиком одной из своих публичных (административных) функций, одновременно являющейся его встречной обязанностью по государственному контракту,  также повлияли на объем и своевременность поставки товаров, поскольку, получая направление, получатель уведомляется о том, в какой период ему необходимо находиться по месту проживания или иным способом обеспечить получение товара; неисполнение этой обязанности также затруднило возможность исполнения контракта в установленный срок.

Выводы судов о том, что у антимонопольного органа в данном конкретном случае отсутствовали достаточные основания для применения такой меры государственного принуждения, как включение сведений об ООО «Фармэкспресс», о его учредителе и лице, исполняющем функцию единоличного исполнительного органа, в реестр недобросовестных поставщиков, основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены, вопреки доводам кассационной жалобы, при правильном применении норм материального права – Закона о контрактной системе, Административного регламента и норм процессуального права – статей 168, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что  его доводы  не были  предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции, противоречат мотивированным выводам судов и не свидетельствуют  о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Иные доводы кассационной жалобы направлены на  переоценку  установленных по делу обстоятельств  и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда  кассационной инстанции.

Аналогичный подход  к обстоятельствам исполнения другого контракта, заключённого обществом  и Фондом, был изложен в судебных актах по делу                                               № А19-5908/2016 и  поддержан Определением  Верховного Суда Российской Федерации  от 14.08.2017 № 303-КГ17-10155.

При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями  274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2017 года по делу                     № А19-5909/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от                      24 августа 2017 года по тому же делу  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Л.А. Кадникова

Судьи

А.Н. Левошко

М. М. Шелёмина